Введение. Культурологический социально-педагогический
комплекс

    Сегодняшний день в развитии воспитательной деятельности школы имеет ряд специфических особенностей.

    1. Произошел пересмотр целей воспитания. Были сняты идеологические лозунги типа "коммунистическая убежденность", "социалистическая дисциплина" и другие, т.е. проведена деидеологизация воспитания. Во-вторых, была переосмыслена идея всестороннего развития личности. Эта идея признана для современных условий как неосуществимая. Место всестороннего воспитания заняло более скромное - разностороннее.
    Декларировавшаяся ранее цель гармонического воспитания осуществляется ныне в виде более конкретной и соответствующей современному моменту цели гуманизации и гуманитаризации образования.

    2. Ушла в прошлое заидеологизированная форма организации учащихся. На смену авторитарному жесткому коллективу пришел гуманитарно-личностный подход, сотрудничество, сотворчество, соуправление.

    3. Стало ясно, что успех в воспитании и личностном развитии детей имеет место лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои усилия с родителями, семьей и общественностью, обращая особое внимание на социальную заботу о судьбах детей.

    4. Набирает силу тенденция гуманизации образования и возрождения русской духовной культуры.

    В средней школе № 59 г. Ярославля сделана попытка построить модель учебного заведения, отражающую современные тенденции развития общества, - "Культурологический социально-педагогический комплекс (КСПК).

    Школа размещается в типовом здании на 1568 учащихся, открыта в 1984 году. Материальная база достаточно развита: имеется 10 оборудованных предметных кабинетов, 15 комнат для занятий музыкой, актовый и физкультурный залы, мастерские, библиотека, столовая, читальный зал, тренажерный и гимнастический залы, 5 дополнительных специализированных кабинетов: психологии, социальной педагогики, логопедический, экологический кабинеты, кабинет прикладного творчества, швейный цех.

    Контингент школы составляет 1600-1800 учащихся (50-60 классов, 2 смены).

    Заволжский район г. Ярославля, в котором находится школа № 59, относится к новой части города по левую сторону реки Волги, где последнее время происходит замена старых зданий новыми домами и идет строительство нового жилого массива, Природные условия микрорайона школы весьма благоприятные: с трех сторон имеются лесопарковые зоны. На пришкольном участке имеется озеленение, сад, цветник, что значительно украшает и оздоравливает природную среду.

    На территории микрорайона находятся организации ЖЭУ-26, 27, общежитие, аптека, областная больница, четыре магазина, лесничество "Яковлевский бор", д/к № 101, ДСШ № 7, комната школьника "Костер", кинотеатр "Аврора", действующая Яковлевская церковь.

    Шефствующие предприятия школы - аэропорт, завод "Микроэлектроника", институт вычислительной техники - находятся далеко за пределами микрорайона.

    Школа с самого своего основания формировалась как учреждение, которое должно компенсировать недостаток культурной сферы микрорайона.

    Основная гипотеза экспериментальной площадки "Культурологический социально-педагогический комплекс" исходит из того, что только в атмосфере высокой гуманитарной культуры и только на основе широкой гуманизации школьного образования, освоения богатств мировой художественной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности.

    Комплекс представляет собой сложную многоплановую структуру, в которой выделяются три основные инновационные системы:

система множественной дифференциации содержания образования;
система воспитательной работы как равноценного компонента образования наравне с учебным процессом;
система социально-психологической заботы о детях.

    Учебный процесс в КСПК строится по восьми направлениям-углублениям, имеющим свою специфику с первых лет обучения и до XI класса.

    Учащимся предоставляется свобода выбора направлений обучения во всем спектре гуманитарной культуры; организовано восемь учебных отделений:

музыкально-эстетическое,
изобразительного искусства,
прикладного творчества,
языковой культуры,
нравственной культуры,
экологической культуры,
физической культуры,
математической культуры.

    В основе экспериментальных учебных планов отделений, которые были разработаны творческими лабораториями, лежат следующие соображения:

сохранение базового ядра образования, обеспечивающее возможность перехода ребенка с одного           отделения на другое;
гуманизация содержания образования, насыщение его "кислородом" гуманитарной культуры;
развитие эмоциональной (эстетической и нравственно-волевой) сферы личности;
развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
отказ от чисто информационной модели обучения, переход к развивающей педагогике.

    Конечно, было бы абсурдным перевести на новые учебные планы сразу всю школу. Процесс перехода на педагогическую работу по отделениям с I по XI классы идет постепенно, сопровождается поисками нового предметного содержания в различных классах, подбором кадров, разработкой психолого-педагогической диагностики учащихся по интересам.

    Комплекс является открытой воспитательной системой, ставящей задачу объединения педагогических воздействий школы и окружающей социальной среды.

    Для выполнения этой задачи создана социальная служба, которую образуют следующие подразделения:

территориальная социальная служба, которую осуществляют социальные педагоги;
внутришкольная служба социальной заботы о детях (59 классных руководителей, 6 воспитателей ГПД, 3 организатора внеклассной работы по ступеням);
психологическая служба (три психолога и логопед);
медицинская служба (врач, медсестра).

    Разработана инновационная модель взаимодействия школы и семьи в вопросах образования и воспитания детей. Она включает в себя: деятельность социальных педагогов, составление социального паспорта микрорайона и школы, анкетирование родителей и учащихся, диагностику детей по интересам, программы социальной адаптации "Семья", "Трудный подросток", "Здоровье" и т.д.

    Социально-педагогическая служба создает в школе определенный нравственный климат заботы о ребенке, который способствует созданию доверительных партнерских отношений учителей, учащихся и их родителей.

    Воспитание в КСПК рассматривается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук и предполагает единство процесса во всех сферах: в обучении, по внеурочной клубной деятельности и в социуме, семье.