5.2. Отслеживание личностного развития учащихся

    Отслеживание личностного развития ведется с помощью карт воспитанности. Карты воспитанности — это документ, где перечислены качества личности, оцениваемые в пятибалльной шкале. По результирующим показателям можно судить об изменениях в личностном развитии школьников в тот или иной возрастной период. Все указанные в карте воспитанности качества личностиэто программа их воспитания. Определяется то, что следует воспитать у ребенка в первую очередь. Если тот или иной признак достаточно сформирован, то обращается внимание на другие. Карта воспитанности заполняется школьником (в школе в форме игры "Кто я, какой я?"), учителем, родителями. Это позволяет учителю видеть, как изменяется ребенок: в какой области развивается быстрее, где отстает. Подсчитав общее число учащихся, имеющих те или иные признаки воспитанности, воспитатель может объективно оценить, каковы результаты его собственной работы, точно наметить задачи и содержание воспитательной работы с классом и с каждым конкретным учеником. Определяются задания родителям и ребенку: что делать, на что обратить внимание, чтобы воспитать необходимое качество личности.
    Информацию о самом себе воспитанник получает путем самонаблюдения, сравнения себя с другими, анализа результатов собственной деятельности. О характере самоизучения можно судить по результатам самоотчетов, самохарактеристик учащихся. Изучение уровня воспитанности учащегося и познание им себя — необходимое условие эффективного воспитания, перехода воспитания в самовоспитание.

I. Карта воспитанности младшего школьника

КОЛЛЕКТИВИЗМ, ГУМАНИЗМ

Умение согласовывать интересы

1

2

3

4

5

 

 

  Средний балл    = сумма всех показателей
(уровень качеств)                     6

 

Заботливость

1

2

3

4

5

Чуткость

1

2

3

4

5

Дружелюбие

1

2

3

4

5

Уступчивость

1

2

3

4

5

Общительность

1

2

3

4

5

Скромность

1

2

3

4

5

Отзывчивость

1

2

3

4

5

ТРУДОЛЮБИЕ

Старательность

1

2

3

4

5

 

  Средний балл    = сумма всех показателей
                                                  6

 

Бережливость

1

2

3

4

5

Щедрость

1

2

3

4

5

Помощь товарищам

1

2

3

4

5

Самообслужи-вание

1

2

3

4

5

Аккуратность

1

2

3

4

5

ЧЕСТНОСТЬ

Откровенность

1

2

3

4

5

 

Средний балл = сумма всех показателей
                                              5

Умение держать слово

1

2

3

4

5

Доверчивость

1

2

3

4

5

Добросовестность

1

2

3

4

5

Отвращение к плохому

1

2

3

4

5

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

Организованность

1

2

3

4

5

 

 

Средний балл = сумма всех показателей
                                             
6

Исполнительность

1

2

3

4

5

Инициативность

1

2

3

4

5

Самоконтроль, самооценка

1

2

3

4

5

Отказ от неразумного поведения

1

2

3

4

5

Умение подчиняться и руководить

1

2

3

4

5

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Наблюдательность

1

2

3

4

5

 

Средний балл = сумма всех показателей
                                             
5

Применение знаний

1

2

3

4

5

Интерес к ученью

1

2

3

4

5

Вдумчивость

1

2

3

4

5

Работоспособность на уроке

1

2

3

4

5

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

жизнерадостность

1

2

3

4

5

 

Средний балл = сумма всех показателей
                                            
6

доброжелательность

1

2

3

4

5

не падать духом

1

2

3

4

5

стыдливость

1

2

3

4

5

восприимчивость

1

2

3

4

5

сострадание

1

2

3

4

5

Средний уровень воспитанности всех интегративных качеств = сумма средних баллов/6

II. Карта воспитанности младшего подростка

КОЛЛЕКТИВИЗМ, ГУМАНИЗМ

Ответственность перед коллективом

1

2

3

4

5

 

 

Средний балл = сумма всех показателей
                                             5

Ответственность за товарищей

1

2

3

4

5

Противостояние безнравственности

1

2

3

4

5

Учет мнения товарищей

1

2

3

4

5

Вежливость, тактичность

1

2

3

4

5

ТРУДОЛЮБИЕ

потребность в труде

1

2

3

4

5

 

Средний балл = сумма всех показателей
                                           
5

опора на свои силы и способности

1

2

3

4

5

эстетика труда

1

2

3

4

5

объективная оценка труда

1

2

3

4

5

самовоспитание умений

1

2

3

4

5

ЧЕСТНОСТЬ

правдивость

1

2

3

4

5

 

Средний балл = сумма всех показателей
                                           
5

самокритичность

1

2

3

4

5

нравственная устойчивость

1

2

3

4

5

верность слову

1

2

3

4

5

преданность дружбе

1

2

3

4

5

ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ

Интерес

1

2

3

4

5

 

 

Средний балл = сумма всех показателей
                                             6

Добросовестность

1

2

3

4

5

Умение учиться

1

2

3

4

5

Умение мыслить

1

2

3

4

5

Самоконтроль, самооценка

1

2

3

4

5

Преодоление трудностей

1

2

3

4

5

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Самодисциплина

1

2

3

4

5

 

 

Средний балл = сумма всех показателей
                                             6

Самообладание

1

2

3

4

5

Требовательность

1

2

3

4

J5

Отказ от неразумных желаний

1

2

3

4

5

Преодоление трудностей

1

2

3

4

5

Преодоление страха

1

2

3

4

5

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ

Дружелюбие

1

2

3

4

5

 

 

Средний балл = сумма всех показателей
                                           
6

Чуткость, сострадание

1

2

3

4

5

Понимание людей

1

2

3

4

5

Чувство красоты

1

2

3

4

5

Чувство меры в самовыражении

1

2

3

4

5

Оптимистичность

1

2

3

4

5

Средний уровень воспитанности всех интегративных качеств = сумма средних баллов/6

III. Карта воспитанности старшего подростка

Показатели воспитанности

Оценка "5"

Оценка "4" Оценка "3" Оценка "2" Оценка "1"
Направленность Общественная мотивация деятельности и поведения Поведение определяется общими интересами Групповая направленность ("Как все, так и я") Несформировав- шаяся направлен- ность Эгоистическая направленность
Нравственная характеристика Руководствуется общественными нормами морали, нетерпим к амо- ральности В основном действует в соответствии с общественными нормами других Нравственен при благоприятных условиях и тре- бованиях извне Слово расходится с делом, идет на компромисс со своей совестью Беспринципность, побуждает других к аморальномв повеедению
Самосознание Самокритичен, требователен к себе и другим, объективная са- мооценка В основном сов- падают оценка коллектива и оценка класса Завышенная или заниженная самооценка Несамокритичен, снисходителен к своим надостаткам Критичен к другим, нетерпим к критике в свой адрес, нетребова- телен к себе
Характеристика волевых качеств Проявляется са- мообладание, са- мостоятельность, находчивость, умеет преодоле- вать трудности при достижении целей Проявляет волю при достижении целей, умеет владеть собой в сложных ситуациях Несамостоятелен, податлив чужому влиянию, действует по указанию других Своеволен или слабохарактерен. Неадекватное поведение Безволен или упрям. Поведение вызывает протест окружающих, конфликтное поведение
Характеристика умственного развития Отличается сообразитель- ностью любозна- тельностью, эрудицией, умеет отстаивать свою точку зрения Характеризуется хорошей памятью, умеет мыслить, любо- знателен, но в одной области Может учиться хорошо, но учит- ся неравномерно, интересы неустойчивы Недобросовестно относится к учебе, не умеет мыслить, трудно улавливает суть вопросов Не хочет учиться и не умеет думать, забывчив, ленив, ограничен
Эмоцианальная характеристика Проявляет чело- вечность, сопере- живает, со- чувствует товари- щам и взрослым, отзывчив, порядочен Обладает высо- кой вос- приимчивостью, чувствителен к добру и злу, но нередко разочаровывается в других и себе Эмоционально неустойчив, то весел, то расстроен, все зависит от личного успеха или неудач Проявляет грубость, черствость, пессимистичность или истеричность Жесток или равнодушен к другим, распущен, пессимист
Трудовая подготовка Воспитана потребность в добросовестном труде и учении, умеет трудится сообща, обладает высокой работо- способностью и чувством ответственности Способен обслуживать себяя, выполняет работу, но без особого старания, инициативы, любит делать только то, что нравится Трудится только под нажимом извне, требо- ваний взрослых или коллектива товарищей, быстро устает, работу выполняет не качественно Неспособен к систематическому самостоятельному труду, избегает трудовых обязанностей, стремится переложить работу на других Ленив, живет за счет других людей, не любит любую работу, требующую напряжения

Методика работы с картами воспитанности

    Методика работы с картами воспитанности заключается в следующем. Учащимся раздаются анкеты, в которых они должны сделать самооценку своего поведения через указанные качества по пятибалльной системе.
    Работа с картой воспитанности слагается из нескольких этапов. Первый — разъяснение детям предназначения самоанализа, нацеливание их на поиск и определение собственных достоинств и недостатков, побуждение их к самоанализу, самооценке и самоконтролю. Второй — непосредственно заполнение анкет. Третий — работа с анкетами классного руководителя и родителей с целью уточнения данных и анализа причин появления того или иного показателя. Четвертый — консультации для детей и родителей, советы по составлению "заданий самому себе", самообязательств, тренировок и упражнений для самосовершенствования.
    Кроме корректировки и индивидуального прогнозирования развития личности учащегося, карты воспитанности преследуют цели анализа и планирования воспитательной работы классного руководи геля с классом в целом,
    Для этого составляется сводный лист уровня воспитанности учащихся, общих сведений по классу, в котором по вертикали фиксируются фамилии детей, а по горизонтали показатели качеств карты воспитанности.
1.Коллективизм, гуманизм:

умение согласовывать интересы
заботливость
чуткость
дружелюбие
уступчивость
общительность
скромность
отзывчивость

2. Трудолюбие

старательность
бережливость
щедрость
помощь товарищам
самообслуживание
аккуратность

В этих обобщенных показателях по горизонтали еще раз просматриваются задачи работы с каждым ребенком, а по вертикали, произведя обсчет общих показателей по каждому качеству, становятся видны задачи работы классного руководителя с классом и отдельными группами детей, при этом баллы 5 и 4 говорят о высоком уровне сформированности качества, а баллы 3,2,1 — о слабом их проявлении. Если преобладают последние, воспитатель определяет рабочую задачу своих действий и содержание конкретной воспитательной работы с классом и группами детей.