Документы, регламентирующие постановку физического воспитания в общеобразовательной школе

Организация и содержание физического воспитания в школе регламентируется нижеследующими документами:

1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы.

Организация физического воспитания по комплексной программе способствует установлению единого, гигиенически обоснованного физкультурно-оздоровительного режима школы, содействующего нравственному воспитанию, трудовой и профессиональной подготовке учащихся. В первой части программы определено содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые осуществляются в режиме учебного дня: гимнастика до учебных занятий, физкультурных минут во время уроков, физических упражнений и подвижных игр на удлиненных переменах, ежедневных физкультурных занятий в группах продленного дня.

Во второй части - содержится программный материал для уроков физической культуры.

Урок физической культуры - основная форма физического воспитания в общеобразовательных школах. Важнейшее требование к уроку: обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического развития, пола и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий; формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физической культурой.

Третья часть программы включает материал, направленный на профессионально-прикладную физическую подготовку учащихся с учетом выбираемой профессии.

Четвертая часть программы объединяет содержание внеклассных форм физического воспитания: занятий учащихся в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки.

В пятую часть программы включено содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий: ежемесячных дней здоровья и спорта, внутришкольных соревнований, туристских походов и слетов, физкультурных праздников.

С содержанием данной программы можно ознакомиться. Журнал " Физическая культура в школе "6,7 за 1987 год.

2. Программа " Физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей".

Суть ее состоит в разностороннем развитии двигательных (координационных и кондиционных) способностей учащихся. Это нашло отражение в распределении времени на развитие двигательных способностей с 1 по 11 классы, в изложении программного материала урочных и самостоятельных занятий. Программа включает в себя только содержание урочных форм занятий по физической культуре. Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной
( дифференцированной). Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников.

Авторы программы докт. пед. наук Лях В.И., канд. пед. наук Мейксон Г.Б.Москва " Просвещение" 1993 год.

С содержанием данной программы можно ознакомиться. Журнал " Физическая культура в школе " 1,2,3 за 1994 год.

3. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол).

Материал программы дается в четырех разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка и примерные показатели двигательной подготовленности.

В разделе " Основы знаний" представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях. В разделе " Общая физическая подготовка" даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.

В разделе " Специальная подготовка " представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.

В разделе " Примерные показатели двигательной подготовленности " приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности учащихся.

Авторы программы Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Туркунов Б.И. Москва " Просвещение " 1992 год.

С содержанием данной программы можно ознакомиться. Журнал " Физическая культура в школе " 2,4,5,6 за 1993 год, 1 за 1994 год.

4. Программа " Физическое воспитание с оздоровительной направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ".

Реализация данной программы возможна на основе модификации системы учебных предметов при составлении различных учебных планов: за счет перераспределения учебных часов, интегрирования учебных предметов и интенсификации учебного процесса, обновления содержания учебных предметов, выделения дополнительно оплачиваемых часов, сокращения учебного часа. Физическая подготовка проводится 3 раза в неделю при пятидневной учебной неделе и 4 раза при шестидневной. Занятия по разделу " Туризм и ориентирование на местности " проводятся 2 раза в неделю.

Составной частью программы являются разделы: активный и пассивный отдых, сон, рациональное питание, самоконтроль, закаливание.

Автор программы Большенков В.Г. Москва " Просвещение " 1992 год. С содержанием данной программы можно ознакомиться. Журнал " Физическая культура в школе " 3 за 1993 год.

5. Региональная " Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы".

Данная программа определяет содержание и методику проведения уроков физической культуры.

Первая часть программы представляет материал для 1-4 классов. В ней предусмотрено распределение часов по различным видам учебного материала, материал по внеклассной спортивно-оздоровительной работе и содержание мероприятий в режиме дня. Программой предусмотрен особый подход в оценке развития физических качеств младших школьников. Он осуществляется по величине сдвигов (по улучшению) от первоначально показанного результата, что позволяет дифференцированно подходить к учащимся.

Далее представлен материал по отдельным видам физических упражнений от V до Х1 классов. Перед практическим материалом по каждому виду физических упражнений даны объяснительные записки и для всех классов указан перечень тем по основам знаний с учетом специфики данного вида.

Программа утверждена Департаментом образования и воспитания Ярославской области (1995 г.) и является обязательным к исполнению документом.

6. Программа занятий по физическому воспитанию школьников отнесенных к специальной медицинской группе (методические рекомендации).

Группы учащихся, отнесенные к специальной медицинской группе, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врача и оформляются приказом директора школы. Минимальное число учащихся в группе- 10 человек. Наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1-2, 3-4 и так далее). Если (число учащихся недостаточно для комплектования группы, то целесообразно объединять учеников трех или четырех классов 1-4, 5-8, 9-11).

Предусматривается оценка в форме " зачтено" или " не зачтено". Эта оценка является итоговой за четверть, год и окончательной, выносимой в аттестат или свидетельство об окончании школы.

С содержанием методических рекомендаций можно ознакомиться в сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР 21 за 1987 г. Журнал " Физическая культура в школе " 11, 12 за 1987г.

7. Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов малокомплектных сельских школ.

Данная программа предназначена для малочисленных сельских школ и предусматривает объединение на одном уроке учащихся смежных классов (1-2; 3-4; 5-6; 7-8; 10-11кл.). Программа включает в себя содержание учебной работы, методические и организационные рекомендации, дополнительный материал по выбору, таблицы и требования по определению физической подготовки учащихся. На основании программы учитель составляет графическое планирование и рабочие планы уроков, где отражает задачи, содержание, средства, организационно-методические моменты работы с учетом проведения уроков с разновозрастным составом учеников.

Программа напечатана по решению редакционно-издательского отдела ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. Авторы программы проф. Бутин И.М.,зас. учитель школы России Масленников С.М., зав. каб. физкультуры и спорта ИПК Леонтьева Т.Н. 1997г. Ярославль.

Из вышеприведенных программ (пункты 1-6 ) школа выбирает одну, по которой ведется вся работа.

Право выбора программы по физической культуре предоставляется учителю физкультуры совместно с администрацией школы с учетом материальной базы и возможностей школы.

8. Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы.

Данное положение определяет круг обязанностей всего педагогического коллектива (директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя физической культуры, классного руководителя, воспитателя групп продленного дня) школы в физическом воспитании учащихся. За организацию физического воспитания в школе несет ответственность директор.

На него возлагается: обеспечение необходимых условий для проведения уроков физической культуры, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, ежемесячных дней здоровья и спорта, проведение занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; обеспечение ежедневного контроля за работой по физическому воспитанию учащихся: посещение уроков, наблюдение за проведением занятий в режиме учебного дня и во внеурочное время; организация осмотров учащихся в соответствии с установленными сроками; ответственность за оснащение спортивной базы школы инвентарем и оборудованием, эффективное использование спортивных сооружений.

Так же определены обязанности других должностных лиц. Ознакомиться с положением можно в сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР 1 за 1984 г. Журнал "Физическая культура в школе " 1 за 1984г.

9. Положение о коллективе физической культуры общеобразовательной школы.

Коллектив физической культуры общеобразовательной школы является самодеятельной организацией, призванной развивать массовую физическую культуру, спорт и туризм среди учащихся. Общую ответственность за организацию коллектива физической культуры в школе несет директор. Методическая помощь в деятельности коллектива обеспечивается учителем физической культуры, организатором внеклассной и внешкольной работы. Непосредственное руководство работой коллектива осуществляет его совет.

С содержанием положения можно ознакомиться в сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР 4 за 1984г. Журнал " Физическая культура в школе" 11 за 1984 г.

10. О порядке организации спортивных соревнований среди школьников.

Центром организации массовых соревнований должна быть школа. К участию во внутришкольных соревнованиях следует привлекать всех учащихся, начиная с 1 класса. В основе внутришкольных соревнований лежат виды упражнений, включенные в государственную программу по физической культуре, а также виды спорта культивируемые во внеурочное время.

Все внутришкольные соревнования проводятся в соответствии с календарным планом, утверждаемым директором школы и являющимся частью общего плана работы школы.

Результат выступления команд школы на районных и городских соревнованиях следует рассматривать лишь как один из показателей состояния работы по физическому воспитанию в данной школе наряду с состоянием учебного процесса по физической культуре, развитием массовой спортивно-оздоровительной работы со всеми учащимися, состоянием здоровья учащихся.

Календари спортивных мероприятий среди школьников на каждый год утверждаются до 19 ноября текущего года. С содержанием инструктивного письма можно ознакомиться журнал
"Физическая культура в школе " 4 за 1980 г.,4 за 1982г.

11. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися на территории СССР.

Настоящая инструкция является обязательной для общеобразовательных школ, школ интернатов, детских домов, внешкольных учреждений и других организаций, проводящих туристские походы, экскурсии, экспедиции, экскурсии с учащимися независимо от их ведомственной подчиненности. Администрация организации, проводящей туристские походы, экспедиции, экскурсии с учащимися, а также непосредственно руководителями групп несут ответственность за их подготовку и безопасное проведение, за воспитание, обучение и оздоровление учащихся.

Администрация обязана: утвердить кандидатуры руководителя, заместителя (помощника) руководителя, рассмотреть и утвердить план подготовки похода, экскурсии, экспедиции, обеспечить финансирование и материальное оснащение, провести инструктаж с руководителями и заместителями похода о мерах безопасности участников, оформив проведение такого инструктажа в соответствующем журнале, дать разрешение на проведение походов, экскурсии, экспедиции, издать приказ о его проведении, назначив им руководителя и заместителя, утвердив персональный состав участников, имеющих медицинский допуск, маршрут, смету и сроки проведения похода, оговорив в приказе ответственности руководителя и заместителя руководителя за жизнь и здоровье детей.

Выдать руководителю необходимые документы, подписав и заверив их печатью: копию приказа о проводимом мероприятии, маршрутный лист или маршрутную книжку и удостоверение экспедиционного отряда, командировочное удостоверение руководителя и заместителя руководителя.

Инструкция также содержит: информацию о допуске учащихся к туристским походам, экскурсиям и экспедициям; обязанности руководителя, заместителей руководителей походов; права и обязанности участников похода; права и обязанности администрации организации , проводящей туристский поход, экспедицию, экскурсию.

С содержанием инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися можно ознакомиться в журнале " Физическая культура в школе " 2,3,4 за 1987 г.

12. О проведении дней здоровья и спорта .

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР " О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта" (сентябрь 1981г.) во всех общеобразовательных школах должны ежемесячно проводиться дни здоровья и спорта.

Директора школ, их заместители совместно с учителями физической культуры, руководителем начальной военной подготовки и медицинским персоналом осуществляют общее руководство подготовкой и проведением дней здоровья и спорта, следят за соблюдением правил техники безопасности.

Конкретные сроки проведения дней здоровья и спорта устанавливаются каждой школой в зависимости от климатических условий, наличия спортивной базы.

В содержание дней здоровья и спорта могут входить подвижные и спортивные игры на местности, туристкие походы, открытые старты на определение лучшего бегуна, прыгуна, метателя и другие виды соревнований, различные развлечения.

Далее предлагается примерное содержание дней здоровья и спорта.

Подробнее ознакомиться с содержанием методического письма " О проведении дней здоровья и спорта" можно в журнале " Физическая культура в школе " 11 за 1982г.

13. О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных классов общеобразовательной школы.

Зачеты по физической культуре проводятся не позднее чем за пять дней до начала экзаменов. Сдача зачетов обязательна для всех учащихся 1Х и Х1 классов основной и подготовительной медицинских групп. Учащиеся подготовительной медицинской группы сдают зачеты по сниженным требованиям в соответствии с состоянием здоровья и физической подготовленностью. От зачетов освобождаются учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а также ученики, перенесшие перед зачетами различные заболевания.

Виды зачетов юноши 1Х классов: бег 2000м., метание мяча 150 гр., подтягивание на перекладине; юноши Х1 классов: бег 3000м., метание гранаты 700гр., подтягивание на перекладине, девушки 1Х классов: бег 2000м., поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой, метание мяча 150гр.; девушки Х1 классов : бег 2000м., поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой, метание гранаты 500гр.

Ознакомиться с содержанием зачетов выпускных классов можно в сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР 2 за 1986Г. Журнал " Физическая культура в школе " 9 за 1985 г.

14. Временный государственный общеобразовательный стандарт общее среднее образование. Физическая культура. Проект .

Он включает базовый уровень предъявления учебного материала государством и школой. Стандарт минимальных требований к подготовке учащихся начальной, основной и средней школы. С содержанием стандарта можно ознакомиться журнал "Физическая культура в школе " 6 за 1993г.

15. О предоставлении права учителям физической культуры общеобразовательных школ самостоятельно вносить изменения в распределении часов по разделам программы.

Учителям физической культуры предоставлено право самостоятельно вносить изменения в распределения часов по разделам программы с учетом климатических условий, наличия учебно-спортивной базы. С содержанием письма можно ознакомиться в сборнике приказов Министерства народного образования РФ
19 за 1989г.

16. О занятиях по физической культуре в зимний период.

В связи с трудностями организации занятий по лыжной подготовке (большая стоимость инвентаря, отсутствие прокатных пунктов и т.д.) Министерство образования считает возможным в тех школах, где указанные обстоятельства имеют место заменить занятия лыжной подготовкой следующим:

- в начальной школе - катание на санках, подвижные игры на воздухе, пробежки по дорожкам, метание снежков в цель и на дальность и т.д.

- основной школе - общеразвивающие и силовые упражнения, подвижные и спортивные игры, пробежки по утоптанным снежным дорожкам, бег по глубокому снегу, метание снежков в цель и на дальность.

- средняя школа - спортивные игры, кроссы, марш-броски, преодоление простейших препятствий, силовые упражнения.

17. Итоговая аттестация выпускников 1Х, Х1 классов общеобразовательной школы.

Экзамен по физической культуре состоит из двух частей - практической и теоретической. Содержание практической части, состоящей из 3-5 упражнений, определяется общеобразовательным учреждением. Практическая часть экзамена проводится не позднее, чем за неделю до начала аттестационного периода, теоретическая часть - в аттестационный период общеобразовательного учреждения по билетам.

Учитель имеет возможность, опираясь на примерные вопросы, разработать свои экзаменационные билеты, учитывающие специфику конкретной программы по предмету, а также особенности учащихся данного класса. Предложены примерные вопросы для выпускных 1Х и Х1 класса.

Ознакомиться с содержанием аттестации выпускников можно в вестнике образования 1,2 за 1996г. Журнал " Физическая культура в школе " 1 за 1996г., 3 за 1995г.

Никитина Т.И., доцент кафедры ТОФВ ЯГПУ

Кузнецова Г.А., старший преподаватель кафедры физвоспитания ЯГПУ

Масленников С.М., Зас.учитель России, шк.18 г.Ярославля


Дистанционная поддержка работников образования Ярославского региона.
Комментарии и предложения можно присылать по адресу www@ipk.yar.ru