Занятие № 1

Обобщение и систематизация знаний

Тема: “Силы в природе”
(7, 9 класс)

Место занятия в тематическом планировании:

7 класс - после изучения темы “Взаимодействие тел”,
9 класс - после изучения всех видов сил.
Время проведения - декабрь.

Образовательные задачи:

Воспитательные задачи:

Развивающие задачи:

Оборудование:

План занятия (45 минут)

  1. Организационный момент
    Ознакомление с темой урока, постановка цели и задач
  2. Проверка домашнего задания
  3. Тесты. Взаимопроверка
  4. Фронтальный эксперимент
  5. Самостоятельная работа
  6. Составление обобщающей таблицы
  7. Домашнее задание
  8. Подведение итогов

Ход занятия

Структура занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
7 класс 9 класс
1. Организационный момент Знакомство с целями, задачами, планом работы. Слушают
2. Проверка домашнего задания (приложение 1.1) Наблюдение за ответом ученика Один учащийся отвечает подробно у доски, остальные слушают и дополняют его ответ
3. Тесты (10 – 12 мин) дифференцированные по классам. Взаимопроверка (приложение 1.2) Сообщение условий проведения теста и его оценки. Наблюдение за работой учащихся и взаимопроверкой. Запись ответов на тесты. Взаимопроверка. Выставление оценок в лист учета.
4. Фронтальный эксперимент (приложение 1.3) Оборудование на каждую группу находится на столах. Сообщение условий проведения эксперимента, наблюдение за работой групп. Самостоятельная работа в группах смешанного состава. Планирование и выполнение эксперимента. Запись в тетради результатов эксперимента. Обсуждение результатов экспериментов.
5. Самостоятельная работа по классам (приложение 1.4) Объяснение условий работы по карточкам Индивидуальное решение задач разного уровня. Взаимопроверка.
6. Заполнение обобщающей таблицы (приложение 1.5) Помощь в составлении таблицы Выступление по плану
  • Fтяж
  • Fупр
  • вес
  • Fтрен
Дополнение таблицы.
7. Домашнее задание Объявление домашнего задания, раздача карточек с заданиями. (приложение 1.6) По выбору заданий.
8. Подведение итогов Организует анализ занятия. Обсуждают в группах, что удалось и понравилось на занятии, чему научились. Какие трудности возникли. Высказывают мнение от группы.

Приложение 1.1

Проверка домашнего задания

Задание: Рассчитайте вес прямоугольного параллелепипеда, используя линейку и таблицу плотностей.

Приложение 1.2

Тесты
7 класс

Прочитайте задание. Подумайте и выберите в предложенных ответах один правильный и соответствующую букву впишите в таблицу на отдельном листе. Каждое правильно выполненное задание оценивается в два балла.
№ п/п Текст задания Ответ
1. Может ли тело без действия на него других тел изменить свою скорость? А. может
В. могут только человек и животное
С. не может
Д. может, но не каждое тело
2. По международному соглашению за единицу силы принят… А. м/с
В. кг
С. г (грамм)
Д. Н (ньютон)
3. Какая сила вызывает движение капель дождя к Земле? А. вес капель
В. сила тяжести
С. сила ветра
Д. масса капель
4. На груз действует сила тяжести 19,6 Н. Найдите массу груза. А. 2 кг
В. 196 г
С. 19,6 кг
Д. 4 кг
5. На книгу, лежащую на столе действуют… А. сила тяжести и вес тела
В. сила упругости и вес тела
С. сила тяжести и сила упругости
Д. только сила тяжести
6. Электровоз тянет вагоны с силой 320 кН. Сила сопротивления при движении состава 180 кН. Чему равна равнодействующая этих двух сил? А. 140000 Н
В. 500 кН
С. 1400 кН
Д. 500 Н
7. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви об лед… А. не изменяется
В. уменьшается
С. сначала увеличивается, потом уменьшается
Д. увеличивается

Коды правильных ответов

№ задания 1 2 3 4 5 6 7
Ответ С Д В А С А Д

Оценивание результатов теста:

7 верно выполненных заданий – “5” (14 баллов)
6 верно выполненных заданий – “4” (12 баллов)
5 верно выполненных заданий – “3” (10 баллов)

9 класс

Прочитайте задание. Подумайте и выберите в предложенных ответах один правильный и соответствующую букву впишите в таблицу на отдельном листе. Каждое правильно выполненное задание оценивается в два балла.

№ п/п Текст задания Ответ
1. Какими единицами измеряется сила? А. Ньютон (Н);
В. Грамм (г);
С. Паскаль (Па).
2. Как изменится сила трения скольжения при движении бруска по горизонтальной поверхности, если силу нормального давления увеличить? А. Не изменится;
В. Уменьшится;
С. Увеличится.
3. Какая из приведенных формул выражает Закон всемирного тяготения
4. Два бильярдных шара столкнувшись, откатываются друг от друга за счет силы …, а затем останавливаются за счет силы … А. …трения … тяжести;
В. …упругости … трения;
С. …трения … упругости;
Д. …упругости … тяжести.
5. Сила, действующая на космический корабль, движущийся по круговой орбите вблизи поверхности Земли А. Направлена к центру Земли;
В. Направлена по касательной к орбите;
С. Направлена перпендикулярно плоскости орбиты.
6. Две материальные точки, имеющие одинаковую массу и находящиеся на расстоянии R друг от друга, притягиваются друг к другу с силой F. Если расстояние между ними увеличится в 4 раза, то сила притяжения между ними… А. увеличится в 16 раз;
В. увеличится в 4 раза;
С. уменьшится в 4 раза;
Д. уменьшится в 16 раз.
7. При движении спутника по круговой орбите вокруг Земли на него. А. Не действуют никакие силы;
В. Действует только сила гравитационного притяжения к Земле;
С. Действует несколько сил, векторная сумма которых равна нулю.
8. Пружина удлинилась на 2 см под действием силы 2 Н. Жесткость пружины равна… А. 0,04 Н/м;
В. 1 Н/м;
С. 100 Н/м;
Д. 400 Н/м
9. Парашютист массой 80 кг спускается равномерно. Вес парашютиста при g=10 м/с2 равен… А. 0 Н;
В. 80 Н;
С. 800 Н.
10. Тело массой 2 кг покоится на горизонтальной поверхности. Коэффициент трения 0,2. Рассчитайте минимальную силу, которую следует приложить, чтобы сдвинуть тело с места. Принять g=10 м/с2 А. 100 Н;
В. 40 Н;
С. 4 Н.

Ответы к тесту

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ А С С В А Д В С С С

Оценивание результатов теста

10 верно выполненных заданий – “5” (20 баллов)
8,9 верно выполненных заданий – “4” (16-18 баллов)
6,7 верно выполненных заданий – “3” (12-14 баллов)

Приложение 1.3

Фронтальный эксперимент

Задание 1.

Сравните силу трения покоя, скольжения, качения и веса тела.
Оборудование: динамометр, брусок, груз с двумя крючками, карандаши круглые 2 шт.

Задание 2.

Установите зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Оборудование: динамометр, брусок деревянный, грузы с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

Задание 3.

Установите зависимость силы трения скольжения от силы давления и независимость от площади трущихся поверхностей.
Оборудование: динамометр, брусок деревянный, грузы с двумя крючками 2 шт.

Задание 4.

Установите зависимость модуля силы тяжести от массы тела.
Оборудование: динамометр, набор грузов.

Приложение 1.4

Самостоятельная работа

7 класс

Задание первого уровня

Какая сила тяжести действует на слона массой 4000 кг.

Задание второго уровня

Сколько весит бензин объемом 25 литров?

Задание третьего уровня

Определите объем, массу, силу тяжести и вес кирпичной кладки, размером 300см40см50 см

9 класс

Задание первого уровня

Найти жесткость пружины, которая под действием силы 2 Н удлинилась на 0,04 м.

Задание второго уровня

В одной из установок опытной проверки закона всемирного тяготения сила притяжения между свинцовым шаром массой 5 кг и шариком массой 10 г на расстоянии 7 см была . Чему равна на основании этих данных гравитационная постоянная?

Задание третьего уровня

Алюминиевый кубик объемом 0,002 м3 (плотность алюминия 270 кг/м3) лежит на стальной горизонтальной поверхности. Придет ли в движение кубик, если к нему приложена сила 10 Н? Коэффициент трения равен 0,61.

Примечание:

Задания для самостоятельной работы для каждого класса могут быть предложены из четырех уровней, в зависимости от целей, задач и условий проведения занятий. Проблемы измерения уровней учебных достижений обсуждаются в трудах В.П. Беспалько, В.П. Симанова и других ученых. Мы придерживаемся четырех уровней: первый – репродуктивный; второй – алгоритмический; третий – конструктивный или эвристический; четвертый – творческий. Вопросы и задачи, в которых проверяется первый, второй, третий или четвертый уровни усвоения, называются соответственно заданиями первого, второго, третьего или четвертого уровней. Мы предлагаем в занятиях 3х-уравневые задания. Итоговый и диагностический контроль предлагается в конце книги.

Приложение 1.5

Составление обобщающей таблицы
Силы природы

Вид силы Формула или зависимость Направление и точка приложения силы Причины возникновения силы Природа взаимодействия Примеры проявления силы в быту, технике, природе
           

Приложение 1.6

Раздаточный материал к теме:
“Силы в природе”

Карточка № 1

  1. Дайте определение силы упругости.
  2. Напишите формулу для определения силы упругости.
  3. Выясните, когда и почему возникают силы упругости. От чего зависит коэффициент жесткости?
  1. Мяч ударяется о стену. Покажите на чертеже силу упругости стены и мяча.
  2. Как можно определить силу упругости?
  3. Жесткость данного куска проволоки равна k. Чему равна жесткость половины этого куска?
  4. При каких деформациях применим закон Гука?

Карточка № 2

  1. Что называется силой трения?
  2. Напишите формулу, связывающую эту силу с другими физическими величинами. Сделайте анализ этой формулы. Что понимают под коэффициентом трения?
  3. Выясните причины происхождения силы трения скольжения, качения, покоя.
  1. Всегда ли верно утверждение, что сила трения препятствует движению?
  2. В каком случае сила трения больше?

  3. На столике в вагоне лежат коробка конфет и яблоко. Почему в начале движения яблоко покатилось назад (относительно вагона), а коробка конфет осталась на месте?
  4. Какую вы предложили бы экспериментальную установку для поиска ответа на вопрос: от чего зависит сила трения скольжения?
  5. Почему не придают обтекаемую форму тракторам, дорожным каткам?
  6. Зачем, ныряя с вышки, пловец стремится войти в воду в вертикальном, а не в горизонтальном положении?

Карточка № 3

  1. Дайте определение силы всемирного тяготения.
  2. Напишите формулу для определения силы всемирного тяготения и сделай анализ закона всемирного тяготения.
  3. Назовите причины возникновения сил всемирного тяготения.
  1. Можно ли защититься от сил тяготения?
  2. Четыре шара имеют одинаковые массы, но различные размеры. Какая пара шаров будет притягиваться с большей силой?

  3. Во сколько раз уменьшится сила притяжения к Земле космического корабля при его удалении от поверхности Земли на расстоянии 2 R?
  4. Что отличает гравитационное поле от электрического и магнитного полей?

Карточка № 4

  1. Какую физическую величину называют весом?
  2. Назовите причины возникновения веса.
  3. Напишите формулу для определения веса тела (для равноускоренного, равнозамедленного и равномерного движения).
  1. Что такое невесомость?
  2. При каком условии возникает невесомость на космическом корабле?
  3. Реактивный самолет на одном из участков полета летал по вертикали вниз с ускорением 2 g. Испытывает ли летчик перегрузку или находится в состоянии невесомости?
  4. Как изменить массу тела в состоянии невесомости?
  5. Справедлив ли закон сообщающихся сосудов в состоянии невесомости?

Карточка № 5

  1. Выучите определение силы тяжести.
  2. Напишите формулу связывающую эту силу с другими физическими величинами. От каких величин зависит ускорение свободного падения?
  3. Назовите причины возникновения силы тяжести.
  1. Изобразите на рисунке силу тяжести, действующую на тело m1=500 гр, m2=1,5 кг.

  2. Изменится ли масса данного тела при изменении высоты падения над Землей?
  3. От каких величин зависит ускорение свободного падения?
  4. Как изменится сила тяжести, действующая на тело, при перенесении тела с полюса на экватор? Почему?