4.4. Общешкольные праздники как форма воспитательной работы

    Детский массовый праздник - одна из самых распространенных сложных форм работы школы, воспитателя. Праздник нужен детям как вид творчества, как одна из форм их духовного самовыражения. Воспитательная роль праздника состоит в его "мудрости", "чтобы, развлекая, поучать". Праздник это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Он призван служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, укреплять в них высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы.
    Особенностями детского праздника являются: общественно значимое содержание; игровая форма; зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, нагрузка на слова и музыку; использование ярких художественных средств; коллективное участие и коллективное восприятие; добровольность участия, свободное единение детей во имя радости.

    3 "нельзя" на празднике подростков:

Нельзя взрослым забирать инициативу у детей. Они сами должны пройти путь праздника от начала до конца. У них должна возникнуть идея праздника, они должны быть его организаторами, хозяевами, распорядителями. Роль взрослых сводится к ненавязчивой подсказке, тактичному совету. Праздник "наш" и именно поэтому "мой".
Нельзя использовать методы назидания, внушения. Мощными помощниками педагогов, заменяющими скучные воздействия и дающими сильный нравственный урок, становятся средства художественного, эстетического воздействия. Острота мироощущения поможет им понять даже сложную образную систему праздничного зрелища.
Нельзя часто проводить праздники. У пресыщенного зрелищами подростка притупляется восприятие, он становится бесстрастным созерцателем.

Организация праздника.

    I этап. Организационный. Подготовка к празднику должна начаться заблаговременно. Создается Совет праздника (Совет дела) из детей и взрослых. Составляется подробный план подготовки к празднику, выпускается первый плакат-объявление, яркая афиша о предстоящем событии, призывающий детей и взрослых быть его организаторами и участниками.
    Поступившие предложения в Совете праздника обсуждаются, а когда станет ясным, каким хотят его видеть, самостоятельный выбор художественного материала, артистическое проникновение в образ и воспитательные задачи определены, составляется сценарий праздника, обсуждается в классах, утверждается Советом.
    Распределяются поручения с учетом индивидуальных интересов и способностей и начинаются репетиции. В то же время решаются вопросы о месте, времени, материальном и техническом обеспечении праздника.

    II этап. Предпраздничный. Проверяется готовность всех участников, составляется четкий график репетиций. Проводится генеральная репетиция (работа над отдельными эпизодами, их стыковкой, отрабатываются сложные моменты), несколько прогонов всего представления. Организованность и порядок для массового праздника основа основ. Однако недопустим и жесткий регламент, который может привести к заорганизованности и лишить задуманное детьми праздничных чувств и детской непосредственности.

    III этап. Сам праздник. Самое главное в начале егонастроение ожидания, волнения и предвкушения успеха праздника: все получится хорошо.
    Ответственные за ход праздника готовы. Они на своих местах. Звучат фанфары, стихи, музыка, песни; увлекают детей танцы, сценки, яркие плакаты. Кульминацией праздника является точка наивысшего эмоционального подъема, момент наибольшей яркости и торжественности. Финал праздника должен закрепить в душе, в памяти детей главную мысль его. Эта "изюминка" в каждом празднике своя.

    IV этап. Обсуждение итогов. В классах и творческих группах, совете праздника, педагогическом совете, родительском собрании.

    Условия успеха праздника:

продумать замысел, основную идею праздника и способ ее художественного выражения, центральный образ представления;
создать постановочный план праздника, в котором реализуется замысел, главные события праздника, эпизоды;
опираться на принципы музыкального, декоративного оформления, костюмы, реквизит;
создать сценарий (пролог, завязка, развитие действия, кульминация, финал). Строго отобрать информацию, стихи, песни;
использовать приемы объединения исполнителей со зрителями (коллективное пение, речевки, минута молчания, массовые игры, состязания, игровые средства и т.п.);
завязка эпизод, "запускающий" в движение сюжет праздника старт праздника;
иметь продуманную композицию;
каждый фрагмент должен обладать сюжетной логикой, быть связанным в смысловую цепочку фрагментов, не повторяя однообразный набор выразительных средств;
использование юмора, шутки, смеха, спортивной программы.

    Основные приметы праздника: идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность.

    Типы праздников.

Обряды и праздники, проводимые школой, классифицируем по признаку содержания:

государственные праздники: День России (12 июня), День защиты детей (1 июня), День 8 марта;
трудовые праздники: День города Ярославля, День урожая, День учителя;
школьные праздники: День знаний. Последний звонок, Выпускной бал. Школьный фестиваль искусств, школьные юбилеи, предметные, тематические вечера (поэтические, музыкальные, литературные). Праздник букваря. Праздник книги. Дни встречи с выпускниками;
праздники Природы и Времен года: Новый год. Рождество, Святки, Встреча весны. Масленица, День птиц, Троица, Русской березки, Осенний бал;
воинские: День Победы, День защитников Отечества;
семейно-бытовые: День рождения, День именинников, День пожилого человека и другие.

    День знаний. Обряд этот символизирует приобщение детей к миру знаний и культуры. Праздничные мероприятия этого дня перерастают в праздничный акт День знаний. Начинается он ритуальной торжественной линейкой, а затем дети встречаются с учеными, интересными людьми, посещают выставки научного и технического творчества, участвуют в театрализованных спектаклях "Путешествие в Науку", викторинах, конкурсах, спортивных состязаниях, парковых праздниках. В этот день первоклассников посвящают в школьники. 1 сентябряяркое событие в жизни школьников, учителей, родителей. Музыка, напутствия и надежды на успех объединяют всех. Школьный звонок зовет в новый учебный год. А вечером всех ждет дискотека, песни под гитару, прогулка по любимому Ярославлю.

    День урожая. Корни этого праздника уходят к древним земледельческим и скотоводческим обычаям и праздникам. Выставка даров Лета и Труда встречает детей, родителей, жителей микрорайона; стенгазеты, награждения за работу в школьном лесничестве "Сосенка", стихи, музыка, песни, ярмарка. Все это красиво, тепло, радостно воспевает руки и труд человека.

    Новый год. Этот праздник особенно любим в школе. Каникулы и елка, подарки и празднества длятся несколько дней. Знают наши ребята об истории этого праздника, самого древнейшего на Земле. Веселые игры, ряженые, пение и пляски "коляды" нравятся и ребятам, и жителям микрорайона. От души веселятся и учителя, встречая своих колядующих учеников. Готовят этот праздник дети с помощью фольклорного, музыкального, экологического, театрального центров и центра прикладного творчества, привлекая и новый урожай, благополучие и преуспеяние.

    Святки. Так в России назывались праздничные дни от Рождества Христова до Крещения (с 7 по 18 января). Всем действиям этого праздника придавался магический характер и направлены они были на урожайность будущего года. Шествие ряженых детей, учителей и родителей, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми древнейшие земледельческие ритуалы язычества дети принимают легко, весело, заражаясь радостью переодевания, изобретательства, исполнительства. Коза, Бабка, Баба-Яга, Солдат и т.д. узнаваемы, всеми восторженно приветствуются. В святочных играх участвуют и дети, и взрослые ("Вишня", "Свинья ходит по бору" и др.). Постановки сказок, святочные гадания могут продолжаться допоздна.

    День защитников Отечества. Готовят праздник обучающиеся в классах военно-патриотического воспитания. В программе изучение истории края и России, ее подвигов и мужества, исторические эпохи и люди, их слава и имена улиц, богатырские игры и викторины, солдатские песни и театральные представления, минута молчания и фейерверк славы.

    Масленица. Празднуется Масленица на стыке зимы и весны. Массовое гуляние в микрорайоне готовят все классы, жители домов, воспитательные центры, социально-педагогический центр. Провожаем зиму с блинами, самоварами, шествием и карнавалом ряженых, катанием с гор на санях, ездой на тройках с бубенцами, шумными играми и затеями, соревнованием, сжиганием соломенных чучел, взятием снежной крепости. Гудочники и скоморохи, гармонисты и частушечники, торговые ряды ярмарки собирают весь микрорайон.

    9 мая. Праздник радости, грусти и скорби. Страницы истории в школьных газетах, встречи поколений фронтовиков, возложение цветов к Вечному огню, вечер военной песни. Поздравление жителей микрорайона "Праздничной солдатской почтой"

    Троица. Троица (Духов день, Семик, Березка) - пограничный обряд, соединяющий весну с летом. Это традиционно девичий и женский праздник. В этот день они как бы воссоединяются с Матерью-природой и берут от нее плодородную силу. Олицетворением женского начала по славянской мифологии являлась береза. Поэтому праздник проводится в лесу, на поляне, где растут березы. Ветками березы, "маем" украшаем дома внутри и снаружи. Фольклорный ансамбль и школьные хоры поют "майские" песни ("мае-мае зелено!"). Впереди шествия детей и жителей микрорайона несут чучело русалки (атрибут праздника). Идем в лес, к березкам, где совершается обряд кумления. Интересны роли и девочек, и мальчиков. Они образуют платочками замкнутый круг вокруг березки, здороваются с ней кумятся - роднятся, приговаривают: "Кумись, кумись, дружись!" Плясовыми песнями и троицкой трапезой с чаепитием заканчивается этот день.

    Трудовому годовому циклу соответствует годовой календарный цикл праздников и обрядов. Так было в древние времена, так будет всегда. Это органично вписывается в ритм школьной жизни, наполняет ее радостным ожиданием, формирует "мажор" школьного климата.

Литература

    Актуальные проблемы социального воспитания.- Москва Запорожье, 1990.
    Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка.- М.: Знание, 1984.
    Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старше классников.- М., 1988.
    Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя.- М., 1984.
    Величкина В.М. Классный руководитель сельской школы.- М., 1986.
    Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений.- М., 1987.
    Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя.- М., 1992.
    Гнатюк Н. Под парусом любительского клуба.- М.: Знание, 1989.
    Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка.- М., 1986.
    Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания.- М., 1990.
   Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1992.
   Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием.- Минск, 1991.
    Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников.- Минск, 1990.
   Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1986.
   Методика воспитательной работы / Под ред. Тувинского Л.И.- М., 1989.
   Полукоров В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение.- М.: Знание, 1988.
   Прасолова Е.В. В союзе с красотой.- М., 1987.
   Проблемы эстетического воспитания подростков / Под ред. Богомоловой Л.В.- М.: Новая школа, 1994.
   Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.- М.: Знание, 1980.
   Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Ч.2.- Москва - Тула, 1993.
    Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания.- М., 1993.
   Формы воспитательной работы классного руководителя / Научные рецензенты Шнекендорф 3.К., Елизаров А.А.- М., 1987.
   Шмаков С.А. Уроки детского досуга.- М., 1993.
   Щуркова Н.Е. Вы стали классными руководителем.- М., 1986.
   Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел.- М., 1994.