Ведущая воспитательная
задача-формирование нравственного самосознания,
ответственности как черты личности и обучение
культуре поведения на основе управления собой.
Воспитываются следующие интегративные качества:
ответственность, объективная самооценка,
дисциплина, умение подчиняться и руководить и
т.п.
    Не менее важное направление
воспитательной работы во второй ступени —
формирование нравственных позиций по отношению
к другому полу, возрасту и уровню способностей,
одаренности. Подростки соотносят себя с другими,
но нередко не видят границ между "можно" и
"нельзя", когда речь идет о девочках,
девушках, женщинах, старших и младших, более или
менее способных своих сверстниках.
1. Воспитание эстетического и психологического видения жизни человека.
    а. Темы классных часов: "Что такое
духовное богатство человека", "Как человек
реагирует на события жизни", "Мир
человеческих чувств", "Как изучить свой
характер", "Внешняя культура человека",
"Герои и антигерои", "Человек и
обстоятельства".
    б. Практикум: заполнение карты
самооценки качеств личности на основе
самопознания своих черт характера.
2. Познай самого себя
    а. Темы классных часов: "Красота
истинная и искусственная", "Когда добро
творит зло", "Почему и правда "худа без
добра не бывает", "По каким критериям судить
о воспитанности людей", "Ответственность
— мера добра и зла",
"Дружелюбие, трудолюбие, честь и
достоинство", " Объективная самооценка",
"Как работать над собой", "Культура
поведения в семье".
    б. Практикумы: "Девичья красота",
"Как узнать, каков человек на самом деле",
"Составление эталонов поведения для своего
возраста", "Как вести личный дневник".
3. Организация коллективной деятельности
    Основные понятия: коллектив,
деятельность, цели — личные,
коллективные, самоуправление, актив,
общественное мнение.
    Варианты детских объединений: по
основной деятельности — класс, кружок,
исследовательская группа при учителе,
специалисте, ученом; по интересам — клуб
любознательных, "зеленых", краеведов и т.п.
    Формы работы: собрание группы, классы,
классные часы; работа с активом; организация
самоуправления; коллективное творческое дело;
экскурсии, походы.