I класс

Игры, развивающие преимущественно навыки внимания:

Стань правильно

Задачи: развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: по первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму – все должны построиться в указанном месте.
Варианты построения: а) взявшись за руки в командах, ранее составленных преподавателем, в шеренгах; б) в общем круге или отдельных кругах; в) в отдельных колоннах в виде квадрата.
Правила: команда, сумевшая занять свое место, побеждает.
О.М.У: заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться.

Карлики и великаны

Задачи: развитие внимания, сообразительности, творческого воображения.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: по команде преподавателя “великаны” игроки должны выпрямиться, подняться на носки, как можно выше, по команде “карлики” - все должны присесть, как можно ниже.
Варианты заданий для “великанов”: а) на носки, руки вверх; б) подпрыгнуть, как можно выше; в) руки за голову, на пятки.
Варианты заданий для “карликов”: а) присесть, руки на пол; б) сесть на пол, руки за спину; в) упор присев.
Правила: выигрывает игрок, не допустивший ошибок при выполнении команд.
О.М.У: опробовать с играющими выполнение данных команд, проследить за правильностью выполнения И.п.

К своим флажкам

Задачи: развитие внимания, памяти, слуха, реакции на сигнал; совершенствовать умение ориентироваться.
Инвентарь: разноцветные флажки.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: в центре каждого кружка – водящий с флажком в поднятой руке (флажки разного цвета). По первому сигналу (хлопок, свисток) все играющие, кроме водящих, разбегаются по площадке. По второму сигналу – приседают и закрывают глаза. Водящие с флажками меняются местами. По команде преподавателя “Все к своим флажкам!” играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут и строятся вокруг него.
Варианты построения: а) взявшись за руки в шеренгу; б) в колонну, игроков с флажками ставить вперед; в) с музыкальным сопровождением. Играющие двигаются по кругу или за руководителем, повторяя за ним различные движения. По сигналу все занимают свои места около своих флажков.
Правила: команда, сумевшая быстрее собраться вокруг своего водящего, побеждает.
О.М.У: флажки брать разных цветов. Следует наблюдать, чтобы играющие не сговаривались, не смотрели в то время, когда водящие меняются местами.

 

Запрещенные движения

Задачи: воспитание внимания, наблюдательности; развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: преподаватель предлагает играющим выполнять за ним все движения, кроме запрещенного (например руки на пояс).
Варианты построения: построив по кругу, но выбрав помощника для контроля за соблюдением правил.
Правила: кто выполнит запрещенное движение, делает шаг вперед.
О.М.У: после 3-4 минут игры подводятся итоги и отмечаются самые внимательные.

 

 

У ребят порядок строгий

Задачи: развитие внимания, слуха, ориентировки в пространстве, воспитание дисциплинированности, навыка строевой подготовки.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: играющие стоят в шеренге по росту за чертой. По команде учителя участники игры расходятся по площадке со словами:
У ребят порядок строгий
Знают все свои места
Ну, трубите веселее!
Тра-та-та, тра-та-та!
По окончании слов преподаватель командует: “Становись!”. Играющие по росту строятся в шеренгу на указанном месте. Выполняют строевые упражнения: “Равняйсь!”, “Направо!”, “Смирно!”, “Шагом марш!”. После начала движения руководитель произносит: “Разойдись!”. Игра повторяется сначала.
Варианты построения: а) взявшись за руки по росту; б) общий круг, соблюдая построение по росту.
Правила: при построении в шеренгу запрещается толкаться и силой занимать свое место. Начинать и кончать все действия следует по команде учителя.
О.М.У: текст слов необходимо выучить заранее или повторить до игры. Строевые команды выполняют с требованиями, предъявляемыми в 1 классе.

Быстро по местам

Задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, координации движений, быстроты реакции на сигнал.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: по команде учителя “Разойдись!” играющие разбегаются по площадке, бегают, прыгают, играют. По команде “Быстро по местам!” все учащиеся должны занять свои места в шеренге.
Варианты построения: а) взявшись за руки, образуя круг; б) образуют полукруг; в) образуют квадрат; г) две шеренги лицом друг к другу.
Правила: выигрывает учащийся, быстрее занявший свое место.
О.М.У: построение учащихся может сопровождаться счетом: “Раз”, “Два” и т.д.

 

Фигуры

Задачи: воспитание инициативы, творческого подхода ко всему, развитие чувства ритма, быстроты реакции, тренировка в быстроте освоения нового.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: по сигналу учителя все разбегаются по залу и играют. По второму сигналу все играющие останавливаются, принимают какую-либо позу и в этой позе замирают. По третьему сигналу водящий ходит среди фигур и касается рукой того игрока, который пошевелился.
Правила: входящим становится тот, кто пошевелился.
Вариант: водящим становится игрок, чья фигура больше понравилась водящему.
О.М.У: отметить наиболее удачные позы. Позы, принимаемые учениками, могут быть тематического содержания.

 

 

 

Флюгер

Задачи: развитие координации движений, умения ориентироваться на местности, внимания, быстроты реакции; тренировка вестибулярного аппарата.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: играющие строятся в шеренгу. Руководитель называет стороны света и для каждой из них определяет свое действие: север – руки на пояс; юг – руки на голову; восток – руки вверх; запад – руки вниз.
Вариант: играющие двигаются по площадке, а по команде останавливаются и выполняют условия игры.
Правила: за каждую ошибку играющий получает штрафное очко. Игра продолжается обусловленное время (3-4 мин). Победитель тот, кто набрал меньше штрафных очков.
О.М.У: игру необходимо опробовать.

 

Кот идет

Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения; воспитание выносливости.
Инвентарь: скамейка.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: из играющих выбирается “кот”. Он в углу зала в своем “доме”. Остальные играющие – “мыши”. Они размещаются по залу в “норах”. Учитель выходит на середину зала и говорит:
Мышки, мышки, выходите,
Поиграйте, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усатый кот злодей.
Мышки выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами:
 
Тра-та-та, тра-та-та,
Не боимся мы кота.
По сигналу руководителя “Кот идет!” все мышки застывают. Если кто-нибудь из мышек шелохнулся, кот забирает ее к себе в дом. Кот ловит мышек до тех пор, пока руководитель не скажет “Кот ушел”.
Вариант: игру проводить под музыку. Для движений мышей рекомендуется мелодия польки, а для движения кота – мелодия марша.
Правила: когда кот выходит на площадку, мышкам шевелиться не разрешается. Пойманные мышки не принимают участия в игре до смены нового кота.
О.М.У: забирать кот должен только тех мышек, которые шевелились, а не тех, кто просто ему нравится. Можно предложить детям использовать в игре наиболее интересные позы.

 

Товарищ командир

Задачи: развитие внимания, координации, умения сохранять правильную осанку, равновесие.
Инвентарь: не требуется
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: учитель подает команды, отдает распоряжения, предлагает исполнить упражнения. Учащиеся исполняют их только в том случае, если учитель начал со слов “Товарищ командир”.
Правила: тот игрок, который ошибся, становится на левый фланг.
О.М.У: следует оценивать качество выполнения упражнения.

 

 

Не ошибись!

Задачи: воспитание внимания, культуры поведения, развитие сообразительности, творческого воображения.
Инвентарь: заранее заготовленные рисунки: мельница, дровосек, мяч, аист, кошка и т.д.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Содержание: руководитель поочередно показывает листки с рисунками, а дети изображают их позами.
Мельница: одна рука поднята, другая опущена и прижата к телу.
Мяч: приседают, спина круглая.
Дровосек: пальцы рук соединены и подняты вверх.
Правила: после каждого задания руководитель отмечает тех, кто удачнее других выполнил задание.
О.М.У: по первому сигналу дети лишь изображают картинку, а по второму делают соответствующие движения.