Отслеживание личностного развития
ведется с помощью карт воспитанности. Карты
воспитанности — это документ,
где перечислены качества личности, оцениваемые в
пятибалльной шкале. По результирующим
показателям можно судить об изменениях в
личностном развитии школьников в тот или иной
возрастной период. Все указанные в карте
воспитанности качества личности — это программа их воспитания.
Определяется то, что следует воспитать у ребенка
в первую очередь. Если тот или иной признак
достаточно сформирован, то обращается внимание
на другие. Карта воспитанности заполняется
школьником (в школе в форме игры "Кто я, какой
я?"), учителем, родителями. Это позволяет
учителю видеть, как изменяется ребенок: в какой
области развивается быстрее, где отстает.
Подсчитав общее число учащихся, имеющих те или
иные признаки воспитанности, воспитатель может
объективно оценить, каковы результаты его
собственной работы, точно наметить задачи и
содержание воспитательной работы с классом и с
каждым конкретным учеником. Определяются
задания родителям и ребенку: что делать, на что
обратить внимание, чтобы воспитать необходимое
качество личности.
    Информацию о самом себе воспитанник
получает путем самонаблюдения, сравнения себя с
другими, анализа результатов собственной
деятельности. О характере самоизучения можно
судить по результатам самоотчетов,
самохарактеристик учащихся. Изучение уровня
воспитанности учащегося и познание им себя —
необходимое условие эффективного воспитания,
перехода воспитания в самовоспитание.
КОЛЛЕКТИВИЗМ, ГУМАНИЗМ
| Умение согласовывать интересы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
   Средний балл    = сумма
    всех показателей 
 | 
| Заботливость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Чуткость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Дружелюбие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Уступчивость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Общительность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Скромность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Отзывчивость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
ТРУДОЛЮБИЕ
| Старательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |  
    Средний балл    = сумма всех показателей 
 | 
| Бережливость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Щедрость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Помощь товарищам | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Самообслужи-вание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Аккуратность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
ЧЕСТНОСТЬ
| Откровенность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Средний
    балл = сумма всех показателей | 
| Умение держать слово | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Доверчивость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Добросовестность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Отвращение к плохому | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ
| Организованность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
 Средний балл = сумма всех
    показателей | 
| Исполнительность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Инициативность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Самоконтроль, самооценка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Отказ от неразумного поведения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Умение подчиняться и руководить | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
| Наблюдательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Средний
    балл = сумма всех показателей | 
| Применение знаний | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Интерес к ученью | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Вдумчивость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Работоспособность на уроке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
| жизнерадостность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Средний
    балл = сумма всех показателей | 
| доброжелательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| не падать духом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| стыдливость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| восприимчивость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| сострадание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
Средний уровень воспитанности всех интегративных качеств = сумма средних баллов/6
КОЛЛЕКТИВИЗМ, ГУМАНИЗМ
| Ответственность перед коллективом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
 Средний балл = сумма всех
    показателей | 
| Ответственность за товарищей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Противостояние безнравственности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Учет мнения товарищей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Вежливость, тактичность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
ТРУДОЛЮБИЕ
| потребность в труде | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Средний
    балл = сумма всех показателей | 
| опора на свои силы и способности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| эстетика труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| объективная оценка труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| самовоспитание умений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
ЧЕСТНОСТЬ
| правдивость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Средний
    балл = сумма всех показателей | 
| самокритичность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| нравственная устойчивость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| верность слову | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| преданность дружбе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ
| Интерес | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
 Средний балл = сумма всех
    показателей | 
| Добросовестность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Умение учиться | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Умение мыслить | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Самоконтроль, самооценка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Преодоление трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
| Самодисциплина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
 Средний балл = сумма всех
    показателей | 
| Самообладание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Требовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | J5 | |
| Отказ от неразумных желаний | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Преодоление трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Преодоление страха | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ
| Дружелюбие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
 Средний балл = сумма всех
    показателей | 
| Чуткость, сострадание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Понимание людей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Чувство красоты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Чувство меры в самовыражении | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Оптимистичность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 
Средний уровень воспитанности всех интегративных качеств
= сумма средних баллов/6| Показатели воспитанности | Оценка "5" | Оценка "4" | Оценка "3" | Оценка "2" | Оценка "1" | 
| Направленность | Общественная мотивация деятельности и поведения | Поведение определяется общими интересами | Групповая направленность ("Как все, так и я") | Несформировав- шаяся направлен- ность | Эгоистическая направленность | 
| Нравственная характеристика | Руководствуется общественными нормами морали, нетерпим к амо- ральности | В основном действует в соответствии с общественными нормами других | Нравственен при благоприятных условиях и тре- бованиях извне | Слово расходится с делом, идет на компромисс со своей совестью | Беспринципность, побуждает других к аморальномв повеедению | 
| Самосознание | Самокритичен, требователен к себе и другим, объективная са- мооценка | В основном сов- падают оценка коллектива и оценка класса | Завышенная или заниженная самооценка | Несамокритичен, снисходителен к своим надостаткам | Критичен к другим, нетерпим к критике в свой адрес, нетребова- телен к себе | 
| Характеристика волевых качеств | Проявляется са- мообладание, са- мостоятельность, находчивость, умеет преодоле- вать трудности при достижении целей | Проявляет волю при достижении целей, умеет владеть собой в сложных ситуациях | Несамостоятелен, податлив чужому влиянию, действует по указанию других | Своеволен или слабохарактерен. Неадекватное поведение | Безволен или упрям. Поведение вызывает протест окружающих, конфликтное поведение | 
| Характеристика умственного развития | Отличается сообразитель- ностью любозна- тельностью, эрудицией, умеет отстаивать свою точку зрения | Характеризуется хорошей памятью, умеет мыслить, любо- знателен, но в одной области | Может учиться хорошо, но учит- ся неравномерно, интересы неустойчивы | Недобросовестно относится к учебе, не умеет мыслить, трудно улавливает суть вопросов | Не хочет учиться и не умеет думать, забывчив, ленив, ограничен | 
| Эмоцианальная характеристика | Проявляет чело- вечность, сопере- живает, со- чувствует товари- щам и взрослым, отзывчив, порядочен | Обладает высо- кой вос- приимчивостью, чувствителен к добру и злу, но нередко разочаровывается в других и себе | Эмоционально неустойчив, то весел, то расстроен, все зависит от личного успеха или неудач | Проявляет грубость, черствость, пессимистичность или истеричность | Жесток или равнодушен к другим, распущен, пессимист | 
| Трудовая подготовка | Воспитана потребность в добросовестном труде и учении, умеет трудится сообща, обладает высокой работо- способностью и чувством ответственности | Способен обслуживать себяя, выполняет работу, но без особого старания, инициативы, любит делать только то, что нравится | Трудится только под нажимом извне, требо- ваний взрослых или коллектива товарищей, быстро устает, работу выполняет не качественно | Неспособен к систематическому самостоятельному труду, избегает трудовых обязанностей, стремится переложить работу на других | Ленив, живет за счет других людей, не любит любую работу, требующую напряжения | 
    Методика работы с картами
воспитанности заключается в следующем. Учащимся
раздаются анкеты, в которых они должны сделать
самооценку своего поведения через указанные
качества по пятибалльной
системе. 
    Работа с картой воспитанности
слагается из нескольких этапов. Первый —
разъяснение детям предназначения самоанализа,
нацеливание их на поиск и определение
собственных достоинств и недостатков,
побуждение их к самоанализу, самооценке и
самоконтролю. Второй — непосредственно
заполнение анкет. Третий — работа с анкетами
классного руководителя и родителей с целью
уточнения данных и анализа причин появления того
или иного показателя. Четвертый —
консультации для детей и родителей, советы по
составлению "заданий самому себе",
самообязательств, тренировок и упражнений для
самосовершенствования.
    Кроме корректировки и индивидуального
прогнозирования развития личности учащегося,
карты воспитанности преследуют цели анализа и
планирования воспитательной работы классного
руководи геля с классом в целом,
    Для этого составляется сводный лист
уровня воспитанности учащихся, общих сведений по
классу, в котором по вертикали фиксируются
фамилии детей, а по горизонтали показатели
качеств карты воспитанности.
1.Коллективизм, гуманизм:
|  | умение согласовывать интересы | 
|  | заботливость | 
|  | чуткость | 
|  | дружелюбие | 
|  | уступчивость | 
|  | общительность | 
|  | скромность | 
|  | отзывчивость | 
2. Трудолюбие
|  | старательность | 
|  | бережливость | 
|  | щедрость | 
|  | помощь товарищам | 
|  | самообслуживание | 
|  | аккуратность | 
В этих обобщенных показателях по горизонтали еще раз просматриваются задачи работы с каждым ребенком, а по вертикали, произведя обсчет общих показателей по каждому качеству, становятся видны задачи работы классного руководителя с классом и отдельными группами детей, при этом баллы
5 и 4 говорят о высоком уровне сформированности качества, а баллы 3,2,1 — о слабом их проявлении. Если преобладают последние, воспитатель определяет рабочую задачу своих действий и содержание конкретной воспитательной работы с классом и группами детей.