3.4. Программа воспитательной работы в старших классах

Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;
потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).

    Воспитание этих качеств осуществляется через комплексные целевые программы, осуществляемые совместно педагогами, родителями и учащимися.

Целевая программа: Труд и Призвание

    Для подростков в рамках учебного плана организуется трудовая деятельность, в процессе которой они приобретают практические умения и определенные качества личности. Целенаправленная организация трудовой деятельности может идти по следующим направлениям (комплексам).

    1) Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ. Практические дела: труд в кооперативах, лагерях труда и отдыха, ученических производственных бригадах.
    2) Формирование мотивов труда: труд в УПК, в заводских цехах, на фермах, в мастерских, деятельность школьных кооперативов, овощеводческих бригад, предприятий по изготовлению мебели, ремонтные работы.
    3) Формирование предприимчивости: труд на промышленных предприятиях, изготовление изделий прикладного искусства , овладение навыками народного творчества.
    4) Развитие культуры труда: измерительные работы в мастерских, труд на компьютере, в типографии, монтажные и оформительские работы по заказу.
    5) Отношения с трудовыми партнерами и коллективами: работа на договорных условиях.

    Трудовой опыт, формируемый у старшеклассников в этих комплексах, является основой для многообразной профориентационной работы.
    Практикум: Как определить свое призвание.

Целевая программа: Культура и Личность

    Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных сферах общения старшеклассников со взрослыми:
    1) Культура как синтез духовности предшествующих поколений.
    2) Нравственная культура.
    3) Культура труда.
    4) Политическая культура,
    5) Религия и культура.

Целевая программа: Труд и общение в развитии человека

    1) Расы, народы, нации.
    2) Славяне и народы, образовавшиеся на их основе.
    3) Мир человеческого сознания.
    4) Жизненный опыт человека.
    5) Святыни человеческой души: Вера, Достоинство, супружеская и родительская любовь, братство
        по крови и духу.
    6) Права и свободы человека.
    7) Единство прав и обязанностей.
    8) Человек - мера всех вещей.
    9) Ценности жизни, принадлежащие всем: мир, содружество, природные богатства, культура, наука,
        образование, здравоохранение.

Целевая программа: Безопасное Поведение

    1) Как молодые люди втягиваются в преступную деятельность.
    2) Как вести себя в конфликтных ситуациях.
    3) Что значит быть болельщиком.
    4) Всегда соблюдать законы.
    5) Как быстрее выздороветь при наступлении болезни.
    6) Если вам очень плохо ...

Целевая программа: Человек и Рынок

    1) Экономические понятия: маркетинг, рынок, хозрасчет, нормы, производительность труда, экономический закон, рентабельность, научная организация труда, банк, биржа, малое предприятие.
    2) Нравственно-экономические категории: экономика и экология, социальная забота, философия рынка, рационализация и изобретательство, экономическая зависимость, экономическая реформа.

Литература

    Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1979.
    Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?- М., 1986.
    Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать.- М., 1991.
    Богданова О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников.- М., 1988.
    Донцов И.А. Самовоспитание личности.- М., 1984.
    Зюзько М.В. Пять шагов к себе.- М., 1992.
   Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление.- М., 1991.
    Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания.- М., 1990.
    Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989.
   Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценностиосновы целостного учебно-воспитательного процесса.- М., 1993.
   Кленская И.С. Беседы о смысле жизни.- М., 1989.
   Кон И. С. Открытие "Я".- М., 1978.
    Корчак Я. Как любить детей.- М., 1990.
    Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием.- Минск, 1991.
    Кочетов А. И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе.- Ярославль, ИПК, 1994.
   Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1986.
   Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.- Соч. т. 5.- М.: Изд-во АПН, 1960.
   Методика воспитательной работы / Под ред. Рувинского Л.И.- М., 1989.
   Новое в воспитательной работе школы / Составители Щуркова Н.К., Шнырева В.Н.- М., 1991.
   Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М., 1987.
   Педагогический поиск.- М., 1990.
   Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. Книга для учителя.- М., 1987.
   Формы воспитательной работы классного руководителя / Научные редакторы Шнекендорф 3.К., Елизаров А.А.- М., 1987.
   Фромм Э. Душа человека.- М., 1992.
    Черный Г. П. Торжественно, красиво, памятно.- М., 1989.
    Шмаков С. А. Уроки детского досуга.- М., 1993.
   Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.- М., 1986.
   Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1994.