3.3. Программа воспитательной работы со старшими подростками (VII-VIII классы)

    Основные задачи воспитательной работы с подростками VII-VIII классов:

формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений;
развитие самосознания и воспитания культуры самовоспитания;
приобщение к ведущим духовным ценностям своего отечества, воспитание гражданственности;
формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни;
формирование экономического мышления.

1. Общечеловеческие нравственные ценности

    Подростковый возраст характерен особой восприимчивостью к красоте, что связано с половым созреванием, чувством зрелости, осознанием себя в качестве человека, гражданина, представителя своего народа, члена семьи, с развитием самоосознания.
    Беседы, экскурсии, чтение книг, посещение выставок:

Исторические корни русского человека.
Черты русского характера (стойкость, выносливость, широта души).
Человеческая трагедия (смерть, убийство, землетрясение, кораблекрушение, война).
Заповедь Библии: "Не убий!".
Человеческая драма (брак по принуждению, потеря близких, проводы на войну, подневольный труд).
Заповедь: "Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе" и т.п.
Человеческая радость (взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию, творчество, общение с природой).
Заповедь: "Люби ближнего своего, как себя самого".
Человеческие сомнения.
Нравственное правило: "Найди себя, прежде чем искать что — либо другое".

2. Жизненное самоопределение

    а. Беседы: "С чего начинается взрослость", "Как создастся характер", "Мужской и женский характеры", "Как готовить себя к семейной жизни", "Культура семейной жизни", "Первая любовь", "Как стать обаятельной девушкой", "Как стать обаятельным юношей", "Культура самопознания и самовоспитания".
    б. Практикумы: "Правила счастливого человека", "Женщина в доме", "Мужчина в доме", "Как изучить свои способности".
    в. Вечера, конкурсы, праздники и др.
    г. Тестирование, тренинги по вопросам подготовки к жизненно-важным ситуациям.

3. Основы экономического воспитания

    Знакомство с экономическими понятиями: материальные и духовные ценности, материальная заинтересованность, цена и себестоимость, бюджет, налог, заработная плата.
    Нравственно-экономические качества: альтруизм, благотворительность (иждивенчество, эгоизм), потребности, деловитость (лень), предприимчивость (безинициативность), честное слово и честь, честность (нечестность), смелость, риск (трусость), надежность, обязательность (разгильдяйство), уважение к партнеру (зазнайство), бескорыстие (алчность), оптимизм (пессимизм), общительность (замкнутость).
    а. Беседы: "Как заработать деньги", "Здоровье и предпринимательство".
    б. Ролевые игры: "Домоводство", "Малое предприятие".
    в. Общественно-полезная деятельность: операции "Родничок", "Подснежник", "Муравей".
    г. Общешкольная игра РЭИМ ("Рыночная экономика и мы").

4. Самореализация личности подростка

    а. Беседы: "Портрет нашего современника", "Идеалы и антиидеалы", "Человек и культура", "Человек в мире техники", "Человек и рыночная экономика".
    б. Психологический практикум: как определить свои способности (книга Я.Л. Коломинского "Человек: психология").
    в. Профориентационный мониторинг.
    г. Аутотренинг — система занятий для желающих.