С Е М И Н А Р N 24
Э Д С И Н Д У К Ц И И

Опытов на эдс индукции можно показать очень много. В литературе можно найти как сложные, так и очень простые опыты. В этой заметке мы рассмотрим два очень легко выполнимых опыта. Их ценность на уроке состоит в том, что все части приборов предназначены только для выявления сути явления.

1. ЭДС в магнитном ПОЛЕ ЗЕМЛИ.

Возьмите любой провод длиной около 30 м. Смотайте его так, чтобы получилась окружность радиуса около 30-40 см. Концы провода присоедините к баллистическому гальванометру или другому чувствительному прибору. Двигайте провод с разной скоростью во всех мыслимых и немыслимых направлениях. Поток магнитного поля Земли через сделанный вами контур будет меняться, возникнет ток. Зайчик гальванометра будет отклоняться. При объяснении явления следует подчеркнуть, что именно таков принцип получения тока на ГЭС. В поле постоянного магнита падающая вода вращает рамку ( или магнит ).

Следует также указать, что таким способом физики узнают, есть ли в данной точке пространства магнитное поле и какова его величина. Такие приборы называют флюксметрами. Принцип их устройства вы можете посмотреть в Физическом энциклопедическом словаре в статье ФЛЮКСМЕТР.

2. ЭДС в ПОЛЕ вращающегося МАГНИТА.

В подковообразном магните на сгибе просверлите небольшую дырочку, в которую нужно вставить стержень так, чтобы магнит было легко вращать вокруг стержня. Еще нужно взять алюминиевый или медный диск радиусом около 5 см. Закрепите его на оси так, чтобы и он мог легко вращаться. Закрепите магнит в стойку таким образом, чтобы его концы были поближе к плоскости диска.

Если начать крутить магнит, то и диск начнет вращаться. Меняйте скорость и направление вращения. Объясните, что так устроены некоторые спидометры. Подчеркните, что вращающаяся часть - магнит на колесе - не связана механически с измерительной системой - диском.

Чтобы у ребят не осталось впечатления, что диск просто увлекается воздухом, вставьте между магнитом и диском лист плотной бумаги.

Детали этой простой установки продумайте сами. У нас ее собрали буквально из подручного материала.

Эти две демонстрации достаточно известны, их описание часто встречается в учебных пособиях. Хотелось бы подчеркнуть, что самые простые устройства чаще всего наиболее удачно демонстрируют явление.

на предыдущую страницу