Главная задача воспитательной деятельности в начальной ступени: формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, старшими и младшими педагогами. Ведущими интегративными качествами личности в начальной школе выступают: гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность.
1. Знакомство с культурой семейных отношений
а. Беседы: "Мой дом", "Тепло отчего
дома", "Мои семейные обязанности", "Что
значит любить маму (папу)".
б. Домашние задания — практикумы: "Ласковые
слова маме", "Приятное для братишки",
"Игры с младшим
братом".
в. Ролевые игры: "Праздник в семье",
"Мамины помощники".
г. Проигрывание сюжетов: "Как утешить
плачущего малыша", "Как поднять настроение
маме".
д. Праздники в школе и дома: "У нас гости",
"Праздник вежливости".
2. Формирование культуры отношений к природе
Усвоение понятий "красивое", "уродливое", "безобразное", "экология", "природа", "гигиена", "атмосфера". Наблюдение за явлениями природы и их описание в слове (стихи), музыке (песни), живописи.
3. Приобщение к русской национальной культуре
а. Проведение традиционных славянских
праздников.
б. Конкурсы сказок, услышанных от
бабушки.
в. Исполнение русских частушек, народных песен.
г. Русские национальные игры.
4. Формирование качеств, от которых зависит культура поведения.
Понятия "правдивость",
"честность", "ответственность",
"отзывчивость", "вежливость",
"исполнительность" "инициатива".
а. Беседы: "Кого мы называем добрым", "Кого
мы называем честным", "Я и мы", "Мы все
умеем сами".
б. Проигрывание сюжетов.
5. Организация здорового образа жизни.
Раскрытие понятий: "здоровье", "образ
жизни", "режим", "традиции".
а. Беседы: "Твой режим дня".
б. Практические занятия: Изобразить на бумаге
"дорогу к победе над собой", отмечая успехи и
неудачи (шаг вперед, шаг назад). Набрать 50 баллов
за четверть
в. Игра "Как стать нехворайкой".
г. Конкурсы: "Звуки в природе",
"Чудо-дерево", рассказы детей о любимых
занятиях.
д. Вечера дружбы детей.
6. Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей.
а. Беседы и наблюдения: "Лицо человека",
"Фигура человека", "Душа человека",
"Дела человека", "Как стать красивым и
обаятельным".
б. Занятия-практикумы: "Как помочь товарищу,
если он попал в беду", "Что такое красивый
поступок", "Как опрятно и красиво
одеваться".
7. Формирование культуры отношений между полами.
а. Беседы. Особенности
поведения девочек и мальчиков.
б. Занятия-практикумы: "Уступи девочке
место", "Помоги ей в физической работе",
"Защити девочку от обидчиков", "Говори с
мальчиком уважительно", "Благодари его за
помощь".
8. Формирование культуры поведения.
Усвоение понятий:
"эстетичность", "сдержанность",
"управление собой", "настойчивость",
"долг", "порядочность".
а. Беседы о культуре поведения: "Культура
поведения", "Права ребенка (по книге Ю.
Яковлева "Ваши права, дети")", "Можно"
и "нельзя" в жизни", "Настойчивость и
упрямство" и др.
б. Игра-упражнение. "Давайте говорить друг
другу комплименты".
9. Формирование культуры труда.
а. Беседы: "Умственный и физический труд",
"Необходимость труда, соотношение
"хочу-могу-надо", "Правила учебного
труда", "Тысяча профессий" и др.
б. Сюжетно-ролевые игры: наша улица, ремонтная
мастерская, ферма, железная дорога и др.
в. Праздники труда в школе и дома: праздник
Букваря, книжкин праздник и др.
г. Домашние задания-практикумы: уход за
садово-огородными растениями, животными;
культура работы с ручным инструментом и др.
10. Формирование начал экономической культуры.
Знакомство с экономическими понятиями:
стоимость, деньги-товар, покупка-продажа,
расход-доход, экономия, бережливость - расточительность.
а. Беседы: "Что значит быть
бережливым", "Сколько стоит твое
здоровье", "Береги минуту".
б. Ролевые игры: магазин, рынок, ярмарка, аукцион.
в. Конкурсы и общественные дела: "Береги
хлеб", операция "Капля", экономия
электроэнергии и др.
г. Школа "Хозяюшка".
д. Практические занятия: цена вещей, расходы
семьи и др.