Введение

Подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, нормального физического развития, укрепления и сохранения здоровья.

Играя, школьник познает окружающий мир, учится понимать отношения, возникающие между ним и элементами окружающей действительности, воспроизводить в действия полученные впечатления и мысли, удовлетворять потребность организма в физических движениях, приобретает новый опыт.

Все это обуславливает значительное место подвижных игр в учебной программе по физическому воспитанию учащихся начальных классов.

Подбирая игры для урока, учителю надо учитывать задачи, физиологическую нагрузку, условия его проведения, а также анатомо-психологические особенности детского организма. В начальных классах подвижные игры желательно включать в каждый урок, в любую его часть (подготовительную, основную, заключительную), учитывая ее интенсивность.

В процессе игры важно контролировать и стимулировать действия окружающих. Они должны знать, что любая игра (сюжетная, командная эстафета) требует от участников соблюдения определенных правил. Это имеет как организующее, так и воспитывающее значение. Надо учить детей играть не только на уроке под руководством учителя, но и самостоятельно на спортивном часе, перемене, во дворе. Для этого в уроки можно включать краткие информации о подвижных играх, рассказывать ребятам о правах и обязанностях капитанов команд и судей, объяснять способы выбора водящих, правила подведения итогов игры.

Важное значение для решения задач обучения и воспитания учащихся имеет правильное распределение игр по учебным четвертям. Для примера ниже прилагается подбор и использование игр на уроках физической культуры первых классов.

В 1 четверти целесообразно использовать следующие игры: “Стань правильно”, “К своим флажкам”, “У ребят порядок строгий”, “Дети и медведь”, “Гуси-лебеди”, “Космонавты”, “Зайцы, сторож и Жучка”, “Колдунчики”, “Пятнашки”, “Пустое место”, “Не ошибись”. Эти игры способствуют овладению строевыми командами и упражнениями, учат правильно ходить, бегать, прыгать, метать, четко выполнять коллективные действия. Данные игры просты по содержанию и правилам, в основном некомандного характера, скоростно-силовой направленности.

На начальном этапе учителю важно определить игровую подготовленность детей, какие игры им знакомы, как они воспринимают объяснение игры, могут ли играть, соблюдая правила, и т.д. Для этого на уроке следует выделить 5-10 мин и провести игру по выбору ребят.

Во 2 четверти, чаще всего, изучается учебный материал по разделу “Гимнастика”. Первоклассники повторяют ранее изученные игры, узнают новые. Это, как правило, уже переходные к командным и командные игры, развивающие координацию движений, другие физические качества. Игры: “Карлики и великаны”, “Кот идет”, “Запрещенные движения”, “Быстро по местам”, “Ловишки”, “Зима и лето”, “Попрыгунчики-воробушки”, “Через ручеек”, “Красная шапочка” успешно решают задачи обучения и воспитания учащихся. На первых уроках во 2 четверти можно использовать игровые эстафеты, чередуя задания на сохранение равновесия при ходьбе и прыжках с преодолением небольших препятствий.

В 3 четверти основное содержание уроков физической культуры посвящено разделу “Лыжная подготовка”.

Подвижные игры “Прокладка железной дороги”, “Поезд”, “Шире шаг”, “Быстрый спуск”, “Кто дальше проскользит”, “Лыжники-десантники”, “Самокат”, “Кто лучше”, направлены на овладение техникой лыжных ходов, спусков, поворотов, развитию физических качеств.

Необходимо помнить, что игры на лыжах должны проходить при быстром и активном участии всех детей, морозе до 10°, без ветра.

В конце третьей четверти первоклассники уже получили необходимые в игре организационные навыки. Они знают, как выбирать водящих, соблюдая правила игр, следят за дисциплиной и порядком в своей команде. Поэтому можно проводить игры и эстафеты с самостоятельным разделением учащихся на команды.

В 4 четверти закрепляются ранее сформированные умения и навыки, повторяются как гимнастические, так и легкоатлетические упражнения, разучиваются новые и проводятся уже знакомые учащимся игры. Первоклассники к концу учебного года уже научились правильно бегать, выполнять различные прыжки, метать мяч. Теперь в оставшиеся уроки надо научить их успешно сочетать двигательные действия, изменять их в зависимости от условий, видеть и объяснить как свои ошибки, так и допущенные товарищами. Это можно сделать при проведении игр: “Товарищ командир”, “Пустое место”, “Птица без гнезда”, “Кот проснулся”, “Летучие рыбки”, “Филин и пташка”, “Пчелы и медвежата”.

Одновременно на уроке учащиеся получают краткие сведения о режиме дня, личной гигиене, узнают о разновидностях и особенностях игр.

На период летних каникул дают задание: запомнить игры, в которые они будут играть во дворе, лагере. В сентябре на первых уроках нового учебного года им будет представлена возможность поделиться своим “запасом” игр.

Аналогично представленным играм для 1 класса, в зависимости от задач урока и условий проведения занятий, учитель может выбирать те игры, которые, по его мнению, более целесообразны на данном этапе обучения.