Отслеживание личностного развития
ведется с помощью карт воспитанности. Карты
воспитанности — это документ,
где перечислены качества личности, оцениваемые в
пятибалльной шкале. По результирующим
показателям можно судить об изменениях в
личностном развитии школьников в тот или иной
возрастной период. Все указанные в карте
воспитанности качества личности — это программа их воспитания.
Определяется то, что следует воспитать у ребенка
в первую очередь. Если тот или иной признак
достаточно сформирован, то обращается внимание
на другие. Карта воспитанности заполняется
школьником (в школе в форме игры "Кто я, какой
я?"), учителем, родителями. Это позволяет
учителю видеть, как изменяется ребенок: в какой
области развивается быстрее, где отстает.
Подсчитав общее число учащихся, имеющих те или
иные признаки воспитанности, воспитатель может
объективно оценить, каковы результаты его
собственной работы, точно наметить задачи и
содержание воспитательной работы с классом и с
каждым конкретным учеником. Определяются
задания родителям и ребенку: что делать, на что
обратить внимание, чтобы воспитать необходимое
качество личности.
Информацию о самом себе воспитанник
получает путем самонаблюдения, сравнения себя с
другими, анализа результатов собственной
деятельности. О характере самоизучения можно
судить по результатам самоотчетов,
самохарактеристик учащихся. Изучение уровня
воспитанности учащегося и познание им себя —
необходимое условие эффективного воспитания,
перехода воспитания в самовоспитание.
КОЛЛЕКТИВИЗМ, ГУМАНИЗМ
Умение согласовывать интересы | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний балл = сумма
всех показателей
|
Заботливость | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Чуткость | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Дружелюбие | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Уступчивость | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Общительность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Скромность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Отзывчивость | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ТРУДОЛЮБИЕ
Старательность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний балл = сумма всех показателей
|
Бережливость | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Щедрость | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Помощь товарищам | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Самообслужи-вание | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Аккуратность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ЧЕСТНОСТЬ
Откровенность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний
балл = сумма всех показателей |
Умение держать слово | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Доверчивость | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Добросовестность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Отвращение к плохому | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ
Организованность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний балл = сумма всех
показателей |
Исполнительность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Инициативность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Самоконтроль, самооценка | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Отказ от неразумного поведения | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Умение подчиняться и руководить | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Наблюдательность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний
балл = сумма всех показателей |
Применение знаний | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Интерес к ученью | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Вдумчивость | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Работоспособность на уроке | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
жизнерадостность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний
балл = сумма всех показателей |
доброжелательность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
не падать духом | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
стыдливость | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
восприимчивость | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
сострадание | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний уровень воспитанности всех интегративных качеств = сумма средних баллов/6
КОЛЛЕКТИВИЗМ, ГУМАНИЗМ
Ответственность перед коллективом | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний балл = сумма всех
показателей |
Ответственность за товарищей | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Противостояние безнравственности | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Учет мнения товарищей | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Вежливость, тактичность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ТРУДОЛЮБИЕ
потребность в труде | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний
балл = сумма всех показателей |
опора на свои силы и способности | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
эстетика труда | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
объективная оценка труда | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
самовоспитание умений | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ЧЕСТНОСТЬ
правдивость | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний
балл = сумма всех показателей |
самокритичность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
нравственная устойчивость | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
верность слову | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
преданность дружбе | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ
Интерес | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний балл = сумма всех
показателей |
Добросовестность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Умение учиться | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Умение мыслить | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Самоконтроль, самооценка | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Преодоление трудностей | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Самодисциплина | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний балл = сумма всех
показателей |
Самообладание | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Требовательность | 1 |
2 |
3 |
4 |
J5 |
|
Отказ от неразумных желаний | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Преодоление трудностей | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Преодоление страха | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ
Дружелюбие | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний балл = сумма всех
показателей |
Чуткость, сострадание | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Понимание людей | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Чувство красоты | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Чувство меры в самовыражении | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Оптимистичность | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средний уровень воспитанности всех интегративных качеств
= сумма средних баллов/6Показатели воспитанности |
Оценка "5" |
Оценка "4" | Оценка "3" | Оценка "2" | Оценка "1" |
Направленность | Общественная мотивация деятельности и поведения | Поведение определяется общими интересами | Групповая направленность ("Как все, так и я") | Несформировав- шаяся направлен- ность | Эгоистическая направленность |
Нравственная характеристика | Руководствуется общественными нормами морали, нетерпим к амо- ральности | В основном действует в соответствии с общественными нормами других | Нравственен при благоприятных условиях и тре- бованиях извне | Слово расходится с делом, идет на компромисс со своей совестью | Беспринципность, побуждает других к аморальномв повеедению |
Самосознание | Самокритичен, требователен к себе и другим, объективная са- мооценка | В основном сов- падают оценка коллектива и оценка класса | Завышенная или заниженная самооценка | Несамокритичен, снисходителен к своим надостаткам | Критичен к другим, нетерпим к критике в свой адрес, нетребова- телен к себе |
Характеристика волевых качеств | Проявляется са- мообладание, са- мостоятельность, находчивость, умеет преодоле- вать трудности при достижении целей | Проявляет волю при достижении целей, умеет владеть собой в сложных ситуациях | Несамостоятелен, податлив чужому влиянию, действует по указанию других | Своеволен или слабохарактерен. Неадекватное поведение | Безволен или упрям. Поведение вызывает протест окружающих, конфликтное поведение |
Характеристика умственного развития | Отличается сообразитель- ностью любозна- тельностью, эрудицией, умеет отстаивать свою точку зрения | Характеризуется хорошей памятью, умеет мыслить, любо- знателен, но в одной области | Может учиться хорошо, но учит- ся неравномерно, интересы неустойчивы | Недобросовестно относится к учебе, не умеет мыслить, трудно улавливает суть вопросов | Не хочет учиться и не умеет думать, забывчив, ленив, ограничен |
Эмоцианальная характеристика | Проявляет чело- вечность, сопере- живает, со- чувствует товари- щам и взрослым, отзывчив, порядочен | Обладает высо- кой вос- приимчивостью, чувствителен к добру и злу, но нередко разочаровывается в других и себе | Эмоционально неустойчив, то весел, то расстроен, все зависит от личного успеха или неудач | Проявляет грубость, черствость, пессимистичность или истеричность | Жесток или равнодушен к другим, распущен, пессимист |
Трудовая подготовка | Воспитана потребность в добросовестном труде и учении, умеет трудится сообща, обладает высокой работо- способностью и чувством ответственности | Способен обслуживать себяя, выполняет работу, но без особого старания, инициативы, любит делать только то, что нравится | Трудится только под нажимом извне, требо- ваний взрослых или коллектива товарищей, быстро устает, работу выполняет не качественно | Неспособен к систематическому самостоятельному труду, избегает трудовых обязанностей, стремится переложить работу на других | Ленив, живет за счет других людей, не любит любую работу, требующую напряжения |
Методика работы с картами
воспитанности заключается в следующем. Учащимся
раздаются анкеты, в которых они должны сделать
самооценку своего поведения через указанные
качества по пятибалльной
системе.
Работа с картой воспитанности
слагается из нескольких этапов. Первый —
разъяснение детям предназначения самоанализа,
нацеливание их на поиск и определение
собственных достоинств и недостатков,
побуждение их к самоанализу, самооценке и
самоконтролю. Второй — непосредственно
заполнение анкет. Третий — работа с анкетами
классного руководителя и родителей с целью
уточнения данных и анализа причин появления того
или иного показателя. Четвертый —
консультации для детей и родителей, советы по
составлению "заданий самому себе",
самообязательств, тренировок и упражнений для
самосовершенствования.
Кроме корректировки и индивидуального
прогнозирования развития личности учащегося,
карты воспитанности преследуют цели анализа и
планирования воспитательной работы классного
руководи геля с классом в целом,
Для этого составляется сводный лист
уровня воспитанности учащихся, общих сведений по
классу, в котором по вертикали фиксируются
фамилии детей, а по горизонтали показатели
качеств карты воспитанности.
1.Коллективизм, гуманизм:
умение согласовывать интересы | |
заботливость | |
чуткость | |
дружелюбие | |
уступчивость | |
общительность | |
скромность | |
отзывчивость |
2. Трудолюбие
старательность | |
бережливость | |
щедрость | |
помощь товарищам | |
самообслуживание | |
аккуратность |
В этих обобщенных показателях по горизонтали еще раз просматриваются задачи работы с каждым ребенком, а по вертикали, произведя обсчет общих показателей по каждому качеству, становятся видны задачи работы классного руководителя с классом и отдельными группами детей, при этом баллы
5 и 4 говорят о высоком уровне сформированности качества, а баллы 3,2,1 — о слабом их проявлении. Если преобладают последние, воспитатель определяет рабочую задачу своих действий и содержание конкретной воспитательной работы с классом и группами детей.