Методическая разработка

Бровкин И.Б.,
методист ИРО по физике

Групповая форма работы учащихся на уроках физики в малочисленной сельской школе.

1. Особенности коллективной познавательной деятельности учащихся

Малочисленность учащихся в классах позволяет учителю в учебной работе эффективно осуществлять индивидуальный подход к школьникам.

Индивидуальный подход - это создание психологических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка.

Опыт и научные исследования убеждают в том, что для разновозрастных групп эффективной является организация коллективной познавательной деятельности, при которой могут быть созданы условия для проявления и развития каждого ребенка. Традиционные формы организации процесса обучения (групповая, парная, индивидуальная) здесь сохраняются и используются в более совершенном виде.

Одной из эффективных форм коллективной познавательной деятельности является групповая работа.

Групповая работа может проходить в течение всего занятия, либо включаются отдельные фрагменты работы по группам. В группу (микроколлектив) входят от 4 до 8 человек. Состав ее может быть постоянным или меняться в зависимости от задач, содержания, характера учебной деятельности. Целесообразно сочетание различных способов формирования групп, что также будет способствовать развитию отношений между детьми, сплочению коллектива. По составу учащихся различают галогенные группы, то есть объединяющие детей одного уровня подготовленности, обучаемости, и гетерогенные, в которые входят школьники разного уровня обучаемости и подготовленности. В любом случае при формировании группы целесообразно учитывать особенности контактов детей, их желания, предусматривать наличие в группе руководителя-лидера.
 

Примерная структура одного из вариантов занятия по группам

 1. Вводная часть:
      а) постановка задачи, проблемы (создание проблемной ситуации);
      б) инструктаж о последовательности работы;
      в) раздача дидактического материала по группам.
 2. Групповая работа:
      а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
      в) индивидуальное выполнение задания;
      г) обсуждение результатов индивидуальной работы в группе;
      д) обсуждение общего задания группы;
      е) подведение итогов группового задания и его оформление.
 3. Заключительная часть:
      а) отчет групп о выполненной работе, о решении поставленной перед коллективом задачи;
      б) анализ выполнения поставленной задачи группами и коллективом в целом;
      в) общий вывод о групповой работе и достижении цели, поставленной в начале занятия.

Занятия по группам используются при изучении новой темы, несложной по содержанию, при систематизации, тематическом обобщении знаний, при отработке умений и навыков, закреплении материала.

Возможные варианты использования фрагментов групповой работы на занятии:
     
     - подготовка вопросов друг другу;
     - обсуждение проблемных ситуаций и вопросов;
     - составление задач;
     - опрос, взаимоопрос внутри группы,
     - подбор фактов, примеров для доказательства теоретических положений;
     - интеллектуальные бои;
     - постановка вопросов после изложения нового материала;
     - подбор дополнительного материала к уроку и т.п.

На разновозрастных занятиях может быть использована парная работа.

Пары учащихся составляются по симпатиям, с учетом обучаемости и работоспособности школьников. Состав пары зависит от задач, которые ставит педагог при проведении парной работы. Используется данная форма работы при взаимопроверки письменного и устного задания, пересказе друг другу нового материала, при оказании помощи в выполнении самостоятельной работы менее подготовленным учащимся, составлении задач, вопросов друг другу.

В.К. Дьяченко и А.Г. Ривин предлагают коллективные способы обучения, при которых обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Они используют идею взаимного обучения, включая в пассивный диалог - общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.

Таким образом, можно определить следующие особенности коллективных способов обучения (КСО).

  1. Организационные:
         - упорядоченность отсутствует;
         - говорят все одновременно;
         - все общаются;
         - рабочий шум;
         - смена рабочего места.
  2. Дидактические:
         - обучают учитель, старшеклассники и одноклассники;
         - одновременно изучается разный материал и разными темпами;
         - полная самостоятельность;
         - основа обучения - сотрудничество.
  3. Развивающие:
         - ученик является как субъектом, так и объектом;
         - развитие в соответствии с индивидуальными особенностями;
         - учатся выступать, рассуждают, доказывают;
         - развитие педагогических способностей.
  4. Воспитательные:
         - каждый работает на себя и на других;
         - отношения коллективистские.

 
Методика динамических пар на занятиях по физике

Мы предлагаем дидактический модуль разновозрастных занятий по физике для 7 и 9 классов по теме: "Силы в природе", где используются элементы коллективного способа обучения, методика работы динамических пар учащихся. Количество занятий данного блока определяется из традиционного тематического планирования (см. приложения к газете "Первое сентября" №36, 1995 год - 7 класс, №37, 1995 год - 9 класс). Подобные дидактические модули изучения отдельных тем физики можно составить и для других классов.
 

Дидактический модуль "Силы в природе" (7, 9 класс)
Блоки
Содержание учебного материала
Применяемые методы и приемы
1. Ввод в тему. Мотивационный этап.
Понятие силы, сила-вектор.
Традиционная методика.
2. Информационный блок.
Сила упругости.
Сила трения.
Сила тяжести.
Вес тела.
Сила тяготения.
Движение тела под действием нескольких сил.
Диалогические пары сменного состава.
3. Коррекционно-информативный.
Повторение, закрепление материала информационного блока.
Взаимообучение.
4. Практические занятия по формированию практических умений и навыков.
Решение задач, лабораторные работы по данному блоку.
Пары сменного состава.
5. Обобщение и систематизация материала. Контроль.
Рейтинговая оценка (текущий, промежуточный, итоговый контроль). Личная карточка учета + итоги теста (3 уровня).
Традиционная с элементами ГСО и КСО. Дифференцированная система поэлементного учета.
2. Методика работы в информационном блоке

По нашему мнению, можно приступить к изучению нового материала после работы самого преподавателя в паре сменного состава со старшеклассником, а те уже будут включать всех детей.
 

Технологическая схема занятия
D - учитель
O - ученик младшего возраста
р - старшеклассник
 
Работа в динамических парах
или

Учебный материал состоит из набора текстов ( учебники, справочная литература). Содержание текста - отдельные темы, из которых составлен блок "Силы в природе".

(* звездочкой отмечены вопросы только для учащихся 9-го класса).

Выдаются карточки:
 

3. Информационный блок

Информативный блок состоит из 6 тем. Суть заключается в том, что каждый ученик получает свою тему (карточку с заданием) и прорабатывает ее сам либо со старшеклассником, который изучает эту тему, но значительно шире.

Пара учащихся работает в этом варианте следующим образом. Один ученик просматривает и пересказывает текст, если нужно заглядывая в него, но не читая, затем пересказывает его партнеру. Затем они выполняют другие целевые задания, которых может быть несколько, партнер задает вопросы. На следующем этапе их роли меняются. До встречи в конкретной паре каждый изучил какую-то часть текста, а в результате работы в этой паре оба ученика продвигаются в изучении данного блока. Это продвижение, как привило, происходит на один смысловой абзац, при работе с одним партнером. После работы над обоими текстами они расстаются и образуют с другими учащимися новые пары. И так до тех пор, пока не будет освоен весь блок.
 

Целевые задания по работе с текстом
(зависит от сложности текста)
  1. Объясните и уясните для себя значение всех новых терминов, слов, знаков, выпишите их отдельно по каждому абзацу.
  2. Выпишите новые определения, объясните и уясните их.
  3. Выпишите все новые для вас формулы, законы. Между какими величинами устанавливает связь этот закон?
  4. Выразите связи внутри абзаца с помощью наглядной схемы (опоры). Изобразите эту "опору" в тетради.
  5. По данному тексту разберите чертеж, схему. Между какими структурными элементами устанавливает соотношение данная схема (чертеж)?
  6. Сформулируйте в двух-трех словах, о чем говорит данный абзац, запишите формулировку в тетрадь.
  7. Сформулируйте вопросы на которые в абзаце (тексте) содержится ответ. Запишите их.
  8. Составьте поабзацный план текста.
  9. Дайте каждому абзацу заголовок, который отражал бы суть содержания абзаца. Составьте план текста по заголовкам. Запишите в тетрадь.
Учет и контроль

Изучив текст, ученик делает по нему доклад. Первые доклады у старшеклассников слушает учитель, затем ученики разбиваются на группы по 2 - 4 человека, в которых происходит выступление и оценивание слушателями. Возможны другие варианты.
 

4. Коррекционно-информационный блок

Для повторения и закрепления материала наиболее целесообразно использовать взаимообучение. Ученик, многократно проговаривая различные понятия, быстро обогащает свой терминологический запас и формирует навыки обращения с новыми физическими понятиями.
 

Подготовка дидактического материала

В содержание карточки включается все вводимые в информационном блоке "Силы в природе" понятия, определения и закономерности. Изготавливаются карточки, которым присваиваются те же номера, что и при изучении материала.

В верхней части карточки нужно поместить вопросы, знания ответов на которые требуются ученику, чтобы выполнить задания из нижней части карточки. Если задания нижней части несложные, то темп работы очень высок. Примерное содержание карточек прилагается.


 
Примерная схема организации работы в парах (трех старшеклассников - р, трех учащихся младших классов - O с тремя дидактическими карточками)

 
Примерная структура одного из вариантов занятий в паре

 Вводная часть:
Ввод (D)->(O р) или (р р) или (OO)

В начале работы паре выдаются две одинаковые карточки, то есть работа организуется по одной карточке. Учащиеся тренируют друг друга, проверяя ответы по ученику или конспекту. После выполнения самостоятельного нижнего задания ученики просят учителя или старшеклассника-консультанта их проверить. Если задание выполнено правильно, то пара распадается, и каждый из учеников становится носителем этой карточки.

Работа в паре:

Ученик А знает карточку № 1, а ученик Б знает карточку № 2. Они умеют правильно отвечать на вопросы верхней и нижней части своей карточки. Ученик А должен "передать" карточку № 1 ученику Б, для этого он просит сформулировать его ответы на вопросы в карточке № 1. Ученик на некоторые вопросы может ответить не сразу, а на какие то вопросы он ответа не знает. Тогда ученик Б может найти ответ в учебнике (конспекте). Задача ученика А натренировать ученика Б до верного ответа. После того, как ученик Б правильно ответил на все вопросы в верхней части карточки, работа может быть продолжена в одном из следующих режимов.

  1. Ученик Б выполняет задание из нижней части карточки № 1, ученик А следит за ходом работы и контролирует ее выполнение. После чего ученики меняются ролями и начинается работа по карточке № 2, по окончании которой пара распадается.
  2. Работа в паре продолжается уже по карточке № 2. Учащиеся при этом поменялись ролями. После окончания совместной работы по карточке № 2 они начинают самостоятельно выполнять нижнее задание.
    ученик А карточки № 2
    ученик Б карточки № 1

 Заключительная часть:

Оптимальное время работы пары 8 - 10 минут. Все ответы обсуждаются, работа пары на этом заканчивается. Каждый ученик должен отработать все карточки блока. Для учета работы используется личная карточка каждого ученика по всему блоку.
 

5. Методика организации занятия по формированию умений

Решение задач после изучения и закрепления теории возможно по методике "Обмена заданиями". Работа начинается с ввода задач на все типы сил одновременно.

Для этого готовятся карточки с заданиями по всему блоку "Силы". Карточки соответственно нумеруются, и для облегчения поиска применяется их цветная маркировка.

Преподаватель работает индивидуально с каждым девятиклассником, объясняет, как решается задача №1 в карточке, дает теоретические консультации и помогает ученику записывать ее решение в тетрадь. Ученики 7-го класса делают самостоятельную работу над ошибками предыдущих заданий.

Вторую задачу своего задания по этой же теме учащиеся решают самостоятельно, а правильность выполнения проверяют у преподавателя. После этого идет объединение в пару для обмена заданиями. Учащиеся объясняют друг другу решение первых задач, если надо дают теоретические объяснения. Потом, самостоятельно решив задачи № 2, проверив друг у друга правильность решения, учащиеся расходятся. Каждый ищет себе нового партнера. В личной карточке учета делается при этом пометка о выполнении.
 

Схема организации работы в паре

Условные обозначения:
D - учитель
O - ученик младшего возраста
р - старшеклассник
 

 
Дидактические карточки
Сила трения
1
  1. Перемещая брусок по полу с постоянной скоростью, прилагают силу 5Н. Чему равна сила трения?
  2. *Какая сила нужна для равномерного перемещения саней по льду, если вес саней 4кН, и сила трения составляет 0,03 веса саней.
Сила упругости
2
  1. На нити висит груз массой 500 г. Какова величина силы упругости, возникшая в нити?
  2. *Длина нерастянутой пружины 2,5 см. Под действием силы 5Н пружина удлинилась до 3 см. Какова будет длина этой пружины при нагрузке в 15Н?
Сила тяжести
3
  1. Найдите силу тяжести, действующую на чугунную болванку массой 30 кг.
  2. Какого объема алюминиевый брусок надо взять, чтобы действующая на него сила тяжести вблизи поверхности земли была равна 270 Н?
Вес тела
4
  1. Рабочий массой 80 кг держит на плечах алюминиевую деталь объемом 0,01м3. С какой силой он действует на пол? g принять 10Н/кг.
  2. На полу лифта лежит груз массой 60 кг. Каков вес этого груза, если лифт:
     а) движется равномерно;
     б) *спускается вниз с ускорением 0,2 м/с2?
Сила всемирного тяготения (9 класс)
5
  1. *Сила тяготения между двумя одинаковыми шарами 0,01Н. Каковы массы шаров, если расстояние между их центрами 1 м?
  2. *На какую высоту поднялся космический корабль от поверхности Земли, если приборы отметили уменьшение ускорения свободного падения до 4,9 м/с2.
Движение под действием нескольких сил
6
  1. Одна из двух сил, действующих на тело вдоль одной прямой, равна 5 Н. Равнодействующая этих сил 8 Н. Какой может быть по величине другая сила? Как она направлена?
  2. Вагонетку тянут двое рабочих, прилагая к ней в одном направлении силы 30 Н и 45 Н. Сила сопротивления движению 15 Н. Чему равна равнодействующая всех сил, действующих на вагонетку? Изобразите силы графически.

 
Таблица учета выполнения задач
Список учащихся
Fтр
Fупр
Fтяж
Вес
Fтяг
Движение под действием нескольких сил
 
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2