Методика использования фольклора на уроках физики

    Использование фольклора на занятиях по физике оказывается эффективным, если придерживаться определенных методических требований, а именно, цитируемое должно:
- быть связано с конкретными вопросами курса физики,
- отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал,
- иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность,
- быть кратким, лаконичным,
- способствовать положительной мотивации к изучению физики.

1. Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки - это краткие изречения, выражающие законченную мысль (элемент суждения). Это цвет народного ума, житейская народная правда. Главное в пословицах и поговорках, как жанре фольклора, не ее логическая природа, а художественный образ, смысловатая двухплановость.
Пословицы и поговорки - элемент русской речи, которые красят речь, делают ее красной, образной.   Каждое поколение русского народа накапливало наблюдения над миром, жизнью, природой и эти наблюдения, эти знания и опыт отражало в произведениях устного народного поэтического творчества.
Пословицы и поговорки ценны для изучения физики тем, что представляют в афористической форме наблюдения за природными явлениями и житейскими ситуациями, а так же народные приметы погоды. Например:

"Горшки легко подзакипают через край - к ненастью"
"Без жернова на шее дна не достать"
"Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь"

Таким образом, пословицы и поговорки с физическим содержанием представляют собой полезный дидактический материал, а их краткость и разнообразие позволяют привлекать их к изучению большого числа вопросов курса физики.

2. Загадки. Загадки, согласно В.И. Даля - это "краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки". Поскольку предмет (обычно хорошо известный) описан по-иному, образно, с выдумкой, зачастую с неожиданной стороны, отгадать задуманное не просто. Для этого нужно быть весьма наблюдательным и сообразительным, уметь сопоставлять, находить общее в разном. В загадках речь идет о конкретном, видимом мире явлении и вещей, окружающих человека. И в отгадках видим конкретные примеры, явления. Будучи по конструкции выражением, основанным на сравнении, загадка способствует развитию образного видения природы. Она учит видеть и осмысливать действительность в ее многообразных связях и ассоциациях. А еще загадка помогает увидеть красоту окружающего мира: подчеркивая ту или иную особенность предмета, явления, она заставляет более внимательно взглянуть на него, увидеть красивое в этом предмете или явлении. Загадки поэтичны не только по своей образной системе, но и по форме; многие из них ритмичны. Вот примеры загадок, имеющих физическое содержание:

" Зимой нет теплей места, летом нет холодней" (погреб или печка)
"Возле уха завитую, а в середке разговор" (наушники)
" Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит" (гром и молния).

Краткость и ритмичность формы, емкость содержания, яркая образность и шутливый колорит загадок позволяют возбудить с их помощью интерес учеников к изучению конкретных вопросов.

3. Сказки. Сказки обладают большим воспитательным потенциалом, поскольку несут в себе мудрость, доброту и красоту, столь необходимые людям.

Физические явления играют в сказках немаловажную роль. Тот, кто знает законы природы, часто торжествует победу, а кто не знает - поражение. В одних сказках физические явления отображаются правдиво и точно, в других с поэтическим преувеличением, фантазией. Приводя текст сказки, следует выяснить это, сформулировав соответствующие вопросы, например:

1) Русская сказка „Два Ивана - солдатских сына"

"Начал Иван - солдатский сын биться смертным боем со Змеем-Горынычем. Он так быстро и сильно махал своей саблей, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать!

Взмолился Иван царевне: "Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю".

Вопросы: Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению ее горячо было держать? Что, с точки зрения физики, произошло бы, если бы намоченным платком Иван обернул свою саблю?

2)Герой сказки „Бортник" перебрался через глубокую реку, рванув себя за волосы. Вопрос: Можно ли подобным способом перебраться на другой берег?

Сказки - ценный материал, поскольку их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные физические явления и „работают" физические закономерности. И это создает положительный эмоциональный фон.

3. Анекдоты и частушки. К. Д. Ушинский сказал о том, что на уроке „должна царствовать серьезность допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку". Хорошая и вовремя сказанная шутка - это организованная радость на уроке. Юмор в науке в высшей степени эстетичен, так как позволяет снять напряжение тупикового момента, кратко и образно подсказать главное в вопросе. Анекдоты полезно предлагать к концу урока, когда учащиеся устанут, и требуется дать им немного времени для отдыха, с тем чтобы конец урока провести на должном уровне их активности. Радость выпущенная на уроке ради воспитательных целей, усиливает дидактический эффект урока: не концентрируется внимание на трудность обучения.

Пример:
- Что это ты делаешь, Копя?
- Смотрю на комету дядя.
- Для чего же ты приставил к глазу пистолет?
- Как для чего? Да разве Вы не знаете, дядя, что на комету нужно смотреть „вооруженным глазом".

Вопросы: Чего не понимал Коля? Какие оптические приборы используют для наблюдения небесных тел.

"Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи", - сказал Ф. Бэкон.

Использование фольклора на различных  этапах урока

Изучение нового материала
1) Введение в тему.
При введении в тему „Электрические явления":
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество! Это... (электричество).
2) Иллюстрация изучаемых закономерностей.
Смачивание тел:
"Как с гуся вода",
"Отрезанный ломоть обратно к хлебу не приставишь".
Трение:
"От того телега запела, что дегтю давно не ела".
Опрос
Подбирается несколько пословиц, загадок и пр. в которых изученный закон или физическое явление проявляются в различных ситуациях.
Плавание тел:
"Как камень в воду".
"Большому кораблю большое плавание".
"Масло всегда сверху плавает",
"Ни корабль, ни лодка, ни весел, ни паруса,
а плывет. - не тонет". (Плот)
Домашнее задание
1) Подобрать загадки, пословицы, отрывки из сказок на изученную тему.
2) Сочинить стихотворение, частушки на данную тему.
Решение задач
1) Задачи-ошибки.
"То как арбузы велики, то словно яблоки малы. Они не могут говорить, но могут вес определить". (Гири)
2) Графические задачи.
"На гору десять тянут, под гору и один столкнет".
Вопрос: Какие и как направлены силы, которые действуют на тело, когда оно поднимается по наклонной плоскости и когда спускается.
3) Вычислительные задачи.
Сказка „Конек - Горбунок":
"Горбунок летит, как ветер.
И в почин на первый вечер
Верст, сто тысяч промахал
И нигде не отдыхал".

Вопросы: С какой скоростью ехал Конек - Горбунок? Сколько раз он за один "почин" мог бы обогнуть земной шар? Действительно ли он двигался как ветер?

Учитель:
- Скажи, ты знаешь разницу между молнией и электричеством?
- Конечно: молния - это бесплатное электричество.

Вопрос: Оценить, сколько может "стоить" молния, если энергию молнии принять равной 10(3) Дж.

Закрепление, обобщение и систематизация знаний
1) Уроки целесообразно проводить в форме игры. Учащиеся с интересом и энтузиазмом играют. Сочетание благородной, цели, ярких и выразительных средств, игровая форма - все это оказывает положительное воздействие на эмоциональный фон урока, способствует успешному решению его дидактических задач.
2) Включение пословиц в контрольную работу.
 
Внеклассные мероприятия
Внеклассные мероприятия охватывают раздел или тему, либо отдельные вопросы курса физики.
1) Аукцион: кто больше знает пословиц, поговорок, загадок с физическим содержанием.
2) Сценки: учащийся изображает сказочного героя в его обстановке, действиях отвечающих его характеру, но вместе с тем, такие которые связаны с изученными физическими явлениями и понятиями.
3) Вечера.

на предыдущую страницу