Основы возрастной педагогики Тихомирова Н.К., Овладение педагогами основами психолого-педагогических знаний способствует формированию у них позиции воспитателя, позволяет процесс воспитания сделать более эффективным, создать наиболее благоприятные условия для самовоспитания ребенка. В помощь воспитателям А.С. Белкиным разработан для учителей курс "Основы возрастной педагогики" и издано учебное пособие с одноименным названием. В нем ученый предлагает в повседневной педагогической практике гармонизировать отношения личности ребенка и окружающей его среды, понять механизмы учительского труда, найти наиболее эффективные способы работы с детьми. В работе А.С. Белкина выстраивается логическая цепь: особенности психо-физического развития, доминанты психического развития ребенка, ведущие виды деятельности, основная педагогическая идея, доминирующие направления и технология педагогической деятельности. Каждое звено данной цепи имеет конкретное содержание в зависимости от соответствующего вида детства. Особенности психофизического развития характеризуют биологическую сторону становления личности. Речь идет о возможностях ребенка участвовать в тех или иных видах деятельности, связанных с развитием его физических качеств, индивидуально-психологических свойств, о его возможностях в общении, в творчестве, в соблюдении социальных норм и правил, быть действенным членом группы, коллектива. Доминанты психологического развития. Имеются в виду ведущие мотивы поведения, деятельности, формирующиеся на базе возрастных индивидуальных потребностей. Раскрываются противоречия, лежащие в основе возникновения, формирования, развития этих потребностей. Основные виды деятельности - те, в которых наиболее полно проявляются возрастные, типологические особенности ребенка, ведущие мотивы его деятельности, поведения. Выделяются условия, наиболее благоприятные для развития деятельности; факторы торможения, угнетения позитивной мотивации; пути их преодоления. Ведущая педагогическая идея отражает ведущую стратегическую цель в организации главных видов деятельности ребенка, детского коллектива. Доминирующие направления педагогической деятельности учитывают закономерности учебно-воспитательного процесса, методы, приемы, средства организации общения, педагогической деятельности. Предлагаем краткое изложение указанных "Основ возрастной педагогики". Из статьи А.С. Белкина "Какая педагогика нам нужна" (журнал "Воспитание школьников", 1989 г, № 4, с.п.). Педагогика младшего школьного возраста Понятие о младшем детстве. Особенности психофизического развития младших школьников. Развитие костно-мышечной системы. Изменения соотношения между процессами возбуждения и торможения. Способность к устойчивому произвольному вниманию. Двигательная активность. Формы ее проявления. Доминанты психологического развития Ведущие виды деятельности Основная педагогическая идея Доминирующие направления и технология педагогической деятельности Развитие милосердия в младших классах, тимуровская работа. Инструктивно-методическая работа с родителями учащихся. Помощь семье в создании домашних микрокружков. Программа изучения и диагностика тенденций поведения младших школьников. Организация работы психолого-педагогических консилиумов школ, их связь с медико-педагогическими комиссиями. Требования к личности и профессиональным качествам учителя младших классов. Педагогика среднего возраста Понятие о среднем детстве. Особенности психофизического развития подростков. Кардинальные изменения на пути к биологической зрелости. Физическое и физиологическое созревание. Связь эндокринной и нервной системы, повышенная чувствительность к патогенным влияниям. Невротические состояния подростков, вредные привычки, патологические влечения, их внешние проявления. Доминанты психологического развития Ведущие виды деятельности Основная педагогическая идея Доминирующие направления и технология педагогической деятельности Предупреждение сенсорного "голода", преодоление патологических влечений, невротических состояний. Приобщение подростков к материально вознагражденному труду. Движение милосердия, тимуровская работа, интернациональные связи. Сотрудничество и просветительная работа с семьей. Сложные педагогические ситуации и способы их решения. Организация работы психолого-педагогических консилиумов, диагностика тенденций поведения, нравственного развития подростков. Психолого-педагогические консилиумы - центр реализации идеи сотрудничества школьников, учителей, родителей. Педагогика старшего возраста Понятие о старшем детстве. Особенности психофизического развития. Завершение физического, физиологического развития. Резкое увеличение интеллектуального, эмоционального потенциала. Более высокий уровень сбалансированности процессов возбуждения, торможения, эмоциональной устойчивости, управления физиологическими влечениями. Полная половая идентификация. Завершение представлений о собственном физическом образе (соматотип: рыхлый, стройный, худой). Доминанты психологического развития Конформизм и нонкоформизм старших школьников. Ведущие виды деятельности Доминирующие направления и технология педагогической деятельности. Основная педагогическая идея Создание атмосферы культа знаний, культа семьи, брака, супружеской верности. Воспитание уважения к традициям семьи, ценностных представлений о любви, о взаимоуважении в отношениях между полами. Формирование потребности в постоянном самовоспитании, в непрерывном самообразовании. Приобщение к производительному труду на основе постоянно действующего производства на государственных или кооперативных предприятиях с обязательным материальным вознаграждением. Участие старших школьников в движении милосердия, в работе оперативных, педагогических отрядов по месту жительства. Культура общения, педагогический такт учителя в общении со старшими школьниками. Взаимоотношения педагогического коллектива с неформальными объединениями старшеклассников. Развитие школьного самоуправления на основе сотрудничества со старшеклассниками и родителями учащихся. Литература:
вернуться |