С Е М И Н А Р N 1
Тема: Сделай сам демонстрацию по поляризации
света.
В школьном наборе по поляризации света есть стекло с прозрачными кружками. При помещении этих кружков между поляризаторами наблюдается их окрашивание.
Демонстрацию можно преподнести значительно интересней. Берем два поляризатора, смотрим сквозь них, вращаем поляризаторы.
Интенсивность света меняется, это - закон Малюса.Затем берем целлофановую бумажку ( от пачки сигарет, от обертки для цветов и т.п.), комкаем ее, показываем на просвет. Бумажка однородна по цвету (почти прозрачна).
Вдвигаем скомканый целлофан в пространство между поляризаторами. Бумажка окрашивается. Вращаем поляризаторы, цвет бумажки непрерывно меняется.
Даем задание ученикам:
- - подобрать хорошо окрашивающийся в этом опыте целлофан;
- - на стекле уложить в разных местах разное число слоев целлофана;
- - сверху положить другое стекло, и края стекол заклеить (изолентой, бумагой или заделать полоской фольги);
- - стекло нужно только для того, чтобы демонстрацией можно было пользоваться много лет;
- - найти в учебнике по физике объяснение явления и кратко изложить его в письменной форме.
На нашей кафедре одна студентка сделала совершенно замечательную картинку: кубик Рубика, переливающийся всеми цветами радуги. Можно делать цветы, самолеты, рыбок, целые сцены между большими стеклами.
Объяснение явления есть практически в каждом втором учебнике физики для вузов ( раздел: интерференция поляризованного света).
Идея демонстрации:
- - то, что делаешь сам, запоминается лучше;
- - явление нужно посмотреть как можно подробнее, оно должно заинтересовать, с ним надо поиграть.