Занятие № 1
Обобщение и систематизация знаний
Тема: “Силы в природе”
(7, 9 класс)
Место занятия в тематическом планировании:
7 класс - после изучения темы “Взаимодействие тел”,
9 класс - после изучения всех видов сил.
Время проведения - декабрь.
Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Оборудование:
План занятия (45 минут)
Ход занятия
Структура занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
7 класс | 9 класс | ||
1. Организационный момент | Знакомство с целями, задачами, планом работы. | Слушают | |
2. Проверка домашнего задания (приложение 1.1) | Наблюдение за ответом ученика | Один учащийся отвечает подробно у доски, остальные слушают и дополняют его ответ | |
3. Тесты (10 – 12 мин) дифференцированные по классам. Взаимопроверка (приложение 1.2) | Сообщение условий проведения теста и его оценки. Наблюдение за работой учащихся и взаимопроверкой. | Запись ответов на тесты. Взаимопроверка. Выставление оценок в лист учета. | |
4. Фронтальный эксперимент (приложение 1.3) | Оборудование на каждую группу находится на столах. Сообщение условий проведения эксперимента, наблюдение за работой групп. | Самостоятельная работа в группах смешанного состава. Планирование и выполнение эксперимента. Запись в тетради результатов эксперимента. Обсуждение результатов экспериментов. | |
5. Самостоятельная работа по классам (приложение 1.4) | Объяснение условий работы по карточкам | Индивидуальное решение задач разного уровня. Взаимопроверка. | |
6. Заполнение обобщающей таблицы (приложение 1.5) | Помощь в составлении таблицы | Выступление по плану
|
Дополнение таблицы. |
7. Домашнее задание | Объявление домашнего задания, раздача карточек с заданиями. (приложение 1.6) | По выбору заданий. | |
8. Подведение итогов | Организует анализ занятия. | Обсуждают в группах, что удалось и понравилось на занятии, чему научились. Какие трудности возникли. Высказывают мнение от группы. |
Приложение 1.1
Проверка домашнего задания
Задание: Рассчитайте вес прямоугольного параллелепипеда, используя линейку и таблицу плотностей.
Приложение 1.2
Тесты
7 класс
№ п/п | Текст задания | Ответ |
1. | Может ли тело без действия на него других тел изменить свою скорость? | А. может В. могут только человек и животное С. не может Д. может, но не каждое тело |
2. | По международному соглашению за единицу силы принят… | А. м/с В. кг С. г (грамм) Д. Н (ньютон) |
3. | Какая сила вызывает движение капель дождя к Земле? | А. вес капель В. сила тяжести С. сила ветра Д. масса капель |
4. | На груз действует сила тяжести 19,6 Н. Найдите массу груза. | А. 2 кг В. 196 г С. 19,6 кг Д. 4 кг |
5. | На книгу, лежащую на столе действуют… | А. сила тяжести и вес тела В. сила упругости и вес тела С. сила тяжести и сила упругости Д. только сила тяжести |
6. | Электровоз тянет вагоны с силой 320 кН. Сила сопротивления при движении состава 180 кН. Чему равна равнодействующая этих двух сил? | А. 140000 Н В. 500 кН С. 1400 кН Д. 500 Н |
7. | В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви об лед… | А. не изменяется В. уменьшается С. сначала увеличивается, потом уменьшается Д. увеличивается |
Коды правильных ответов
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ | С | Д | В | А | С | А | Д |
Оценивание результатов теста:
7 верно выполненных заданий – “5” (14 баллов)
6 верно выполненных заданий – “4” (12 баллов)
5 верно выполненных заданий – “3” (10 баллов)
9 класс
Прочитайте задание. Подумайте и выберите в предложенных ответах один правильный и соответствующую букву впишите в таблицу на отдельном листе. Каждое правильно выполненное задание оценивается в два балла.
№ п/п | Текст задания | Ответ |
1. | Какими единицами измеряется сила? | А. Ньютон (Н); В. Грамм (г); С. Паскаль (Па). |
2. | Как изменится сила трения скольжения при движении бруска по горизонтальной поверхности, если силу нормального давления увеличить? | А. Не изменится; В. Уменьшится; С. Увеличится. |
3. | Какая из приведенных формул выражает Закон всемирного тяготения | |
4. | Два бильярдных шара столкнувшись, откатываются друг от друга за счет силы …, а затем останавливаются за счет силы … | А. …трения … тяжести; В. …упругости … трения; С. …трения … упругости; Д. …упругости … тяжести. |
5. | Сила, действующая на космический корабль, движущийся по круговой орбите вблизи поверхности Земли | А. Направлена к центру Земли; В. Направлена по касательной к орбите; С. Направлена перпендикулярно плоскости орбиты. |
6. | Две материальные точки, имеющие одинаковую массу и находящиеся на расстоянии R друг от друга, притягиваются друг к другу с силой F. Если расстояние между ними увеличится в 4 раза, то сила притяжения между ними… | А. увеличится в 16 раз; В. увеличится в 4 раза; С. уменьшится в 4 раза; Д. уменьшится в 16 раз. |
7. | При движении спутника по круговой орбите вокруг Земли на него. | А. Не действуют никакие силы; В. Действует только сила гравитационного притяжения к Земле; С. Действует несколько сил, векторная сумма которых равна нулю. |
8. | Пружина удлинилась на 2 см под действием силы 2 Н. Жесткость пружины равна… | А. 0,04 Н/м; В. 1 Н/м; С. 100 Н/м; Д. 400 Н/м |
9. | Парашютист массой 80 кг спускается равномерно. Вес парашютиста при g=10 м/с2 равен… | А. 0 Н; В. 80 Н; С. 800 Н. |
10. | Тело массой 2 кг покоится на горизонтальной поверхности. Коэффициент трения 0,2. Рассчитайте минимальную силу, которую следует приложить, чтобы сдвинуть тело с места. Принять g=10 м/с2 | А. 100 Н; В. 40 Н; С. 4 Н. |
Ответы к тесту
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | А | С | С | В | А | Д | В | С | С | С |
10 верно выполненных заданий – “5” (20 баллов)
8,9 верно выполненных заданий – “4” (16-18 баллов)
6,7 верно выполненных заданий – “3” (12-14 баллов)
Приложение 1.3
Фронтальный эксперимент
Задание 1.
Сравните силу трения покоя, скольжения, качения и веса тела.
Оборудование: динамометр, брусок, груз с двумя крючками, карандаши круглые 2 шт.
Задание 2.
Установите зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Оборудование: динамометр, брусок деревянный, грузы с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.
Задание 3.
Установите зависимость силы трения скольжения от силы давления и независимость от площади трущихся поверхностей.
Оборудование: динамометр, брусок деревянный, грузы с двумя крючками 2 шт.
Задание 4.
Установите зависимость модуля силы тяжести от массы тела.
Оборудование: динамометр, набор грузов.
Приложение 1.4
Самостоятельная работа
7 класс
Задание первого уровня
Какая сила тяжести действует на слона массой 4000 кг.
Задание второго уровня
Сколько весит бензин объемом 25 литров?
Задание третьего уровня
Определите объем, массу, силу тяжести и вес кирпичной кладки, размером 300см40см50 см
9 класс
Задание первого уровня
Найти жесткость пружины, которая под действием силы 2 Н удлинилась на 0,04 м.
Задание второго уровня
В одной из установок опытной проверки закона всемирного тяготения сила притяжения между свинцовым шаром массой 5 кг и шариком массой 10 г на расстоянии 7 см была . Чему равна на основании этих данных гравитационная постоянная?
Задание третьего уровня
Алюминиевый кубик объемом 0,002 м3 (плотность алюминия 270 кг/м3) лежит на стальной горизонтальной поверхности. Придет ли в движение кубик, если к нему приложена сила 10 Н? Коэффициент трения равен 0,61.
Примечание:
Задания для самостоятельной работы для каждого класса могут быть предложены из четырех уровней, в зависимости от целей, задач и условий проведения занятий. Проблемы измерения уровней учебных достижений обсуждаются в трудах В.П. Беспалько, В.П. Симанова и других ученых. Мы придерживаемся четырех уровней: первый – репродуктивный; второй – алгоритмический; третий – конструктивный или эвристический; четвертый – творческий. Вопросы и задачи, в которых проверяется первый, второй, третий или четвертый уровни усвоения, называются соответственно заданиями первого, второго, третьего или четвертого уровней. Мы предлагаем в занятиях 3х-уравневые задания. Итоговый и диагностический контроль предлагается в конце книги.
Приложение 1.5
Составление обобщающей таблицы
Силы природы
Вид силы | Формула или зависимость | Направление и точка приложения силы | Причины возникновения силы | Природа взаимодействия | Примеры проявления силы в быту, технике, природе |
Приложение 1.6
Раздаточный материал к теме:
“Силы в природе”
Карточка № 1
Карточка № 2
Карточка № 3
Карточка № 4
Карточка № 5