Содержание работы спортивного актива
(спортивного инструктора)

Ребята, в общих чертах вы ознакомлены с предстоящей работой, но есть необходимость остановиться на этом более подробно.

Вам доверено очень важное и нелегкое дело: помочь своим младшим товарищам стать сильными, ловкими, смелыми, научить честной смелой борьбе, умению бороться за честь своего коллектива. Все перечисленные качества можно развить у ребят только при систематических занятиях физической культурой. Отсюда вытекает и первая общая задача, стоящая перед вами, это привитие любви к систематическим занятиям физическими упражнениями у ваших воспитанников.

Ваша практическая работа начнется только после проведения теоретических и практических семинарских занятий. Некоторые вопросы работы вы должны твердо усвоить и знать, а так как учебных пособий по этому вопросу нет, то основные положения вам придется записать в тетрадь и в дальнейшем пользоваться ей в практической работе.

Работа спортивного вожатого многогранна, но можно выделить две основные практические задачи. Первая - это организация и систематическое проведение секции общей физической подготовки (ОФП). Вторая - подготовка класса к спортивным общешкольным соревнованиям. Но этим нельзя ограничить свою работу. Младшие ребята очень любознательны, подвижны. Они интересуются вопросами спорта, хотят помериться силами с товарищами, поиграть в футбол и т.д. Поэтому большой интерес вызовут у ребят внутриклассные соревнования по различным видам спорта: подвижным играм, шашкам, шахматам, футболу, лыжным гонкам, легкой атлетике и т.д. Это могут быть соревнования личные и между командами (командные). Организовать товарищескую встречу с соседним классом по любому виду спорта не составляет большого труда, Ну, а если вам удастся ее выиграть (например, товарищескую встречу по футболу), то радостей детей не будет конца. Такие соревнования будут содействовать привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями, сплачивать детский коллектив.

Заранее спланированный и подготовленный (совместно с учителем) поход выходного дня или прогулка окажут неоценимую услугу в деле укрепления дружбы между ребятами, выявят физически сильных, закаленных, приспособленных к трудностям ребят, укажут на слабых. А сколько впечатлений принесут дети от общения с живой природой? Походы и прогулки имеют большое образовательное и воспитательное значение: дети знакомятся с родным краем, его достопримечательностями, тренируют навыки в ходьбе, беге, игре, закаляют организм, приобретают навыки самообслуживания и норм поведения. Неоценима роль походов в деле создания и укрепления здорового детского коллектива, в воспитании чувства дружбы и товарищества. Один проведенный поход дает больше пользы, чем несколько бесед или лекций на тему о товариществе и дружбе. Так давайте будем использовать это действенное средство в своей работе.

А какие возможности открывает перед нами наша русская зима? Здесь и санки, и коньки, лыжи, мокрый снег, снежные крепости. Ребята с удовольствием пойдут с вами на любую горку, лыжню. Катание на санках с гор - любимое развлечение детей. Оно не требует особого инвентаря и специальной подготовки. Будучи связано с пребыванием на свежем зимнем воздухе, оно является прекрасным средством для укрепления здоровья ребят. Катание на санках богато своим разнообразием. Можно кататься на санках сидя, лежа, спиной вперед, стоя на коленях, по двое и т.д. Производятся спуски с горы на скорость, на дальность с выполнением различных заданий. Еще большее удовольствие составляет детям катание, когда вместе с ними в играх участвует сам руководитель.

Передвижение на лыжах более сложное по координации, но ребята с удовольствием пойдут с вами на лыжную прогулку и, будут стараться подражать вашему способу передвижения. Здесь им надо показать и рассказать, как лучше передвигаться по равнине, спускаться с горы, подниматься в гору. Рассказать очень просто, доходчиво. Небольшой лыжный поход (5-7 километров) останется в памяти ребят на всю жизнь. Ну, а если вы сумеете организовать с мальчишками соревнования по хоккею, покажите им несколько приемов бросков и обводки, то авторитету вашему не будут конца.

Чтобы привлечь ребят к систематическим занятиям спортом, нужно за него агитировать, развивать активность ребят, расширять их знания по различным вопросам спорта. Какие средства вы здесь можете использовать?

Было бы очень хорошо, если бы вы рассказали детям о необходимости выполнения ежедневной утренней гимнастики, разучили с ними комплексы упражнений. Рассказали бы о благотворном действии закаливания и, как приступить к этому нужному делу. (Необходимый материал по этим вопросам имеется в школе). В ваших силах будет организовать 1-2 встречи с лучшими спортсменами школы, города, мастерами спорта, тренерами. В этом вам помогут учителя физической культуры. В школе есть спортивные биографии известных ярославских спортсменов-чемпионов России, мира, Олимпийских игр - они к вашим услугам.

Большую помощь вам окажет совместный выпуск спортивной стенной газеты (или витрины) по определенной тематике. Такой темой может быть футбол, хоккей, художественная гимнастика, л/атлетика, соревнования на первенство России, мира и т.д. По вашему заданию ребята принесут открытки, вырезки, фотографии. Изготовленная совместно с детьми спортивная газета, несомненно, расширит кругозор ребят. Темой для стенной газеты может быть спортивная жизнь класса, участие в спортивных соревнованиях, товарищеских встречах. За год можно выпустить 3-4 таких газеты. А если вдобавок к газете вы подготовите небольшой устный обзор по данной теме, то рамки влияния этой газеты значительно расширятся.

Можно и нужно практиковать задания наиболее подготовленным учащимся по самостоятельной подготовке и сообщению спортивной информации по текущим спортивным событиям. Дайте задание одному, а лучше нескольким ученикам (каждому по небольшому вопросу) по сбору небольшого материала. Обязательно укажите (или дайте) источник информации и расскажите, как с ним работать. Такие спортивные информации можно проводить 1-2 раза в четверть на классном часе.

В последнее время книжными издательствами выпущено много книг на спортивные темы, где чемпионы России, мира, Олимпийских игр рассказывают о своем спортивном пути, достижениях, победах и поражениях. Книги интересные, содержательные. Есть книги об участии спортсменов в Великой Отечественной войне. Полезно проводить коллективное чтение таких книг после уроков, рекомендовать ребятам прочитать их самостоятельно. Вы можете использовать имеющиеся в школе доклады о месте физических упражнений в жизни замечательных людей нашей страны. В целях агитации за спорт можно использовать и различные сборы, собрания учащихся с родителями, предварительно приготовив для них выступления ребят с вольными упражнениями, пирамидами, играми и т.д. На сборе класса уместно и похвалить, поощрить грамотой, памятными подарками (книгами, блокнотами и т.д.) команды-победительницы, чемпионов, лучших спортсменов класса. Похвала ребят в таком возрасте вызывает у них желание заниматься еще лучше, так что не забывайте отмечать, хотя и маленькие успехи своих воспитанников.

Как вы видите, круг перечисленных вопросов широк, и мы остановились далеко не на всех возможностях в решении поставленных перед вами задач. Многое будет зависеть от вашей инициативы, выдумки разумной фантазии. О ближайшей задаче напоминаем вам еще раз - это организация и проведение секций ОФП. Члены этой секции - ваша опора в проведении всей остальной работы, ваши верные помощники.

Пройдет немного времени, и вы предстанете перед своими подопечными. С чего же начинать? Вы будете представлены ребятам с сообщением всех ваших званий и титулов, а дальше останетесь с ними один на один. Расскажите немного о себе, о своих товарищах-спортсменах. Познакомьтесь с ребятами, спросите, кто, чем интересуется (кто, где и чем занимается, любят ли они смотреть спортивные передачи, участвовали ли в спортивных соревнованиях, хотят ли заниматься спортом, ходить в походы и т.д.). Сообщите, чем вы будете с ними заниматься. Это надо сделать как можно красочнее, чтобы заинтересовать детей. Выберите физорга класса. Для удобства проведения соревнований можно разделить класс на три команды (по рядам или по списку, проследить за тем, чтобы в каждой команде было одинаковое количество мальчиков и девочек). Каждая команда выбирает капитана и подбирает себе название ("Сатурн", "Теремок", "Торпедо", "Колючка" и т.д., можно объявить конкурс на лучшее название команды). Физорг класса и капитаны будут составлять "Совет капитанов" - классный физкультурный орган. На этом первую встречу можно закончить. Оставьте "совет капитанов", поговорите с ними о конкретном плане предстоящей работы с классом, дайте задание составить списки команд. Поговорите с ними о том, что входит в обязанности физорга и капитанов и как они вам должны помогать. На вторую встречу с ребятами приходите уже с конкретным планом работы на четверть. (План предварительно нужно обсудить с учителем класса). Ознакомьте с ним ребят, запишите желающих заниматься в секции ОФП, расскажите, как будете готовиться к первому классному мероприятию, назначьте конкретное место и время занятий. А дальнейшая работа пойдет по плану.

План работы необходимо записать в дневник спортивного руководителя. Этот дневник - единственный документ, где отражается все планирование и учет проведенных мероприятий в классе. Как же оформляется дневник? Он имеет следующее заглавие: "Дневник работы спортивного руководителя 3А класса Петрова Игоря на 1997-98 учебный год". Далее в последовательном порядке отражается:

1. План общешкольных спортивно-массовых мероприятий для учащихся 1-3 классов.

2. Общий список класса с указанием Ф.,И., года рождения, интересов учащихся (кто, где и чем занимается).

3. Список команд классов с указанием названия команды.

4. Список спортивного актива - "Совета капитанов".

5. План работы на первую четверть (II-III-IV).

6. Запись проведенных мероприятий в первой четверти (II-III-IV). Вторая половина тетради начинается списком членов секции ОФП, здесь же ведется и учет посещаемости. На следующем листе пишется план занятий секции.

Работа спортивного руководителя будет систематической и целенаправленной только тогда, когда она ведется по заранее продуманному плану предстоящей работы.

Разберем примерный план по четвертям:

I четверть

Сентябрь:

  1. Знакомство с классом, выборы "Совета капитанов".
  2. Организация секции ОФП.
  3. Подготовка и участие в соревнованиях по подвижным играм, посвященным началу учебного года.

Октябрь:

  1. Соревнования по футболу между командами класса.
  2. Конкурс на лучшего бегуна класса.
  3. Беседа о значении утренней гимнастики и разучивание I комплекса утренней гимнастики.
  4. Оформление спортивной газеты на тему: "Первый шаг к спорту". Проведение занятий секции ОФП: проставить даты занятий.

II четверть

Ноябрь:

  1. Подготовка и участие в соревнованиях на первенство школы по подвижным играм.
  2. Соревнования на первенство класса по шашкам.
  3. Разучивание II комплекса утренней гимнастики.

Декабрь:

  1. Рассказать о закаливании организма воздухом и водой.
  2. Товарищеская встреча по шашкам с соседним классом.
  3. Оформление спортивной газеты "Хоккей в России".

Январь:

Каникулы

  1. Выход на пришкольный каток, обучение катанию на коньках.
  2. Игры на горке (на санках, лыжах).
  3. Прогулка на лыжах.

Занятия секции ОФП: проставить даты занятий.

III четверть

Январь:

  1. Прогулка на лыжах.
  2. Спортивная информация (научить подбирать материал и проводить спортивную информацию учащихся класса).

Февраль:

  1. Подвижные игры на санках и лыжах.
  2. Соревнование на первенство класса по лыжным гонкам.
  3. Чтение книги о спортсменах-участниках Великой Отечественной войны.

Март:

  1. Подготовка и участие в спортивном зимнем празднике учащихся 1-3 классов.
  2. Участие в школьных соревнованиях по лыжным гонкам.
  3. Встреча с лучшими спортсменами школы, мастерами спорта.
  4. Разучивание III комплекса утренней гимнастики.

 

Занятия секции ОФП: проставить даты занятий.

IV четверть

Апрель:

  1. Соревнование на первенство класса по л/атлетике (бег, прыжки, метание).
  2. Проведение спортивной информации (силами учащихся).
  3. Чтение книги на спортивную тему.
  4. Товарищеская встреча по футболу с соседним классом.

Май:

  1. Рассказать о закаливании солнцем.
  2. Подготовка и участие в соревнованиях, посвященных окончанию учебного года.
  3. Однодневный туристский поход.
  4. Дать задание ребятам на лето.

Занятия секции ОФП: проставить даты занятий.

Ребята, представленный выше план - примерный, он не является для вас обязательным. Составьте свой план с учетом физического развития ваших ребят, их интересов, возраста. Учтите и пожелания своих малышей.

О том, как проводить занятия секции общей физической подготовки и что туда включать, мы с вами разберем на последующих занятиях.
Примечание: занятия секции ОФП проводить 1 раз в неделю.

[../../_private/navbar1.htm]