3.2. Программа воспитательной работы с младшими подростками (V-VI классы)

    Ведущая воспитательная задача-формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой. Воспитываются следующие интегративные качества: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить и т.п.
    Не менее важное направление воспитательной работы во второй ступени — формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности. Подростки соотносят себя с другими, но нередко не видят границ между "можно" и "нельзя", когда речь идет о девочках, девушках, женщинах, старших и младших, более или менее способных своих сверстниках.

1. Воспитание эстетического и психологического видения жизни человека.

    а. Темы классных часов: "Что такое духовное богатство человека", "Как человек реагирует на события жизни", "Мир человеческих чувств", "Как изучить свой характер", "Внешняя культура человека", "Герои и антигерои", "Человек и обстоятельства".
    б. Практикум: заполнение карты самооценки качеств личности на основе самопознания своих черт характера.

2. Познай самого себя

    а. Темы классных часов: "Красота истинная и искусственная", "Когда добро творит зло", "Почему и правда "худа без добра не бывает", "По каким критериям судить о воспитанности людей", "Ответственность мера добра и зла", "Дружелюбие, трудолюбие, честь и достоинство", " Объективная самооценка", "Как работать над собой", "Культура поведения в семье".
    б. Практикумы: "Девичья красота", "Как узнать, каков человек на самом деле", "Составление эталонов поведения для своего возраста", "Как вести личный дневник".

3. Организация коллективной деятельности

    Основные понятия: коллектив, деятельность, цели личные, коллективные, самоуправление, актив, общественное мнение.
    Варианты детских объединений: по основной деятельности — класс, кружок, исследовательская группа при учителе, специалисте, ученом; по интересам — клуб любознательных, "зеленых", краеведов и т.п.
    Формы работы: собрание группы, классы, классные часы; работа с активом; организация самоуправления; коллективное творческое дело; экскурсии, походы.