Причины возникновения травматизма на уроках физической культуры и условия его ликвидации

Травматизм на уроках физической культуры несовместим с гуманными целями физического воспитания школьников. В педагогической практике недопустимы такие случаи, когда, вместо того, чтобы укрепить свое здоровье, улучшить физическое развитие, достигнуть, возможно, высокой степени физического совершенства, ученик надолго выходит из строя.

Причины, вызывающие травматизм на уроках физической культуры, можно сгруппировать так: общие для всех видов занятий; характерные для отдельных видов – гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр, лыжной подготовки.

К причинам, общих для всех видов занятий, следует отнести: плохую подготовку организма учащихся (недостаточную разминку) к нагрузке в основной части урока (в этом случае, особенно при низкой температуре, возможны растяжения и другие повреждения мышц, связок, сухожилий); неподготовленность учителя к уроку (урок проводится методически неграмотно, не продумана последовательность преподнесения материала, неправильно расположены группы на занятиях, не обеспечена страховка); слабую дисциплину на уроке, нечеткий показ и недостаточно понятное объяснение упражнений (травма возможна из-за того, что у школьника не будет отчетливого представлении о движении).

На уроках по разделу “Гимнастика” травмы возможны тогда, когда учитель пренебрегает (полностью или частично) средствами пассивной страховки (ограждения, маты и т.д.) или не умеет пользоваться приемами активной страховки. Нередко травматизм вызывается тем, что: чрезмерно перегружаются одни и те же группы мышц (если, например, преобладают висовые упражнения); не учитываются индивидуальные особенности учащихся (их физическое развитие, физическая подготовленность); школьники плохо знают элементы самостраховки; ученики занимаются в костюме, который не соответствует требованиям физической культуры (брюки, сапоги, рубашки и т.д.).

На уроках “Легкой атлетики” к несчастным случаям может привести: плохая подготовка мест занятий (прыжковых ям, секторов для метаний) и недостаточный контроль за исправностью спортивного инвентаря; несоответствие размеров и веса предметов спортивного инвентаря возрастным особенностям детей (в метаниях возможны растяжения или разрывы связок, мышц, сухожилий, особенно в плечевом суставе); неправильное размещение групп и нарушение учащимися очередности при выполнении заданий учителя; неправильная дозировка нагрузки; особенно на занятиях с детьми, отнесенных к подготовительной медицинской группе (в беге на средние дистанции).

Травмы на уроках, в содержании которых преобладает игровой характер, чаще всего возникают в тех случаях, когда: школьники не в спортивной обуви (возможны вывихи в голеностопном суставе, ушибы); скамейки, столбы и другие предметы оборудования и жесткого инвентаря расположены слишком близко от границы площадки; линии площадки обозначены ровиками или выступающими на поверхность грунта деревянными бортиками (голеностопный сустав).

На уроках лыжной подготовки причиной травмы (ушиб, вывих, перелом) может быть неправильный выбор крутизны спуска при обучении подъемам, спускам, торможению, поворотам. Лихачество учащихся, желание выполнить непосильные технические приемы, падение, общий старт (укол наконечником лыжной палки, ушибы и др.) лыжных соревнований – вот перечень условий для возникновения травм.

Что же нужно делать для того, чтобы исключить опасность травматизма на уроках физической культуры? Вот некоторые основные требования к учителю физической культуры:

продумывать содержание каждого урока, комплекс средств и методов обучения
тщательно проверять исправность спортивного инвентаря
уделять внимание разминке, предварительной проработке мускулатуры с помощью подготовительных упражнений в подготовительной части урока; требовать от школьников строгого соблюдения правил поведения на уроке
в случае нарушения дисциплины не приступать к занятиям до тех пор, пока не будет восстановлен порядок
систематически работать с физоргами классов и с другими активистами, обучая их приемами страховки
совершенствовать свои навыки в страховке учащихся, выполняющих упражнения на снарядах
во время проведения урока выбирать себе такое место, чтобы хорошо были видны все занимающиеся, а самому находиться около отделения, где наиболее вероятны срывы и падения
правильно чередовать висовые и опорные снаряды, регулировать физическую нагрузку, наблюдая за утомляемостью учащихся
требовать от школьников, чтобы они приходили в спортивной форме, запрещать занятия на снарядах в повседневной одежде
тщательно подготавливать места занятий, особое внимание уделять взрыхлению и заглаживанию прыжковых ям
не пользоваться инвентарем, которые по своему весу и размеру не соответствует возрастным особенностям учащихся
при отработке метания правильно размещать группы, соблюдая безопасные расстояния, не разрешать никаких произвольных метаний, не оставлять без наблюдения спортивный инвентарь, который в данный момент не используется на уроке
следить, чтобы ближе 1 м. к границе площадки не было никаких предметов и зрителей
не проводить занятий на необорудованных, плохо спланированных (с неровной поверхностью) площадках
подбирать такие места для занятий, которые соответствовали бы требованиям программы по физической культуре
учить ребят наряду с торможениями и поворотами приемам падения
избегать общих стартов, предпочитать им раздельный.

Надо всегда помнить, что нам доверен самый ценный капитал – здоровье детей, если будем стремиться устранить причины, вызывающие несчастные случаи, спортивный травматизм в наших школах быстро сойдет на нет.