Основные задачи воспитательной работы с подростками VII-VIII классов:
|  | формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений; | 
|  | развитие самосознания и воспитания культуры самовоспитания; | 
|  | приобщение к ведущим духовным ценностям своего отечества, воспитание гражданственности; | 
|  | формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни; | 
|  | формирование экономического мышления. | 
1. Общечеловеческие нравственные ценности
    Подростковый возраст характерен
особой восприимчивостью к красоте, что связано с
половым созреванием, чувством зрелости,
осознанием себя в качестве человека, гражданина,
представителя своего народа, члена семьи, с
развитием самоосознания.
    Беседы, экскурсии, чтение книг,
посещение выставок: 
|  | Исторические корни русского человека. | 
|  | Черты русского характера (стойкость, выносливость, широта души). | 
|  | Человеческая трагедия (смерть, убийство, землетрясение, кораблекрушение, война). | 
|  | Заповедь Библии: "Не убий!". | 
|  | Человеческая драма (брак по принуждению, потеря близких, проводы на войну, подневольный труд). | 
|  | Заповедь: "Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе" и т.п. | 
|  | Человеческая радость (взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию, творчество, общение с природой). | 
|  | Заповедь: "Люби ближнего своего, как себя самого". | 
|  | Человеческие сомнения. | 
|  | Нравственное правило: "Найди себя, прежде чем искать что — либо другое". | 
2. Жизненное самоопределение
    а. Беседы: "С чего начинается
взрослость", "Как создастся характер",
"Мужской и женский характеры", "Как
готовить себя к семейной жизни", "Культура
семейной жизни", "Первая любовь", "Как
стать обаятельной девушкой", "Как стать
обаятельным юношей", "Культура самопознания
и самовоспитания".
    б. Практикумы: "Правила счастливого
человека", "Женщина в доме", "Мужчина в
доме", "Как изучить свои способности".
    в. Вечера, конкурсы, праздники и др.
    г. Тестирование, тренинги по вопросам
подготовки к жизненно-важным ситуациям.
3. Основы экономического воспитания
    Знакомство с экономическими
понятиями: материальные и духовные ценности,
материальная заинтересованность, цена и
себестоимость, бюджет, налог, заработная плата.
    Нравственно-экономические качества:
альтруизм, благотворительность (иждивенчество,
эгоизм), потребности, деловитость (лень),
предприимчивость (безинициативность), честное
слово и честь, честность (нечестность), смелость,
риск (трусость), надежность, обязательность
(разгильдяйство), уважение к партнеру
(зазнайство), бескорыстие (алчность), оптимизм
(пессимизм), общительность (замкнутость).
    а. Беседы: "Как заработать деньги",
"Здоровье и предпринимательство".
    б. Ролевые игры: "Домоводство",
"Малое предприятие".
    в. Общественно-полезная деятельность:
операции "Родничок", "Подснежник",
"Муравей".
    г. Общешкольная игра РЭИМ ("Рыночная
экономика и мы").
4. Самореализация личности подростка
    а. Беседы: "Портрет нашего
современника", "Идеалы и антиидеалы",
"Человек и культура", "Человек в мире
техники", "Человек и рыночная экономика".
    б. Психологический практикум: как
определить свои способности (книга Я.Л.
Коломинского "Человек: психология").
    в. Профориентационный мониторинг.
    г. Аутотренинг — система занятий для
желающих.