Методическая разработка

Бровкин И.Б.,
методист ИРО по физике

"Использование компьютера на уроках физики сельской школы"

Информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) помогают обеспечить новое качество общеобразовательной подготовки школьников, выступают в качестве ускорителя изменений содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательного процесса. Информатизация является важнейшим компонентом и необходимым условием современной модернизации образования.

В целях активного внедрения ИКТ в образовательный процесс школ МО РФ разработало и в настоящее время осуществляет Федеральную целевую программу "Развитие единой образовательной информационной сферы (2001-2005 годы)". В рамках этой программы осуществляется компьютеризация сельских школ: "Каждой сельской школе по компьютеру". Так, в Ярославскую область поставлено 420 комплектов компьютерного оборудования в 91 сельскую школу и 850 комплектов компьютерного оборудования в 90 городских и поселковых школ.

Наличие компьютерного оборудования в большинстве сельских школ дает возможность учителям физики широко использовать компьютер на уроках. К таким школам можно отнести Красноткацкую и Кузнечихинскую сельские средние школы Ярославского М.О. (учителя Березина О.Н., Балашов В.В., Зубов С.Ю., Зубова И.Л.) СОШ №1 г. Пошехонского М.О. (учитель Смирнова Е.М.), Мышкинская СОШ (учитель Вершинина Т.М.) и другие.

Причин компьютаризации обучения физике можно назвать много. Человек, освоивший персональный компьютер (ПК), быстро убеждается, что с его помощью писать, рисовать, чертить и делать множество других дел можно более продуктивно, чем без него. Набрать на компьютере и распечатать на принтере задание для контрольной работы значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную или печатать на пишущей машинке. Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны, причем в случае необходимости содержание заданий легко откорректировать. Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю, ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации.

Компьютер универсален, он - гораздо лучшая "контролирующая машина", чем те, что разрабатывались ранее; при работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое.

Физика - наука экспериментальная, и для ее изучения необходимо использовать опыты. Компьютер выступает как часть исследовательской установки, лабораторного практикума, на нем можно моделировать различные физические процессы.

В помощь учителю физики для организации занятий с помощью компьютера в настоящее время выпускаются учебные компьютерные программы: "Открытая физика" компании "Физиком"; "Живая физика" института новых технологий образования; "От плуга до лазера" (Детская физическая энциклопедия) и др.

Для проведения демонстрационного физического эксперимента и лабораторных работ по физике выпускается компьютерная лаборатория L-микро.

Лаборатория включает, следующие наборы: "Механика", "Тепловые явления", "Электричество"; "Оптика"; "Практикум Электродинамика" и др. Компьютерная измерительная система лаборатории L-микро состоит из следующих измерительных блоков: датчики температуры, давления, магнитного поля, числа оборотов, уровня звуков, влажности, проводимости; приставка "Осциллограф".

Комплект цифровых измерителей тока и напряжения позволяет собрать амперметр, вольтметр постоянного и переменного тока, обеспечить высокую точность измерений и простоту использования приборов.

Перечисленные компьютерные учебные программы по физике используются многими учителями сельских школ нашей области.

В качестве примера предлагаю поурочное планирование с применением компьютерных моделей темы "Электростатика" (автор--учитель физики Кузнечихинской СОШ Ярославского МО Зубова И.Л.).

Тема "Магнитное поле"

№ п/п
Тема урока
Цель урока
Форма организации урока
Средства обучения
1.
Магнитное поле тока. Взаимодействие токов.
Сформировать понятие о магнитном поле как виде материи. Уяснить причины взаимодействия токов.
Лекция, рассказ. Демонтстрация. Работа на ПК.
Демонстрация: 1. Ориентация магнитной стрелки в полях рамки с током и линейного проводника. 2. Взаимодействие параллельных токов. 3. ППС "Открытая физика" часть II.
2.
Индукция магнитного поля. Линии индукции магнитного поля.
Ввести понятия по теме. Обосновать целесообразность введения линий магнит. Индукции. Научить изображать силовые линии линейных. Проводников и постоянных магнитов.
Лекция демонстрация с использованием магнитной стрелки. Работа на ПК.
Демонстрация: Спектры магнитной индукции постоянных магнитов ППС "Открытая физика" часть II.
3.
Индукция магнитного поля круглого и прямого тока. Правило буравчика.
Привить навыки и умения применения правила буравчика.
Беседы, практический семинар.
Схема рисунков спектров магнитных полей полосового и дугообразного магнитов.
4.
Закон Ампера.
Вывод формулы.
Беседа. Работа на ПК.
Лабораторная работа. ППС "Открытая физика" часть II.
5.
Решение задач
Схемы--задачи
Работа на ПК.
Установка для демонстрации силы Ампера ППС "Исследование индукции однородного магнитного поля".
6.
Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца.
Выяснить действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Вывести формулу для силы Лоренца, уяснить направление ее действия
Лекция беседа. Практика по применению правила левой руки. Решение задач. Работа на ПК.
Демонстрация: ЭЛТ, движение электронного луча. Таблицы "Правило левой руки".ППС "Открытая физика" часть II.
7.
Поток магнитной индукции.
Ввести понятие потока магнитной индукции.
Проверка знаний. Беседа.
Работа на ПК ППС "Исследование потока магнитной индукции".
8.
Применение сил Ампера и Лоренца.
Показать практическое применение действия этих сил. Выяснить принцип работы электроизмерительных приборов.
Рассказ--объяснение.

Работа на ПК.
Демонстрация: Устройство и принцип действия амперметра, громкоговорителя. Таблицы--схемы "Циклотрон", "Масс-спектрограф". ППС

"Открытая физика" часть II.
9.
Магнитное поле
Закрепить навыки применения формул и понятий по теме к решению задач.
Практическая работа по решению задач комбинированного типа. Работа на ПК,
ППС "Открытая физика" часть II.
10.
Магнитное поле
Выяснить глубин усвоенных знаний
Индивидуальная работа по карточкам.
 

Оборудование лаборатории L-- микро на уроках физики часто использует учитель Красноткацкой СОШ того же МО Березина О.Н.

Для примера -- фрагмент ее урока: "Измерение ускорения свободного падения".

Этот урок (90 минут) состоит из двух частей: компьютерное моделирование и реальный эксперимент с математическим маятником. Урок начинается с обсуждения маятника, периода и переменных, относящихся к периоду. Для контроля предварительных знаний учащихся проводится небольшой тест (семь вопросов). Затем учащиеся и учитель акцентируют внимание на математическом выражении, которое они будут использовать, а именно, формулу для вычисления g после измерения периода Т. В первой части урока учащиеся обыгрывают формулу, моделируя ее с помощью программы: "Открытая физика". Одиннадцать учеников работают самостоятельно в течение 20 минут с помощью рабочего листа. Рабочий лист содержит конкретную информацию в отношении того, что необходимо выполнить учащимся: длину маятника, амплитуду, период измерений, изменившаяся длина маятника и периода измерений. Они должны вычислить g в обоих случаях. После самостоятельной работы ученики обсуждают свои результаты в трех группах и вместе с учителем, а затем обобщают моделирование. После небольшого перерыва учащиеся приступают к реальному эксперименту в группах из (3) 4 человек. Небольшая группа измеряет период с помощью компьютерного измерения (комплект "L-микро"), а две другие группы измеряют его секундомером. Ученики записывают окончательные результаты (период Т и ускорение свободного падения g) на доске. В конце урока результаты сравниваются с "реальной величиной g".