ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ И
ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

(Программа психолого-педагогического семинара для учителей школ,
социальных педагогов, руководителей системы народного образования - 72 часа)

ТЕМА 1 Феномен "зависимого поведения" в медицине, педагогике и клинической психологии.
ТЕМА 2 Социально-психологические и психолого - педагогические эффекты пропаганды "здорового образа жизни".
ТЕМА 3 Зависимое поведение детей и подростков, формирующееся на фоне дисгармоничных семейных отношений.
ТЕМА 4 Зависимое поведение и проблемы полового созревания.
ТЕМА 5 Эмоциональная неустойчивость как фактор формирования зависимости. Невротические реакции у детей и подростков. Стремление к риску. Самоубийства. Зависимое поведение в сфере здоровья. Зависимое поведение и проблемы питания. Зависимое поведение, проявляющееся в пристрастии к играм. Компьютерные игры.
ТЕМА 6 Чрезвычайные события и формирование зависимости от сверхсильных переживаний. Дети - жертвы насилия.
ТЕМА 7 Зависимое поведение и групповое давление: подростково - молодежные группы, "тусовки", движения. Националистические группировки и ультрарадикальные движения.
ТЕМА 8 Зависимое поведение и вовлечение подростков в криминальные группировки.
ТЕМА 9 Зависимое поведение и алкоголизация в среде детей и подростков.
ТЕМА 10 Зависимое поведение и наркотизация в среде детей и подростков.
ТЕМА 11 Секты. Кодирование и "зомбирование" в рамках религиозных обрядов и культов.
ТЕМА 12 Проблемы формирования педагогической среды, противодействующей формированию зависимого поведения.
Список литературы

ЛАНДШАФТ "КАПИТАНОВ ДУШИ" - (из книги - Клаус Дернер, Урсула Плог, 1997; выделения и подчеркивания в тексте - авторов программы).

"… пристрастие есть в принципе как положительная, так и отрицательная возможность для каждого человека: ибо, с одной стороны, мы все знаем желание опьянения, экстаза, эксцесса, трансцендентности, безмерности и идентичности, т. е. разрыва границ нашей будничной, дозволенной жизни; с другой стороны, мы всю жизнь ориентируемся на людей, роли, вещи, учреждения, обстоятельства, ищем в них опору, формулируем себя в них, становимся частью этого, делаем себя зависимым от этого. … .
Как выглядит ландшафт пути пристрастия, зависимости? Все возрастающее число больных свидетельствует о том, что сегодняшние условия этому благоприятствуют. Нас легко соблазнить точкой зрения, что все негатив-ное, собственно, не относится к нашей жизни: боль, бессонница, страх, страдание, нерасчетливость, неожиданность мы рассматриваем как излишние окольные пути, которые мы сегодня можем организационно избежать. … Мы хотим постоянно быть "капитанами наших душ", в чем Грегори Бэйтсон… видит одновременно величайшее заблуждение западного мира и тайну динамики пристрастия. Лишь положительное имеет значение, негативное устраняется. Хотя (или потому что?) зубные врачи сейчас работают технически более безболезненно, страх перед ними растет. Рационализация и автоматизация делают возможной более высокую продуктивность при меньшей физической нагрузке. Свободное от страданий общество осуществимо. Одновременно можно "быть как другие" (приспособление, защищенность) и "быть лучше других" (свобода, независимость). … "Рай на земле", абсолютное должны быть осуществлены здесь и сейчас. Мечты, желания, возможности не являются более потусторонними. … Конечно, вам видна нелепость того, что вы сейчас прочитали. Положительное нельзя иметь без негативного. Не бывает самореализации без реализации мира. Развиваться мы можем, в основном, через переработку негативного. Это знал уже Гегель. … Компонент пристрастия в каждом из нас не готов к таким "разумным" размышлениям, приводящим к выводу о необходимости болезненных, обедняющих и ограничивающих компромиссов. Этот компонент неразумнее, настойчивее и честнее всего остального. Он не хочет жертвовать мечтами детства и юношества во имя взрослой разумности. Он хочет немедленно получить "царство божье", молочные реки и кисельные берега. "На земле должно быть больше, чем все это". Неудача Сизифа не смущает наш компонент пристрастия. Он делает все новые и новые попытки. …
Он испытывает себя, других и богов. Он соответствует фигуре Прометея, который вырвал у богов монополию на огонь, чтобы сделать людей равными богам. В этой вечной попытке, стремлению к исключительности без остатка зияют дыры. Мы пломбируем эти дыры: алкоголем, таблетками, наркотиками. Чем бесконечнее искушение, тем больше этого требуется. Именно тогда, когда отвергание страха и боли вынужденно приводит к усилению страха и боли. Путь продолжается. Наказания не берутся в расчет: Прометей в наказание был прикован к скале, где орел ежедневно терзал его печень - как раз именно печень!… Если что-то вообще и бросается в глаза у зависимого больного, который успешно скрывает свое пристрастие, так это подчеркнутое благополучие, чрезмерная адаптивность, преувеличенное, длительное усилие быть одновременно таким же и лучше других, чему мы все помогаем. Ибо мы страдаем тем же самым: "Только не признавать, что мы больше не можем, будь что будет, я все еще хозяин положения, капитан своей души, командую по меньшей мере самим собой!"

В процессе исследований проблем молодежи и подростков (в г.г. Ярославль и Иваново) мы обнаружили тот факт, что пропаганда знаний о "здоровом образе жизни" может более эффективно осуществляться, ориентируясь на принципиально разносторонний анализ феномена "зависимого поведения". Мы трактуем его, как предельно широкое понятие, которое не может быть адекватно осмыслено только в конкретных формах и принципиально нуждается в разнообразном, "панорамном" (особенно в кругу неспециалистов) рассмотрении.
Эти представления сформулированы в программе обучения широкого круга неспециалистов навыкам диагностики пограничных или патологических зависимых состояний и оказания "первой психологической помощи" подросткам, столкнувшимся с опасностью формирования зависимости. Мы надеемся, что краткий очерк этой программы представит участникам дискуссии в полной мере скорее центральную "идею" семинара, чем "методическую сторону" его проведения. Общий объем занятий может быть рекомендован как двухнедельная, 72-часовая программа, предполагающая возможность, специализированного продолжения - по конкретным темам и направлениям.
Занятия, проводимые специалистами, с использованием видеоматериалов и специально подобранной литературы, на наш взгляд, могут эффективно ввести слушателей в проблемы, профессиональное владение которыми потребует уже дополнительных занятий, на "клинических базах", в специализированных учреждениях.

ТЕМА 1. Феномен "зависимого поведения" в медицине,
педагогике и клинической психологии

Лекция - 2 часа
Феномен зависимого поведения. Проблема "зависимости" / "независимости" в формировании зрелой личности взрослого человека. "Зависимость" и "независимость" в семейной жизни, в микроокружении, в широком социальном контексте. Лидерство и подчинение. Внутренние и внешние регуляторы управления поведением. Кризисный характер подросткового возраста.

К. Свит СОСКОЧИТЬ С КРЮЧКА: Как избавиться от вредных привычек и пристрастий / Пер. с англ. - СПб., 1997

"Термин "дурная привычка", или "зависимость", очень многозначен. Обычно его применяют к истощенному наркоману или опустившемуся бомжу - никому не нужным, привыкшим жить в грязи и нищете. Разумеется, ни тот, ни другой не имеют ничего общего с вами. Многие испытывают страх, пытаясь представить себе жизнь без ежедневной поддержки любимого "допинга"....

    Вредная привычка (зависимость) это свойство вашего характера или поведения, которое можно описать так:
  • Вы не контролируете ЭТО, скорее ЭТО контролирует вас. Вы чувствуете, что не имеете иного выбора, кроме как делать ЭТО, брать ЭТО, поступать как требует ЭТО….
  • Эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится незаметной для вас. Окружающие люди воспринимают ЭТО как вашу защиту, раздражительность, замкнутость и т.п.
  • Вы делаете ЭТО все чаще и чаще, стараясь вызвать более сильное воздействие.
  • Вы начинаете регулярно делать ЭТО, когда предчувствуете неприятные ощущения, подобные скуке, одиночеству, физической боле и т.д.
  • Вы чувствуете, что уже не можете справиться с вашими проблемами без помощи ЭТОГО.
  • Вы можете потратить значительную часть жизни, сражаясь с ЭТИМ (даже если ЭТО зацепило вас несерьезно).
  • Вы можете потратить драгоценную энергию души, страдая от ЭТОГО и безуспешно пытаясь разделаться с ЭТИМ.
  • На ЭТО уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному, в результате вы еще больше ненавидите себя за бессмысленные траты.
  • Вы теряете самоуважение, душевные силы, возникает угроза разрушения вашего жизненного уклада (семья, карьера, друзья), физического и душевного здоровья.
Некоторых ЭТО в конце концов убивает!

ХИМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Алкоголь Марихуана
Чай ЛСД
Кофе Кокаин
Сладкое Героин
Соленое Антидепрессанты
Шоколад Транквилизаторы
Переедание Снотворное
Семечки, орехи Анальгетики
Курение ………………………………………………
Опираясь на свой жизненный опыт, вы сами сможете продолжить список.


ЭМОЦИОHАЛЬHАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Голодание Мастурбация
Постоянное желание есть Чрезмерная заботливость о ком-нибудь
Hеразборчивость в еде Самоистязание
Трудоголизм Постоянные ушибы, царапины, раны
Чрезмерное увлечение спортом Желание грызть ногти, откусывать кусочки кожи
Часто желание почесаться Макияж, маникюр
Увлеченность оздоровительными системами Стремление к сверхопрятности
Мастурбация при просмотре порнографии Одержимость чистотой и порядком в доме
Периодически возникающие периоды
влюбленности к разным людям, часто без
взаимности
Hакопительство
Романы с "негодяями"
Желание постоянно тратить деньги
Желание позвонить кому-нибудь Постоянное желание спать
Игры (настольные, видео) Спешка, постоянная занятость
Стремление к риску, азарт Желание постоянно слушать радио
Стремление брать вещи и деньги без спроса Постоянно включенный телевизор
Ложь Склонность к фантазиям
Притворство Склонность к насилию
Сексуальные фантазии Hеразборчивость в чтении
Одержимость сексом Желание ездить с повышенной скоростью
Стремление не связывать себя брачными узами Садомазохизм
Страсть к телесериалам Опасность, риск
Частые болезни Откладывание всего на потом
Периодически повторяющийся упадок сил Отгороженность от людей
Ощущение, что вы несчастны Постоянные жалобы
Ощущение себя жертвой, мучеником Желание читать все время

ЭМОЦИОHАЛЬHАЯ СТОРОHА ХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ
(контрольные вопросы для самоанализа)
  1. Когда это началось?
  2. При каких обстоятельствах Вы обучились такому зависимому поведению?
  3. Что подтолкнуло Вас к этому?
  4. Было ли это необходимо для Вас?
  5. Это был приятный опыт или нет?
  6. Что происходило в Вашей жизни в период приобретения зависимости?
  7. Какую роль она играла для Вас?
  8. В чем Вы тогда действительно нуждались?
  9. Что Вы чувствовали поддаваясь вредной привычке?
  10. Hуждаетесь ли Вы в ней до сих пор?
  11. Как бы Вы себя чувствовали, отказавшись от этого?
  12. Заменяли ли Вы когда-либо эту привычку другой? Если "да", как и когда?
Проанализируйте дополнительно, вклад Вашего ближайшего окружения в появление, формирование и сохранение зависимости?

ПСИХОТЕХНИЧЕСКАЯ МАТРИЦА РЕКЛАМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
(фрагмент, Е.Е. Пронина, 2000)

Формально-содержательные особенности текста Виды манипуляции Психофизиологические механизмы реагирования Симптомы патогенности Последствия патогенного воздействия
СТИЛЬ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
  • Темпо-ритм, сила, яркость, тембр, амплитуда;
  • Аффективные стилистические фигуры
  • Форс-мажорные и форс-минорные режимы презентации;
  • Эмоциональное давление;
  • Настройка организма на физические параметры среды
  • Настройка на социальное окружение
  • Вынужденная синхронизация Психофизиологическая дезадаптация, необъяснимые скачки самочувствия, стресс, утомляемость, обострение хронических заболеваний, неадекватные реакции.
  • Информационная опасность
  • Неопределенность, двусмысленность, противоречивость
  • Превышение ресурсов сознания
  • Актуализация страха смерти;
  • Пропускная способность сознания
  • Аналитическая способность сознания
  • Наведенная заторможенность, притупление критичности, вынужденная дезориентация

    ГЛУБИННАЯ СЕМАНТИКА ОБРАЗОВ

  • Гиперсексуальные картины
  • Сцены агрессии, жестокости, подавленности
  • “Снятие запретов”


  • Актуализация страха смерти;
  • Биологически обусловленное влечение
  • Биологически обусловленное стремление к преобладанию
  • Витальная озабоченность (гиперсексуальность, жажда риска и другие конфликты “Id”) Психосоциальная дезадаптация: депрессия, отчаяние, навязчивые идеи, иании и страхи, неадекватное поведение
  • Лесть или оскорбление личности


  • Обращение к национальным, культурным, сословным и т.п. стереотипам
  • Угроза личному престижу (дискредитация самоидентичности);
  • Актуализация страха геноцида (дискредитация группидентичности);
  • Био-социально обусловленное самолюбие


  • Био-социально обусловленное чувство кровного родства
  • Фрустрация самооценки (самодовольство, неуверенность, коформизм и другие конфликты в сфере “Ego”);
  • Ревизия моральных норм



  • Вторжение в архетипы
  • Цинизм




  • Кощунство
  • Культурно-исторически обусловленная традиция
  • Культурно-исторический “символ веры”
  • Наведенная духовная смута (утрата смысла жизни, духовная прострация, конфлиуты в сфере “Super-Ego”)

    к списку тем




    ТЕМА 2. Социально-психологические и психолого-педагогические
    эффекты пропаганды "здорового образа жизни"

    Лекция - 1 час
    Социально-психологические и психолого-педагогические эффекты деятельности СМИ в решении проблем пропаганды "здорового образа жизни". Возможности и границы эффективности влияния СМИ на изменение образа жизни человека. Обзор успешных рекламный акций по пропаганде здорового образа жизни (в Росси и за рубежом).
    Семинар - 2 часа
    Реклама и антиреклама. "Психологически грамотная" и "психологически НЕ грамотная" реклама. "Деструктивная" реклама. Психологический анализ рекламных текстов и рекламных акций. Судебно -психологическая экспертиза рекламы.

    Из беседы с руководителем Информационного центра по противодействию наркомании при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре Романом МЕДВЕДЕВЫМ: о "социальной рекламе, которая по сути является рекламой наркотиков"… "Ведь что у нас затевает в городе Межведомственная комиссия по борьбе с наркоманией? Очень смешные вещи. Например, если мы ведем детей в поход просто так - это хорошо. А если мы это делаем - по муниципальной дотации - против наркотиков, то этот турпоход - пропаганда наркотиков. Если мы строим бассейн для молодежи просто так - это хорошо. А если строим бассейн против наркотиков - это пропаганда наркотиков. Все, что мы делаем "против наркотиков", - это пропаганда наркотиков, их реклама в чистом виде".

    Из передачи: "Снова готовится акция протеста против употребления и распространения наркотических средств. Сказано - сделано, руководители от местного образования с рвением достойного иного применения, действуя в рамках формальной логики, начинают говорить о том, что о чем им сказали говорить, не замечая, что собственно их деятельность находится на грани фола. Известно, что "если нельзя, то очень хочется", и особенно справедливо это правило тогда когда имеешь дело с подростковой психологией. Вместо рекламы здорового образа жизни, русской национальной культуры, в которой заложены алгоритмы и правила рационального и социально-активного и здорового поведения, дяди и тети, проводя уроки и готовя всевозможные праздники, говорят о том, что нельзя применять наркотические средства и перечисляют какие, что нельзя пользоваться определенными медицинскими инструментами и как ими нельзя пользоваться, и что нельзя пользоваться не стерильными и куда нельзя их вставлять неправильно. Однако ведь из азов психологии известно, что если вы печатаете рекламу "не покупайте наших товаров" или размещаете ее "протестно" вверх тормашками, то как раз вашему товару интерес и обеспечен".

    ЛАНДШАФТ "КАПИТАНОВ ДУШИ"
    (из книги - Клаус Дернер, Урсула Плог "Заблуждаться свойственно человеку: Учебное пособие по психиатрии и психотерапии" / Пер. с нем. - СПб., 1997)

    "Главным же полем этой беспощадной битвы является семья / партнерские отношения. Как и депрессивный путь, пристрастие решающим образом определяется психологической защитой от страха встречи двух спутников жизни. И здесь один из них чаще слишком рано покидает семью, не успев найти свою формулу равновесия между желаниями зависимости и независимости. Поэтому, уже будучи взрослым, он все еще хочет отвоевать свою независимость от авторитета родителей.
    Этот юношеский шарм, отказ от утраты "мечты своей молодости" позволяет ему легко перейти от своих родителей в "собственность" партнера, которому это тоже нравится, потому, что он тем самым оказывается на полюсе большей зрелости и радуется своей родительской роли. Благодаря этому равноправность отношений становится невозможной.
    Они не могут больше использовать страх Встречи, они отвергают разницу, чуждость и напряжение между собой, обесценивают своеобразие другого, бесконечно пытаются изменить его, чему другой вынужден сопротивляться и из-за чего оба партнера все больше ощущают, что каждый прав. Их отношения являются более симметричными, чем комплементарными (Г. Бэйтсон). Один чувствует, что ему угрожает инакость другого, ему хочется больше близости, сделать другого по своим меркам более похожим на себя. Так как это столь же бесперспективно, сколь и напрягает, то возникающие дыры "для расслабления" заполняются алкоголем и медикаментами. Создается иллюзия, при которой внешние средства могут утолить тоску по слиянию с партнером, противником. (Здесь читателю стоит подумать о сходстве с помогающими отношениями). Это - реализация абсолютного без пути туда, ибо большинство наркотических средств имеют одновременно активирующий и тормозящий эффект, стимулирующий и седативный. Я могу, таким образом, создать ощущение, что я живу своей одинокой неповторимостью и одновременно раствориться в ожиданиях другого, поскольку я молча сформировал его по собственному подобию.
    Одновременно, иногда командуя, иногда подчиняясь, партнер врастает в роль контролера сам по себе, не замечая этого. Развитие у обоих больше не происходит: с пристрастием к алкоголю или медикаментам с одной стороны, растет роль контролера с другой. Возникает изолированная от остального ландшафта тюрьма, закрытая система, в которой оба имеют силы лишь чтобы разрушать друг друга, у них нет даже сил чтобы выпустить Другого и убежать. Открыть может лишь участие Другого. Депрессивные и зависимые часто живут подобным образом в невероятном перенапряжении, которое у первых внешне проявляется в скованной бездеятельности, а у последних в безостановочной деятельности.

    к списку тем




    ТЕМА 3. Зависимое поведение детей и подростков,
    формирующееся на фоне дисгармоничных семейных отношений.

    Лекция - 2 часа.
    Гармоничные и дисгармоничные семьи. Дисгармоничные семьи и дисгармоничные характеры подростков. Психолого-педагогический анализ системы семейных отношений. Типология стилей воспитания. Стили воспитания, способствующие формированию зависимого поведения.
    Практическое занятие - 2 часа.
    Психологическая диагностика дисгармоничных семейных отношений. Методы оценки. Психодиагностические приемы выяснения наличия / отсутствия дисгармоничных отношений в семье.

    Различие: депрессивный человек подстраивается под масштаб другого, зависимый человек пытается другого подогнать под свой масштаб. Желаемые всеми партнерские отношения в обоих случаях превращаются в руины. Участвующие могут говорить, что им повезло, если они останутся в живых. Иными словами: я становлюсь пристрастным или зависимым, если я нерушимо (действительно нерушимо) верю в себя и только в себя самого.
    Эта самая частая и безутешная из всех социальных игр функционирует, поскольку мы все в ней участвуем.
    Пить алкогольные напитки нормально. Принимать медикаменты еще более нормально.
    Мы все морализируем, качаем головой, улыбаемся: "И как только можно до такой степени не держать себя в руках", или "Бедняга, но я не могу открыто говорить о его пьянстве, это может ему стоить рабочего места".
    Мы преуменьшаем возможную опасность: "Да, но все-таки он же справляется со своей работой", или "Я помогаю ему, чтобы это не так бросалось в глаза".
    Мы гарантируем тем самым игру в мнимое благополучие, которая представляет собой величайшее неблагополучие в жизни больного. Мы являемся неизбежными сообщниками таинственности, саморазрушения".
    Если катастрофа все же вызревает в покое при нашем молчаливом содействии, мы выражаем чувство вины вследствие нашего бездействия следующим агрессивно-злорадным образом; "Я всегда знал, что это плохо кончится".
    Мы уверены, что каждому из вас в этот момент чтения вспомнился кто-то из друзей или родных с зависимостью. А если вы работник здравоохранения, вам наверняка вспомнится коллега с зависимостью, ибо на рабочем месте мы еще "солидарнее". Годится ли на что-то эта глава, будет измеряться тем, изменятся ли ваши заговорщические отношения с этим угрожаемым "ближним"".

    ТЕСТ СКЛОННОСТИ К РИСКУ (Л.М. Семенюк, 1998)

     

    ДА

    Скорее ДА, чем НЕТ

    Трудно сказать как бы поступил

    Скорее НЕТ, чем ДА

    НЕТ

    1

    Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать помощь тяжелобольному человеку?          

    2

    Стали бы Вы на пути убегающего преступника?          

    3

    Могли бы Вы стоять на подножке товарного вагона при скорости 100 км/час?          

    4

    Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку, например, во время похода?          

    5

    Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что они безопасны?          

    6

    Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?          

    7

    Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?          

    8

    Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?          

    9

    Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?          

    10

    Могли бы Вы прыгнуть с 10- метровой высоты на тент пожарной команды?          

    11

    Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом пойти на опасную для жизни операцию?          

    12

    Могли бы Вы в виде исключения вместе с другими семью людьми подняться на лифте, рассчитанном на шесть человек?          

    13

    Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?          

    14

    Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?          

    к списку тем




    ТЕМА 4. Зависимое поведение и проблемы полового созревания.

    Лекция - 2 часа
    Зависимое поведение и проблемы полового созревания. Подростки и "гормональная буря". Кризисный характер становления подростковой сексуальности. Подростковое "экспериментирование" с освоением вариантов полоролевого поведения.
    Семинар - 1 час
    Типичные девиации в сфере психосексуального развития. Медико-психологические критерии "нормального" и "аномального" половозрастного созревания.
    Практическое занятие - 3 часа
    Консультирование подростков по проблемам психосексуального созревания, фиксации на вопросах пола, зависимости от нерешенных проблем формирования зрелой сексуальности.

    к списку тем




    ТЕМА 5. Эмоциональная неустойчивость как фактор формирования зависимости.

    Лекция - 2 часа
    Зависимое поведение в сфере здоровья. Формирование зависимости от невротических по своей сути привычек, с которыми ребенок или подросток не может справиться. Наблюдаемые признаки невротических реакций. Стремление к рискованному поведению как проявление зависимости. Самоубийства детей и подростков.
    Семинар - 2 часа
    Психосоматические заболевания у детей. Реакция ребенка на болезнь. Психология хронически больного ребенка.
    Семинар - 2 часа
    Зависимое поведение и проблемы питания. Переедание, отказ от пищи, диета. Психологический смысл зависимого поведения в отношении пищи, понятие "психологической защиты" личности и его связь с пищевым поведением. Методы контроля потребности в пище.
    Лекция - 2 часа
    Зависимое поведение, проявляющееся в пристрастии к играм. Психологический анализ зависимости от игровой деятельности. Место игры в жизни взрослого человека и психологическая природа появления "крайностей". Психологический анализ увлечения компьютерными играми. Азартные игры среди детей и подростков.
    Семинар - 2 часа
    Психология и педагогика формирования "волевого поведения" подростка. Методические приемы формирования сознательного контроля эмоционального состояния.

    МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ О СЕКСУАЛЬНОМ НАСИЛИИ НАД ДЕТЬМИ
    (Руководство … , 1997)

    Миф. Дети лгут о том, что над ними производят сексуаль-ное насилие.
    Реальность. Дети редко лгут о том, что над ними совершается насилие, хотя, чтобы защитить насильника, они могут преуменьшать природу и степень насилия. Рассказывая о совершенном над ними насилии, дети рискуют быть наказанными насильником и при этом, безусловно, вносят разрушения в свою жизнь, поэтому, боясь навлечь на себя также неприятности, дети обычно не лгут.

    Миф. Дети являются соблазнителями в сексуальных взаимоотношениях взрослого с ребенком.
    Реальность. Дети, как и все живые существа, испытывают сексуальные чувства, однако у них отсутствуют знания и опыт для того, чтобы инициировать сексуальную активность вне группы сверстников. Взрослые, обладая такими знаниями и опытом, осознают, что сексуальные действия с ребенком - это эксплуатация ребенка и нанесение ему повреждений.

    Миф. Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершают чужие люди.
    Реальность. Чаще всего (в 75 - 90% случаях) сексуальное насилие над детьми совершают люди, которых дети хорошо знают и которым доверяют. В более чем 50% случаев доказанного насилия оно совершается отцами, отчимами или другими близкими членами семьи.

    Миф. Сексуальное насилие случается только один раз.
    Реальность. Чаще всего сексуальное насилие над детьми - это длительно продолжающийся процесс, при котором эксплуатируются близкие, доверительные отношения, установившиеся между взрослым и ребенком. Часто вовлечению ребенка в непосредственные сексуальные действия предшествует длительный период сексуального ухаживания.

    Миф. Сексуальное насилие начинается в пубертатном возрасте.
    Реальность. Сексуальное насилие может произойти, когда ребенок находится еще в младенческом возрасте, и дети дошкольного возраста считаются группой высокого риска. Наиболее часто подвергаются насилию дети от 8 до 11 лет (D. Finkelhor, 1984).

    Миф. Только половой акт повреждает ребенка.
    Реальность. Любая форма сексуального насилия травми-рует ребенка. Вред, нанесенный сексуальным насилием, преимущественно эмоционального характера, он проистекает из предательства доверия и потери детства, переживаемых ребенком. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают глубокие чувства изоляции, стыда, отсутствия собственной значитель-ности и тревоги. Эти симптомы, если их не лечить эффективно, остаются и во взрослой жизни.

    к списку тем




    ТЕМА 6. Чрезвычайные события и формирование зависимости
    от сверхсильных переживаний. Дети - жертвы насилия.

    Лекция - 2 часа
    Реакция человека на чрезвычайные события. Навязчивый характер переживаний феноменов посттравматического стрессового расстройства. Человек перед проблемой агрессивности в отношениях с другими. Агрессивность и насилие в семье и обществе. Дети - жертвы насилия (прежде всего, сексуального). Насилие в семье. Признаки того, что ребенок стал жертвой насилия.
    Семинар - 1 час
    Посттравматическое стрессовое расстройство. Как помочь ребенку пережить горе. Дети - жертвы преступлений. Правовая, социальная и психологическая помощь.
    Практическое занятие - 3 часа
    Психолого-педагогическая помощь детям, оказавшимся жертвами сексуальной агрессии. Взаимодействие психологов, педагогов, врачей и социальных служб в организации помощи детям и подросткам.

    Миф. Сексуальное насилие совершают только над девочками.
    Реальность. Статистика случаев сексуального насилия показывает, что девочки чаще, чем мальчики, подвергаются насилию, однако значительное число мальчиков также являются жертвами насилия. Наиболее часто они подвергаются сексуальному насилию вне семьи, людьми, совершавшими насилие не один раз.

    Миф. Дети соглашаются на сексуальные отношения.
    Реальность. Иногда дети могут соглашаться на участие в сексуальных действиях, потому что у них отсутствуют возможность, опыт и знания для оказания сопротивления или потому, что они боятся последствий. Такие дети, а также дети, лишенные привязанности, вовлекаются в сексуальные действия чаще, чем другие.

    Миф. Дети получают удовольствие от сексуального насилия над ними; в противном случае они бы рассказали о нем или нашли бы способ его прекратить.
    Реальность. В первое время детям могут нравиться привя-занность или внимание, которые им уделяются. Если насилие продолжается долгое время, они могут предпринять попытки остановить его. Но чаще всего дети боятся того, что им не поверят или их накажут за то, что они рассказали. Какими бы ни были обстоятельства, детей нельзя винить за то сексуальное насилие, которое над ними совершали.

    Миф. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.
    Реальность. Статистические данные о совершении женщинами сексуального насилия невысоки, но тем не менее и женщины его совершают, и любой обнаруженный случай совершения женщиной подобных действий должен рассматриваться точно так же, как если бы это был мужчина.

    ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ АСОЦИАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
    (в порядке рейтинга, И.П. Башкатов, 1993)

    1. Употребление уголовно-воровского жаргона.
    2. Распространение азартных игр.
    3. Наличие кличек, прозвищ.
    4. Групповые правонарушения, игнорирование общественных норм жизни.
    5. Существование жесткой групповой стратификации ("вожаков", "авторитетов", "отверженных", "пацанов", "чушек" и др.).
    6. Распространенность "блатных" песен, стихов, рисунков, тюремной атрибутики.
    7. Пренебрежительное отношение к "отверженным", изоляция их в межличностных отношениях.
    8. Факты вымогательства "авторитетами" у других несовершеннолетних денег, личных вещей.
    9. Наличие враждующих группировок, ведущих борьбу "за власть" в микрорайоне.
    10. Изготовление и хранение запрещенных предметов (ножей, кастетов, пик..)
    11. Наличие татуировок с тюремно-атрибутным содержанием.
    12. Существование групповых "кодексов", "правд", "законов", "прописок" новичков, принятие ими всевозможных "присяг", "клятв", "проклятий"…
    13. Отказ участвовать в деятельности социально полезных групп, самодеятельных органах коллектива.
    14. Уклонение от выполнения общественных поручений, работ по самообслуживанию.
    15. Наличие гомосексуализма в группах правонарушителей.
    16. Проявление двурушничества членов неформальных групп.
    17. Система "мелких исключений" для "авторитетов" (атрибутика в одежде, прическе, курении и т.д.)
    18. Общий "котел" членов группы.

    к списку тем




    ТЕМА 7. Зависимое поведение и групповое давление:
    подростково-молодежные группы, "тусовки", движения.
    Националистические группировки и ультрарадикальные движения.

    Семинар - 1 час
    Зависимое поведение и групповое давление. Подростки и группа. Моральная оценка своего поведения и группа. Подростковый возраст как возраст освоения "взрослой" морали ("морали равенства" как альтернативы "морали подчинения"). Формирование конформного стиля поведения. Специфика отклоняющегося поведения, совершаемого под влиянием группы. Асоциальное поведение.


    Практическое занятие - 3 часа
    "Семь скачков" через поисковое пространство (подростковый возраст), включая скачок интерпретаций. Феномен подростково-молодежных групп, "тусовок", движений. Асоциальные и анти-социальные группы. Группы по интересам. Спортивные группировки. Лидеры и ведомые. Возможности влияния. Приемы манипулятивного воздействия как основная форма направленного влияния в асоциальной и антисоциальной среде. Националистические группировки и ультрарадикальные движения, использующие в корыстных целях особенности психологии подросткового и юношеского возраста.

    к списку тем




    ТЕМА 8. Зависимое поведение и вовлечение подростков
    в криминальные группировки.

    Лекция - 2 часа
    Поиск подростком "пределов" допустимого как типичная особенность возраста. Аморальное и противоправное поведение. Криминальное поведение. Вовлечение подростков в преступные группировки. Проблемы формирования социально зрелой личности.

    Семинар - 2 часа
    Подростковые шайки, банды, иерархические отношения в преступных сообществах, "законы" преступного мира. Пропаганда со стороны преступных группировок ценностей и идеалов криминального образа жизни, стремление выглядеть привлекательно, представление "романтического" образа жизни преступника. Применение насилия и акций устрашения со стороны криминальных авторитетов с целью подчинить себе поведение молодежи. Противодействие, контрпропаганда со стороны общества, семьи и школы, в частности.


    "Образ жизни" как социально-психологическая категория и его основные, формирующие девиантное поведение, эффекты (по П.И. Сидорову, А.В. Митюхляеву, 1999):

    • АНОНИМНОСТЬ или неспецифичность действия негативных причин и условий, проявляется в том, что независимо от природы этих факторов (социальной или биологической, психологической или моральной), искажающих психологическое развитие и нравственное становление личности подростка в условиях деструкции социальной среды они приводят к одному результату - быстрому развитию полиморфного девиантного поведения - в последствиях деформации трудно определить удельный вес и "вклад" первоначальных негативных факторов;
    • ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ или расширенное воспроизводство негативных факторов в генезе девиантного поведения подростков - чем раньше по времени оказалось болезненное влияние, тем вероятнее риск последующего отклоняющегося развития, в частности из-за эффекта "накопления";
      Например, при формировании раннего алкоголизма у подростков с резидуально-органической недостаточностью в анамнезе обнаруживается ранняя задержка психического развития ребенка, предопределяющая, в свою очередь, школьную дезадаптацию, асоциальное поведение и проч.
    • ПСЕВДОАДАПТАЦИЯ - выстраивание формы существования мимикрирующей под полноценную форму, сохраняющую преимущественно пассивный характер - отклоняющийся образ поведения дает уверенность в своих возможностях адаптации скорее "по форме", чем по существу;
      У несовершеннолетних алкоголь на короткое время вызывает бодрость, активность, смелость, уверенность в себе. Стимулирующе- растормаживающий эффект этанола создает иллюзию адаптации и самореализации, приводя к накоплению алкогольных проблем и последствий.
    • ДЕФОРМАЦИЯ личности, предопределяя ей неполноценные, обедненные, саморазрушающие формы существования, осложняющие, а не способствующие адаптации, строго говоря, приводящие личность в тупик, откуда ей не выбраться без посторонней помощи и без дополнительных ресурсов развития;
      При более широком подходе можно говорить о формировании изначально девиантной или аструктурной (Бехтель Э.Е., 1986) личности, имеющей равновысокий риск самореализации в любой сфере отклоняющегося поведения.
    • ИНДУКЦИЯ - в начале отклоняющегося поведения стоят преимущественно психологические (социально-психологические) модели поведения, тянущие за собой отклонения в физиологических показателях жизнедеятельности организма;
            возникновение "клиники до болезни", психологическое потенцирование биологических отклонений.

    к списку тем




    ТЕМА 9. Зависимое поведение и алкоголизация
    в среде детей и подростков.

    Лекция - 2 часа
    Зависимое поведение и алкоголизация в подростковой среде. Мифология, существующая в отношении "культурного" употребления алкоголя. Медико-психологический анализ деградации личности при систематическом употреблении алкоголя. Влияние на формирование зависимости личностных особенностей, семейных традиций и др.

    Семинар - 2 часа
    Пропаганда и контрпропаганда в противодействии алкоголизации в подростковой среде. Практическое занятие - 4 часа
    Конкретные формы организации профилактики и помощи в антиалкогольной работе. Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

    к списку тем




    ТЕМА 10. Зависимое поведение и наркотизация
    в среде детей и подростков

    Лекция - 2 часа
    Курение как форма зависимости. Психологический анализ феномена наркотической зависимости. Структура феномена зависимого поведения, связанного с воздействием психоактивных веществ. Общее и различия в пристрастии к табаку, токсическим веществам, алкоголю, медикаментам, наркотикам. Анализ "психологической составляющей пристрастия.

    Семинар - 2 часа
    Психолого-педагогические аспекты профилактики табакокурения в молодежной среде. Медицинские и психолого-педагогические аспекты помощи.

    Лекция - 2 часа
    Зависимое поведение и употребление наркотиков в подростковой среде. Социально - психологический и клинико-психологический анализ феномена наркотизации в молодежной среде

    Семинар - 2 часа
    Пропаганда и контрпропаганда в противодействии наркотикам в подростковой среде.
    Практическое занятие - 4 часа
    Конкретные формы организации профилактики и помощи в ситуации наркотической зависимости. Просмотр и обсуждение видеоматериалов.


    Возрасты (уровень зрелости личности) и “Семь драконов”
    (Дж. Стивенс “Приручи своих драконов”, 1995)

    ДРАКОН

    УРОВЕНЬ ЗРЕЛОСТИ

    Грудной младенец

    Малыш, делающий свои первые шаги

    Подросток

    Юноша

    Взрослый человек

    Высокомерие

    самое большое страшилище

    маленький бюрократ

    высокий статус

    застенчивость

    философское высокомерие

    Самоуничижение

    раболепст-
    вующий дикарь

    орудие в чужих руках

    обеспокоенность возрастом и внешностью

    неприспособ-
    ленность, непонимание

    отсутствие веры в самого себя

    Нетерпеливость

    безжалост-
    ность в получении удовольствий

    повышенная раздражи-
    тельность

    сломя голову

    несдержанность по отношению к себе и окружаю-
    щей системе

    нетерпеливость буйного воображения

    Мученичество

    крайняя степень проявления жертвенности

    послушный баран в общественной жизни и пешка в чужой игре

    мученик, контролируемый финансовыми проблемами

    политический мученик

    умеренное стремление к жертвенности

    Жадность

    дикое стремление выжить любой ценой

    привязанность к пагубным привычкам и местная коррупция

    тайное накопитель-
    ство, стяжательст-
    во и пренебрежи-
    тельное отношение к окружающим

    ревность и жажда любви

    духовный материализм

    Саморазрушение

    выливаю-
    щееся в преступления, безумие

    желание быть пойманным за руку

    короткая жизнь без оглядки на завтрашний день

    склонность к самоубийству

    диверсия, направленная против самого себя

    Упрямство

    аутизм и кататония

    "бритоголовые", реакционеры, крайне "правые"

    "свои парни", мафия

    "левые" радикалы и мятежники

    жестокая внутренняя борьба с самим собой

    к списку тем




    ТЕМА 11. Секты. Кодирование и "зомбирование"
    в рамках религиозных обрядов и культов

    Лекция - 2 часа
    Секты. Кодирование и "зомбирование" в рамках религиозных обрядов и культов. Деструктивный контроль сознания. Психологические приемы воздействия, применяемые в деятельности тоталитарных сект.

    Семинар - 1 час
    Культурологические и психолого-педагогические проблемы феномена "порока". Здоровый духовный образ жизни.
    Практическое занятие - 2 часа
    Конкретные формы организации профилактики и помощи жертвам тоталитарных сект. Просмотр и обсуждение видеоматериалов, раскрывающих особенности вовлечения молодежи в тоталитарные секты.


    ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ (АМБИВАЛЕНТНЫЙ) ХАРАКТЕР ОСНОВНЫХ
    "ДРАКОНОВ" (ПОРОКОВ), ПО Дж. СТИВЕНСУ

    + гордость Высокомерие - тщеславие
    + скромность Самоуничижение - отсутствие чувства собственного достоинства
    + отвага Нетерпеливость - несдержанность
    + самоотверженность Мученичество - стремление к мученичеству
    + вкус к радостям жизни Жадность - ненасытность
    + самопожертвование Саморазрушение - склонность к самоубийству
    + решительность Упрямство - глупое упрямство

          (Цит. по Т. Зацу, 1999, С. 239-240) "ПОРОК, писал Лизандер Спунер, известный американский вольнодумец XIX столетия, - это такие действия, посредством которых человек, их совершающий, приносит ущерб самому себе или своей собственности. ПРЕСТУПЛЕНИЕ же есть деяние, вредящее жизни, здоровью или собственности другого… Нет ни единого примера, когда кто-либо развивал в себе порок с преступными намерениями. Всякий раз люди предавались своему пороку исключительно ради собственного удовольствия, а не из злого умысла, направленного против ближних…"

    ШКАЛА СОЗАВИСИМОСТИ (Кулаков С.А., Ваисов С.Б., 2002) - фрагмент
    - Варианты ответа: 0 - нет; 1 - иногда; 2 - да        0 / 1 / 2

    1. Тревожитесь ли Вы о проблемах других людей, направляете ли свою энергию на решение проблем других людей?
    2. Теряете ли Вы сон из-за проблем и поведения других людей?
    3. Думаете и чувствуете ли Вы, что ответственны за других людей - за их чувства, мысли, действия, выбор, желания, потребности, благополучие, судьбу?
    4. Чувствуете ли Вы злость, когда Ваша помощь оказывается неэффективной?
    5. Пытаетесь ли Вы доставить удовольствие другим, вместо того, чтобы самим получить удовольствие от жизни?
    6. Даете ли Вы советы другим, когда они не просят Вас об этом?
    7. Считаете ли Вы себя жертвой, неоцененной людьми, которым Вы помогали?
    8. Чувствуете ли Вы вину, когда тратите деньги на себя?
    9. Боитесь ли Вы отвержения близких людей?
    10. Испытываете ли Вы часто чувство вины?
    11. Боитесь ли Вы позволить себе быть естественным?
    12. Боитесь ли Вы позволить другим людям быть теми, кто они есть?
    13. Беспокоитесь ли Вы о том, нравитесь ли Вы другим, любят ли Вас другие люди?
    14. Разрешаете ли Вы событиям течь естественным путем?
    15. Переносите ли вы оскорбления, чтобы удержать рядом с собой людей, которых любите?
    16. Можно ли сказать, что Вы НЕ умеете говорить НЕТ?
    17. Избегаете ли Вы говорить о себе, о своих проблемах, чувствах, мыслях?
    18. Поддерживаете ли Вы такие отношения, в которых люди причиняют Вам страдания?
    19. Боитесь ли Вы вызвать чувство гнева у других людей?
    20. Стараетесь ли Вы подавлять свои чувства?
    21. Испытываете ли Вы трудности в сексе, не решаясь просить сделать партнера то, что Вам приятно?
    22. Испытываете ли Вы финансовые затруднения из-за того, что член семьи употребляет наркотики?
    23. Приходится ли Вам говорить неправду, чтобы скрыть наркотизацию близкого человека?
    24. Есть ли у Вас ощущение, что наркотики для вашего члена семьи значат больше, чем Вы сами?
    25. Думаете ли Вы, что наркотизация члена вашей семьи связана с тем, что он дружит с определенной компанией?
    26. Высказываете ли Вы угрозы, например, такого содержания: "Если ты не бросишь наркотики, я выгоню тебя из дома!", или другие угрозы?
    27. Боитесь ли Вы огорчить члена семьи, из страха, что это спровоцирует срыв?
    28. Не кажется ли Вам, что из-за наркотизации члена семьи Вы не можете уехать куда-то надолго, оставив его одного дома?
    29. Приходилось ли Вам думать о вызове милиции из-за плохого поведения члена семьи в наркотическом опьянении?
    30. Приходилось ли Вам искать спрятанные наркотики?
    31. Есть ли у Вас такое чувство, что если бы член вашей семьи Вас любил, то он прекратил бы употреблять наркотики, чтобы доставить Вам удовольствие?
    32. Испытываете ли Вы чувство вины, что контролируете жизнь наркотизирующегося члена семьи?
    33. Думаете ли Вы, что если бы член вашей семьи прекратил бы употреблять наркотики, то Ваши другие проблемы были бы решены?
    34. Угрожали ли Вы когда-нибудь нанести себе повреждения с тем, чтобы добиться от наркомана таких слов, как "прости меня", "я люблю тебя"?

    к списку тем




    ТЕМА 12. Проблемы формирования педагогической среды,
    противодействующей формированию зависимого поведения

    Лекция - 1 час
    "Образ жизни" как системная характеристика, определяющая риск возникновения зависимого поведения. Социально - психологическая и социально-педагогическая характеристика категории "образ жизни".

    Семинар - 4 часа
    "Трудные" учителя как проблема подростка. "Влияние" и "власть" в работе учителя. Психологические характеристики манипулятивного общения. Профессиональная деформация. Власть учителя над учеником. Психолого-педагогические основы работы с семьей. "Влияние" и "власть" старшего поколения в семье. Необходимость параллельной работы со старшим поколением в направлении "сближения" и "помощи" в решении проблем зависимого поведения в детском и подростковом возрасте.

    Практическое занятие - 2 часа
    Диагностика "качества жизни" ребенка и подростка. Диагностика риска возникновения зависимого поведения. Планирование мер предупреждения (снижения) риска формирования зависимого поведения.

    Лекция - 1 часа
    Психолого-педагогические основы эффективности "влияния" со стороны педагога. Способы и техники влияния. Роль личности педагога, его профессиональной подготовленности в части использования основных методов воздействия на личность. Роль и возможности классного коллектива в оказании формирующего воздействия на личность подростка…

    Практическое занятие - 3 часа
    Психология убеждения. Психология внушения. Влияние и "манипулирование". Риторика. Элементы психологического консультирования и установления контакта. Специфика работы с зависимыми детьми и подростками. Психологическая диагностика акцентуаций личности подростка. Специфика работы с различными типами акцентуаций.


    ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ И ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ

    (Рабочий план проведения психолого-педагогического семинара для учителей школ, социальных педагогов, руководителей системы народного образования - 72 часа)

    Тема занятия Л С ПЗ
    1 Феномен "зависимого поведения" в медицине, педагогике и клинической психологии. 2    
    2 Социально-психологические и психолого-педагогические эффекты пропаганды "здорового образа жизни". 1 2*  
    3 Зависимое поведение детей и подростков, формирующееся на фоне дисгармоничных семейных отношений. 2   2
    4 Зависимое поведение и проблемы полового созревания. 2 1* 2
    5 Эмоциональная неустойчивость как фактор формирования зависимости. Стремление к риску, самоубийства. Зависимое поведение в сфере здоровья - проблемы питания. Зависимое поведение, проявляющееся в пристрастии к играм. Компьютерные игры. 4 6*  
    6 Чрезвычайные события и формирование зависимости от сверхсильных переживаний. Дети - жертвы насилия. 1 2* 2**
    7 Зависимое поведение и групповое давление: подростково-молодежные группы. Националистические и ультрарадикальные движения   1* 3**
    8 Зависимое поведение и вовлечение подростков в криминальные группировки. 2 1*  
    9 Зависимое поведение и алкоголизация в среде детей и подростков. 2 2* 4**
    10 Курение как форма зависимого поведения. Зависимое поведение и наркотизация в среде детей и подростков. 4 4* 4**
    11 Секты. Кодирование и "зомбирование" в рамках религиозных обрядов и культов. 2 1* 2**
    12 Проблемы формирования педагогической среды, противодействующей формированию зависимого поведения. 2 4* 5
      Итого: 72 часа 24 24 24

    Л - лекции; С - семинары; ПЗ - практические занятия
    * - работа с брошюрами и мини-хрестоматиями
    ** - просмотр и обсуждение тематических видеоматериалов

    к списку тем




    Рекомендованная литература:

    1. Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики: Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков. - СПб., 2000
    2. Басов А.В. История и современное состояние изучения психологии здоровья человека - Ярославль, 2000
    3. Басов А.В. ресурсы Интернета: за формирование здорового образа жизни - против наркотиков - Ярославль, 2002
    4. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. - М., 1993
    5. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика - М., 2000
    6. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: Эталоны, представления, установки - М., 2001
    7. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб., 1999
    8. Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Первой Нижегородской научно-практической конференции (1999); Научные труды Второй Нижегородской научно-практической конференции (2001)
    9. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья - СПб., 1999
    10. Дернер К., Плог У. Заблуждаться свойственно человеку: Учебное пособие по психиатрии и психотерапии / Пер. с нем. - СПб., 1997
    11. Зац Т. США против наркотиков // Эволюция психотерапии. Т. 4: "Иные глоса" / Пер. с англ. - М., 1999
    12. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - СПб., 1996
    13. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия - М., 2000
    14. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. В.А.
    15. Гурьевой - М., 2001
    16. Клиническая психология: Хрестоматия. - СПб., 2000
    17. Кулаков С.А., Ваисов С.Б. Психообразовательсный подход в реабилитации росдственников наркозависимых подростков // Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: Материалы научно-практической конференции - Кострома, 2002, С. 151-153
    18. Лазурский А.Ф., Франк С.Л. Программа изучения личности в ее отношениях к среде // Лазурский А.Ф. Избранные психологические произведения - М., 1997
    19. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Диагностика характера подростков - М., 1995
    20. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних - Ростов-на-Дону, 2000
    21. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: Психотехника риска и правила безопасности - Рига-М., 1997
    22. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения - М., 2001
    23. Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы (материалы Всероссийской научно-практической конференции) - М., 2000
    24. Москаленко В. Зависимость: семейная болезнь (В семье зависимость от алкоголя или наркотиков. Как выжить тем, кто рядом?). - М., 2002
    25. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: Методические рекомендации - Ярославль, 1996
    26. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000
    27. Орел А.Н. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению: Руководство - Ярославль, 1999
    28. Орлов Ю.М. Серия брошюр ("Становление человека", "Психология принуждения", "Психология ненасилия", "Зависимость, "Управление поведением", "Вина", "Обида", "Постижение переживаний") - М., 1994-1998
    29. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1990
    30. Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия / Пер. с нем. - М., 1993
    31. Пирожков Б.Ф. Криминальная психология. Кн. 1 (Психология подростковой преступности), Кн. 2 (Подросток в условиях социальной изоляции). - М., 1998
    32. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков - М., 1997
    33. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина и др. - М., 2000
    34. Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы: Теория и методика психотехнического анализа рекламы. - М., 2000
    35. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково - молодежной среде. - М., 2000
    36. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия. - СПб., 2001
    37. Психологические методы обретения здоровья: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок - Минск-М., 2000
    38. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. - СПб., 2001
    39. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова - СПб., 2000
    40. Психология и лечение зависимого поведения / Пер. с англ. / Под ред. С. Даулинга. - М., 2000
    41. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Х. Ремшмидта / Пер.с нем. - М., 2000
    42. Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д. Самоубийство подростков / Пер. с сербск. - М., 2000
    43. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Пер. с англ. - СПб., 2000
    44. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология - СПб., 1999
    45. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических ВУЗов / Под ред. Н.К. Асановой. - М., 1997
    46. Свит К. Соскочить с крючка: Как избавиться от вредных привычек и пристрастий / Пер. с англ. - СПб., 1997
    47. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции. - М., 1998
    48. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию - СПб., 2001
    49. Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм - Архангельск, 1999
    50. Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технологии, эксперимент: Материалы всероссийской научно-практической конференции - Курск, 2001
    51. Стивенс Дж. Приручи своих драконов: Как обратить свои недостатки в достоинства / Прев. с англ. - СПб., 1995
    52. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития - М., 1995
    53. Хассен С. Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи / Пер. с англ. - СПб., 2001
    54. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов - М.-Рига, 1997
    55. Школьные проблемы глазами психолога: Как оказать помощь дезадаптированному ребенку - Ярославль, 1996

    к списку тем

    дистанционная поддержка