Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры; | |
быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям; | |
инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека; | |
потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией; | |
умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем; | |
диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе; | |
высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.). |
Воспитание этих качеств осуществляется через комплексные целевые программы, осуществляемые совместно педагогами, родителями и учащимися.
Целевая программа: Труд и Призвание
Для подростков в рамках учебного плана организуется трудовая деятельность, в процессе которой они приобретают практические умения и определенные качества личности. Целенаправленная организация трудовой деятельности может идти по следующим направлениям (комплексам).
1) Развитие работоспособности и
укрепление здоровья выпускников школ.
Практические дела: труд в кооперативах, лагерях
труда и отдыха, ученических производственных
бригадах.
2) Формирование мотивов труда: труд в
УПК, в заводских цехах, на фермах, в мастерских,
деятельность школьных кооперативов,
овощеводческих бригад, предприятий по
изготовлению мебели, ремонтные работы.
3) Формирование предприимчивости: труд
на промышленных предприятиях, изготовление
изделий прикладного искусства ,
овладение навыками народного творчества.
4) Развитие культуры труда:
измерительные работы в мастерских, труд на
компьютере, в типографии, монтажные и
оформительские работы по заказу.
5) Отношения с трудовыми партнерами и
коллективами: работа на договорных условиях.
Трудовой опыт, формируемый у
старшеклассников в этих комплексах, является
основой для многообразной профориентационной
работы.
Практикум: Как определить свое
призвание.
Целевая программа: Культура и Личность
Темы и проблемы, подлежащие
обсуждению в различных сферах общения
старшеклассников со взрослыми:
1) Культура как синтез духовности
предшествующих поколений.
2) Нравственная культура.
3) Культура труда.
4) Политическая культура,
5) Религия и культура.
Целевая программа: Труд и общение в развитии человека
1) Расы, народы, нации.
2) Славяне и народы, образовавшиеся на
их основе.
3) Мир человеческого сознания.
4) Жизненный опыт человека.
5) Святыни человеческой души: Вера,
Достоинство, супружеская и родительская любовь,
братство
по крови и духу.
6) Права и свободы человека.
7) Единство прав и обязанностей.
8) Человек - мера всех вещей.
9) Ценности жизни, принадлежащие всем:
мир, содружество, природные богатства, культура,
наука,
образование,
здравоохранение.
Целевая программа: Безопасное Поведение
1) Как молодые люди
втягиваются в преступную деятельность.
2) Как вести себя в конфликтных
ситуациях.
3) Что значит быть болельщиком.
4) Всегда соблюдать законы.
5) Как быстрее выздороветь при
наступлении болезни.
6) Если вам очень плохо ...
Целевая программа: Человек и Рынок
1) Экономические
понятия: маркетинг, рынок, хозрасчет, нормы,
производительность труда, экономический закон,
рентабельность, научная организация труда, банк,
биржа, малое предприятие.
2) Нравственно-экономические
категории: экономика и экология, социальная
забота, философия рынка, рационализация и
изобретательство, экономическая зависимость,
экономическая реформа.
Азаров Ю.П. Искусство
воспитывать.- М., 1979.
Амонашвили Ш.А.
Как живете, дети?- М., 1986.
Белкин А.С.
Ситуация успеха. Как ее создать.- М., 1991.
Богданова О.С.,
Черенкова С. В. Нравственное воспитание
старшеклассников.- М., 1988.
Донцов И.А.
Самовоспитание личности.- М., 1984.
Зюзько М.В. Пять
шагов к себе.- М., 1992.
Иванов В.Д.
Самодеятельность, самостоятельность,
самоуправление.- М., 1991.
Иванов И.П.
Методика коммунарского воспитания.- М., 1990.
Иванов И.П. Энциклопедия
коллективных творческих дел.- М., 1989.
Караковский В.А.
Стать человеком. Общечеловеческие ценности
— основы целостного
учебно-воспитательного процесса.- М., 1993.
Кленская И.С. Беседы о
смысле жизни.- М., 1989.
Кон И. С. Открытие
"Я".- М., 1978.
Корчак Я. Как
любить детей.- М., 1990.
Кочетов А. И. Как
заниматься самовоспитанием.- Минск, 1991.
Кочетов А. И. и др.
Эксперимент по программе воспитательной работы
в школе.- Ярославль, ИПК, 1994.
Лутошкин А.Н. Как
вести за собой.- М., 1986.
Макаренко А.С.
Методика организации воспитательного процесса.-
Соч. т. 5.- М.: Изд-во АПН, 1960.
Методика воспитательной
работы / Под ред. Рувинского
Л.И.- М., 1989.
Новое в воспитательной
работе школы / Составители
Щуркова Н.К., Шнырева В.Н.- М., 1991.
Орлов Ю.М.
Самопознание и самовоспитание характера.- М.,
1987.
Педагогический поиск.- М.,
1990.
Прасолова Е.Л. В союзе
с красотой. Книга для учителя.- М., 1987.
Формы воспитательной
работы классного руководителя / Научные редакторы Шнекендорф 3.К., Елизаров А.А.- М., 1987.
Фромм Э. Душа
человека.- М., 1992.
Черный Г. П.
Торжественно, красиво, памятно.- М., 1989.
Шмаков С. А. Уроки
детского досуга.- М., 1993.
Щуркова Н.Е. Вы стали
классным руководителем.- М., 1986.
Щуркова Н.Е. и др.
Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1994.