Гуманизация и гуманитаризация образования,
их основные направления и реализация

Если бы преподавание наук в школе носило более гуманитарный характер, школьное образование могло бы стать основой любой деятельности"

А. Раби.

Физика как гуманитарная наука
(в сокращении)

    Грустно осознавать, но в современном обществе просматриваются две основные, рядом сосуществующие культуры: гуманитарная и технократическая. Распаду когда-то единой культуры содействовало возникновение точных наук в "лице" механики Ньютона. И, тем не менее, выдающиеся представители человечества, народ, в своих представлениях о мире и его познании всегда стремились к гармонии, к органическому единству научных и художественных ценностей.

Если мы намерены формировать гармонически развитую личность, то в процессе обучения элементы естественно-научной гуманитарной составляющей мировой культуры должны образовывать тот цельный образ реальности, который позволит учащимся свободно ориентироваться в окружающем мире. Поэтому основным базовым принципом школьной реформы 1992 года является гуманизация и гуманитаризация образования. Физику следует рассматривать во всех ее формах и проявлениях, к тому же в причинной зависимости от остальных сторон человеческого бытия. Или как написали Зинченко В. П. и Моргунова Е. Б. "образование с попранным культурным пластом уже принесло и продолжает приносить свои горькие плоды в отставании науки и в ущербности тех, кто ей служит. " (Человек развивается: очерки российской психологии.)

Сегодня научно-технический прогресс решительно вторгается в нашу жизнь, интерес у школьников к физике неуклонно понижается. Поэтому надо перестроить преподавание так, чтобы мощный "гуманитарный потенциал" физики был выявлен и эффективно использован в процессе обучения. Это позволит способствовать возрождению у учащихся интереса к физике и вообще повысит эффективность народного образования.

Как правило, в учебниках большое внимание уделяется техническим приложениям физики в ущерб основам науки. Например, что должен знать ученик окончивший школу о трансформаторе? Только то, что это прибор, позволяющий регулировать электрическое напряжение, и его работа базируется на явлении электромагнитной индукции. Все остальные сведения о трансформаторе относятся уже не к физике, а электротехнике-предмету, который в средней школе не изучается. Для школьников, не интересующихся техникой, а их большинство, вполне достаточно минимальных, "чисто физических" сведений о трансформаторе (радиоприемнике, ядерном реакторе, генераторе и других устройствах).

Поэтому курс физики в общеобразовательных заведениях должен быть гуманитарным, призванным решать познавательные и воспитательные задачи обучения, развивать мышление, формировать мировоззрение.

Термин "гуманитарная физика" не имеет отношения к "физике для гуманитариев". Речь идет о физике, необходимой всем ученикам, независимо от их будущей специальности.

В гуманитарной физике сокращение технического материала происходит параллельно с усилением внимания к вопросам, которые связаны с повседневной жизнью человека. Что такое вес, масса, сила тяжести? Какова роль силы трения в жизни людей? Почему в горах холоднее, чем в низинах? И. т. д. Все эти вопросы лежат в основе взаимодействия человека и природы, и их рассмотрение необходимо каждому. Именно знание фундамента физики - ее законов - составляет "гуманитарная физика".

Важная задача гуманитарного курса - экстраполировать физические законы на человеческие проблемы. С точки зрения физики можно рассматривать немало проблем, имеющих непосредственное отношение к жизни человеческого общества. Понимание универсальных законов природы важно для того, чтобы противостоять невежеству, которое расцветает в обществе, где множество людей не владеют основами физики и готовы верить любым антинаучным измышлениям.

Гуманитарная физика имеет непосредственное отношение к художественной литературе, истории, фольклору (пословицы, поговорки, сказки, частушки, анекдоты, загадки ). Ведь без знания законов природы, в частности электродинамики, порой трудно осознать пословицы: "Гроза застигла в поле ложись на землю", "Гроза бьет по высокому дереву".

Гуманитарное образование не только повышает удельный вес гуманитарных дисциплин в учебном процессе, но и привносит радикальное изменение самого типа этих дисциплин и дисциплин естественнонаучного цикла.  Естественнонаучная культура в нашем случае - это физика, она не должна быть "слепой" готового знания: необходимо, чтобы она развернулась перед учащимися, как живой процесс поиска, открытий, изобретений, как историческая программа идей и людей, как взаимосвязь и взаимовлияние, наука и техника, экономика и хозяйствование, как осознание глобальных проблем человеческого общества.

на предыдущую страницу