С Е М И Н А Р N 16
Комментарий автора

В связи с началом огородно-садовых работ в частном секторе системы народного образования наш семинар приходит к своему естественному завершению в этом учебном году. Некоторые общие соображения о том, как проходил семинар.

Семинар проводился с января 1995 г. У меня была надежда, что учителя физики примут активное участие в его проведении. С января месяца зарегистрировалось по своей инициативе всего 10 участников семинара. На определенном этапе у меня было желание прекратить писание заметок для семинара. Но во время поездок по стране я убедился, что семинар стал достаточно популярен, статьи читают. Нас знают в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Кировской, Рязанской, Тамбовской, Томской, Ярославской областях и на Украине.

Пришло несколько поощряющих писем о пользе семинара и несколько писем, выражающих полное несогласие с моей точкой зрения на отдельные явления природы. Поощрительные письма не были напечатаны по очевидной причине, а ругательные письма я не предал гласности по причине их чрезвычайной краткости и незаконченности формулировок. Заниматься шлифовкой ругательных писем у меня не было времени, хотя было бы достаточно интересно изложить в убедительной форме два противоположных мнения по одному и тому же вопросу.

К сожалению, учителя не прислали ни одной своей заметки для семинара. Мне известны попытки проведения в рамках телеконференций олимпиад и семинаров. К сожалению, активность участников всегда очень низкая. В основном участники пассивно поглощают информацию. И только переписка организаторов таких мероприятий очень эмоциональна.

В связи с началом огородных работ предлагаются огородные задачи.

1. Мешок с картошкой немного потрясли. Где окажется крупная и где мелкая картошка? Почему?

2. Сухой горох, находящийся в банке, залили водой. Через день воду слили, а горох вытащить очень трудно. Объясните физику явления. На этом же принципе работает держатель ватмана: снизу под два шарика пропускаем лист бумаги, когда потянем лист вниз, то шарики сильно давят на бумагу. Создается большая сила трения и бумага не падает. Аналогичная проблема возникает в технике: сыпучий материал создает пробку в трубе.

на предыдущую страницу