Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением "трудных" детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.
Заботится о получении школьниками базового образования. Организует работу ГПД, дополнительные занятия по предметам, материальную помощь, медицинскую помощь, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определение подходов в работе с ним, создаст атмосферу доброжелательности в школе, детской среде.
Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с "трудными" подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в школе и классах.
Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации. Он изучает личность "трудного" ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентаций подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности реализует воспитание "трудного" на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.
Решает задачи разрушения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, педагогами, работающими с данным ребенком, коллективом сверстников, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.
Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т. д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.
Психолог предполагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Назначаются педагогическим советом из наиболее опытных преподавателей, изучающих вопросы трудновоспитуемости. Положительно влияют на трудных детей, помогая преодолевать эгоизм и лень, что способствует исправлению других отрицательных свойств и самоперевоспитанию.
У наставника и подшефного формируются общие духовные интересы, совместные переживания, подростком по-новому воспринимаются воспитательные влияния окружающей среды. Наставник хорошо осведомлен о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам. Он принимает активное участие в судьбе ребенка.
Создают "ситуацию успеха", формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.
Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.
Осуществляет контроль за реализацией школьной программы работы с "трудными" детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, закрепляст наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков.
С каждым "трудным" школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:
лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиций закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует его учебу; | |
информирует школу, семью о принятых мерах к "трудным" подросткам, стоящим на учете в милиции; | |
выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка, готовят материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних; | |
совместно с учителями, социальными педагогами, администрацисй школы определяют меры индивидуального воздействия на "трудных", меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками; | |
ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка, о последствиях, которые ожидают, если тот не исправится; | |
входит в состав школьной комиссии по профилактике правонарушений. |