Ход занятия

№ п/п Структура занятия Деятельность учителя Виды работ учащихся 8 класса Виды работ учащихся 10 класса
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя
Объясняет цель и задачи занятия. Слушают учителя.
Тему записывают в тетрадь
2. Проверка знаний (разминка) по теме “Электризация. Строение атома” (приложение 3.1)
а) Понимаешь ли ты происходящее
Выдает карточки- задания, нужное оборудование. Следит за ответами учащихся Делают опыты. Отвечают на поставленные вопросы. Дополняют ответы товарищей.
  б) Конкурс капитанов
в) Для всех учащихся: “Конкурс рассказчиков” (приложение 3.2, 3.3)
Выдает карточки с заданиями. Капитаны заполняют карточку организуют взаимопроверку. Оценивают товарища. Составляют рассказ. Зачитывают его. Жюри оценивает.
  в) Конкурс кроссвордов (приложение 3.4) Выдает карточки. Помогает. Разгадывают кроссворд. Идет самопроверка.
  г) Найди ошибки в следующем тексте. (приложение 3.5) Выдает карточки Исправляют ошибки. Старшие помогают младшим. Записывают текст в тетрадь. Проводится взаимопроверка.
  д) Реши расчетную задачу. (приложение 3.6) Выдает карточки – задания и сигнальные карточки. Помогает учащимся. Решают задачи в тетради. Старшие помогают младшим. Решение происходит в парах.
  е) Изо – конкурсы (приложение 3.7) Выдает карточки – задания. Учащиеся решают задания и делают рисунки в тетради.
3. Итог занятия Выставляет оценки. Организует коллективное обсуждение итогов. Дает домашнее задание. Проверка тетрадей. Д.З. 8 класс – решить тестовые задание из Постникова А.В. “Проверка знаний учащихся 6-7 кл. по физике”. М., 1986. № 50 № 51 10 класс – повторение пройденного материала

Приложение 3.1

Разминка – “Понимаешь ли ты происходящее”
(Решение качественных задач на объяснение опытов)

  1. Положите две полиэтиленовые пленки на стол параллельно друг другу и проведите по ним один раз рукой. Поднимите пленки за концы и разведите их и, медленно сближая, наблюдайте за их взаимодействием.
    Вопрос:
    1. Как взаимодействуют заряженные пленки? Потрите эти пленки сильнее.
    2. Как изменилась сила взаимодействия?
  2. Проделайте аналогичные опыты с полиэтиленовой пленкой и бумажной полоской. Бумажную полоску положите на полиэтиленовую пленку и потрите рукой. Первый раз слегка, а затем сильнее. Поднесите друг к другу и наблюдайте за их взаимодействием.
    Вопрос:
    1. Как взаимодействуют полоски?
    2. Как сила взаимодействия заряженных тел зависит от значения заряда?
    3. Как сила взаимодействия заряженных тел зависит от расстояния между зарядами?
  3. Потрите детский воздушный шарик о газету. Поднесите его к стене и отпустите.
    Вопрос:
    1. Как поведет себя шарик? Объясните увиденное.
  4. Сделайте то, что сделала Василиса и ответьте на ее вопрос?

    Чисто волосы не вымыл,
    Обсушить не счел за труд,
    А потом провел расческой –
    Дыбом волосы встают.
    Что так дыбятся они?
    Василисе объясни.

Выставление оценок

На первый вопрос отвечают члены первой команды. Если ответ дан исчерпывающе, команда получает – 2 балла. За удачное дополнение ответа, сделанное членом другой команды, последняя получает 1 балл.
Второй вопрос адресуется второй команде и т.д.

Приложение 3.2

Конкурс капитанов

Заполните таблицу “Строение атомов некоторых элементов”
1 вариант
Элемент “p” “n” “l”
     
     
     
2 вариант
Элемент “p” “n” “l”
     
     
     
За правильное заполнение таблицы капитаны получают “5” баллов, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”.

Приложение 3.3

Конкурс рассказчиков

Этот конкурс проводится одновременно с конкурсом капитанов.
Каждая команда получает рисунки и составляет рассказ, так чтобы в этом рассказе прозвучали ответы.
  1. Что попытался Физикон изобразить на рисунке?
  2. Как объяснить с точки зрения физики произошедшее

Приложение3.4

Конкурс кроссвордов

  1. Палочка, получающая отрицательный заряд при трении о мех.
  2. Единица электрического заряда.
  3. Раздел физики, изучающий неподвижный точечный заряд.
  4. Частица, имеющая отрицательный заряд.
  5. Вещество, на котором впервые был обнаружен электрический заряд.
  6. Вещества, проводящие электрический ток.
  7. Фамилия советского ученого, определившего заряд электрона.
  8. Вид электризации.
  9. Вещества, которые не проводят электрический ток.
  10. Частица ядра.
  11. Заряд, полученный на стекле, потертом о шелк.
В заштрихованной полосе надо получить название прибора для измерения электрического заряда.
Команды ответы пишут на листочках через карточку. Кроссворды сдают членам жюри. Сами проверяют ответы, которые написаны на доске. Сами выставляют себе оценки: 11 – “5”, 9 – “4”, 7 – “3”.

Приложение 3.5

Найди ошибки в тексте

Подготовить текст на карточках и раздать каждой команде.
Учащиеся должны написать текст, но исправив ошибки. Затем команды обмениваются работами. Начинается взаимопроверка. Правильная текстовка должна быть вывешена на доске.
Оценки: нет ошибок “5”, есть ошибки “3”.
Французский физик Э. Резерфорд, проведя исследование состава строения атома, сделал вывод о том, что каждый атом состоит из электронов, которые находятся в его центре, протонов, движущихся вокруг электронов и нейтронов, располагающихся снаружи атома. Поскольку заряженные частицы сосредоточены внутри атома, а на его поверхности расположены нейтроны , не имеющие заряда, атом в целом нейтрален.

Приложение 3.6

Конкурс “Реши расчетную задачу”

Задание 1 команде Задание 2 команде
  1. Вырази заряд ядра атома кислорода в кулонах.
  2. Пылинка приобрела заряд q = - 6,4 . 10-13 Кл. На сколько изменилась масса пылинки.
  3. Вырази величину заряда в кулонах.
q1 = 40 е q2 = 20 е
  1. Ядро какого атома имеет электрический заряд 8.10-18Кл.
  2. Сколько электронов в процессе электризации удалено со стеклянной палочки, если ее заряд равен 4,8 . 10-9 Кл.
  3. Выразите величину заряда в Кулонах
q1 = 10 е q2 = 30 е
Работу оценивает учитель и ставит оценки. Жюри записывает оценки: “5” – 3 задания, “4” – 2 задания, “3” – 1 задание.
Задачи должны быть напечатаны на карточках. Решение проводится парами. Пара, решившая первую задачу на своей карточке, должна положить на стол красную сигнальную карточку. Учитель выдает ей вторую задачу.
Если возникают затруднения, то на стол кладется карточка синего цвета. Помогают учителю другие пары, но из этой команды

Приложение 3.7

Изо – конкурс

Учащиеся получают карточку, на которой дана таблица.
Вещество Трение о мех  
Эбонит  
Стекло  
Воспользовавшись таблицей, в которой указан заряд эбонита и стекла при электризации трением, укажи направление перемещения электронов для каждого случая.