Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
|  | интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры; | 
|  | быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям; | 
|  | инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека; | 
|  | потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией; | 
|  | умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем; | 
|  | диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе; | 
|  | высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.). | 
Воспитание этих качеств осуществляется через комплексные целевые программы, осуществляемые совместно педагогами, родителями и учащимися.
Целевая программа: Труд и Призвание
Для подростков в рамках учебного плана организуется трудовая деятельность, в процессе которой они приобретают практические умения и определенные качества личности. Целенаправленная организация трудовой деятельности может идти по следующим направлениям (комплексам).
    1) Развитие работоспособности и
укрепление здоровья выпускников школ.
Практические дела: труд в кооперативах, лагерях
труда и отдыха, ученических производственных
бригадах.
    2) Формирование мотивов труда: труд в
УПК, в заводских цехах, на фермах, в мастерских,
деятельность школьных кооперативов,
овощеводческих бригад, предприятий по
изготовлению мебели, ремонтные работы.
    3) Формирование предприимчивости: труд
на промышленных предприятиях, изготовление
изделий прикладного искусства ,
овладение навыками народного творчества.
    4) Развитие культуры труда:
измерительные работы в мастерских, труд на
компьютере, в типографии, монтажные и
оформительские работы по заказу.
    5) Отношения с трудовыми партнерами и
коллективами: работа на договорных условиях.
    Трудовой опыт, формируемый у
старшеклассников в этих комплексах, является
основой для многообразной профориентационной
работы.
    Практикум: Как определить свое
призвание.
Целевая программа: Культура и Личность
    Темы и проблемы, подлежащие
обсуждению в различных сферах общения
старшеклассников со взрослыми:
    1) Культура как синтез духовности
предшествующих поколений.
    2) Нравственная культура.
    3) Культура труда.
    4) Политическая культура,
    5) Религия и культура.
Целевая программа: Труд и общение в развитии человека
    1) Расы, народы, нации.
    2) Славяне и народы, образовавшиеся на
их основе.
    3) Мир человеческого сознания.
    4) Жизненный опыт человека.
    5) Святыни человеческой души: Вера,
Достоинство, супружеская и родительская любовь,
братство
        по крови и духу.
    6) Права и свободы человека.
    7) Единство прав и обязанностей.
    8) Человек - мера всех вещей.
    9) Ценности жизни, принадлежащие всем:
мир, содружество, природные богатства, культура,
наука,
        образование,
здравоохранение.
Целевая программа: Безопасное Поведение
    1) Как молодые люди
втягиваются в преступную деятельность.
    2) Как вести себя в конфликтных
ситуациях.
    3) Что значит быть болельщиком.
    4) Всегда соблюдать законы.
    5) Как быстрее выздороветь при
наступлении болезни.
    6) Если вам очень плохо ...
Целевая программа: Человек и Рынок
    1) Экономические
понятия: маркетинг, рынок, хозрасчет, нормы,
производительность труда, экономический закон,
рентабельность, научная организация труда, банк,
биржа, малое предприятие.
    2) Нравственно-экономические
категории: экономика и экология, социальная
забота, философия рынка, рационализация и
изобретательство, экономическая зависимость,
экономическая реформа.
    Азаров Ю.П. Искусство
воспитывать.- М., 1979.
    Амонашвили Ш.А.
Как живете, дети?- М., 1986.
    Белкин А.С.
Ситуация успеха. Как ее создать.- М., 1991.
    Богданова О.С.,
Черенкова С. В. Нравственное воспитание
старшеклассников.- М., 1988.
    Донцов И.А.
Самовоспитание личности.- М., 1984.
    Зюзько М.В. Пять
шагов к себе.- М., 1992. 
   Иванов В.Д.
Самодеятельность, самостоятельность,
самоуправление.- М., 1991.
    Иванов И.П.
Методика коммунарского воспитания.- М., 1990.
    Иванов И.П. Энциклопедия
коллективных творческих дел.- М., 1989.
   Караковский В.А.
Стать человеком. Общечеловеческие ценности
— основы целостного
учебно-воспитательного процесса.- М., 1993.
   Кленская И.С. Беседы о
смысле жизни.- М., 1989.
   Кон И. С. Открытие
"Я".- М., 1978.
    Корчак Я. Как
любить детей.- М., 1990.
    Кочетов А. И. Как
заниматься самовоспитанием.- Минск, 1991.
    Кочетов А. И. и др.
Эксперимент по программе воспитательной работы
в школе.- Ярославль, ИПК, 1994.
   Лутошкин А.Н. Как
вести за собой.- М., 1986. 
   Макаренко А.С.
Методика организации воспитательного процесса.-
Соч. т. 5.- М.: Изд-во АПН, 1960.
   Методика воспитательной
работы / Под ред. Рувинского
Л.И.- М., 1989.
   Новое в воспитательной
работе школы / Составители
Щуркова Н.К., Шнырева В.Н.- М., 1991.
   Орлов Ю.М.
Самопознание и самовоспитание характера.- М.,
1987.
   Педагогический поиск.- М.,
1990.
   Прасолова Е.Л. В союзе
с красотой. Книга для учителя.- М., 1987.
   Формы воспитательной
работы классного руководителя / Научные редакторы Шнекендорф 3.К., Елизаров А.А.- М., 1987.
   Фромм Э. Душа
человека.- М., 1992.
    Черный Г. П.
Торжественно, красиво, памятно.- М., 1989.
    Шмаков С. А. Уроки
детского досуга.- М., 1993.
   Щуркова Н.Е. Вы стали
классным руководителем.- М., 1986.
   Щуркова Н.Е. и др.
Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1994.