Активизация педагогического мышления как основа реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ и начальной школе.

Коточигова Е.В., Киселева Т.Г., Терещук М.Н.,
кафедра дошкольного и начального образования ИРО

За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4 - 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:


- падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;
- ухудшение состояние здоровья матерей;
- стрессы;
- дефицит двигательной активности;
- недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности, а порой просто нежелание уделять этим вопросам внимание;
- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- частичное разрушение служб врачебного контроля;
- неполноценное питание;

Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей обмена веществ, наличия критических периодов роста и развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.

Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает эффективность образовательного процесса.

Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения. Поэтому одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования послужило существенное ухудшение состояния обучающихся детей и подростков.

Актуальность данной проблемы непосредственно связана и с нарастающей интенсификацией учебного процесса. В связи с этим стоит задача сохранить здоровье ребенка в условиях интенсивного предметного обучения, нормировать учебную нагрузку и другие виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями детского организма.

Педагоги начальной школы давно замечают, что с каждым годом уровень здоровья поступающих в первый класс детей становятся все ниже, а это значит, что снижаются и потенциальные возможности их успешного обучения.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

На сколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий? На сколько они открыты сотрудничеству с медиками? Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы. Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".

Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждения о ней.

В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.

К сожалению, отсутствует целостная и целенаправленная система формирования культуры здоровья населения. Сюда следует отнести:

  1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.
  2. Отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.
  3. Низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы. Вся просветительская работа направлена на лечение, а не на предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и, главное, - пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям, в устранении начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на лекарственные и технические средства лечения и восстановления здоровья.
  4. Отсутствует мода на здоровья. Средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого человека.
  5. Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха (профессиональное утомление и выгорание).

Значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского организма, закономерностям развития ребенка и т.п. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность учителей в вопросах здоровья и ЗОЖ, но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. Учителя сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Если о здоровье учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов заметных подвижек в практике работы школ не заметно.

Чтобы педагог ДОУ или начальной школы начал реализовывать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии, его этому необходимо научить, причем не в информационно-констатирующей форме, еще раз пересказывая известные проблемы, а включая педагога в активный творческий процесс по разработке и анализу образовательных технологий с позиции здоровьесбережения.

Понятие "здоровьесберегающих образовательных технологий" появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Многие педагоги полагают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли по технологиям, например, Л.В. Занкова, С. Френе, М. Монтессори или по "технологии здоровьесбережения". Но это не так. Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение же не может, по определению, выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Понятие "здоровьесберегающая" относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.

Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения, включает:


- последовательное формирование в детском саду, школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья,
- а также воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

Определить понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" представляется корректным, исходя из родового понятия "образовательные технологии". Если последние отвечают на вопрос "Как учить?", то логичным окажется ответ - так, чтобы не наносить вред здоровью учащихся и педагогов.

Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьясбережения.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

  1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
  2. творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
  3. обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
  4. построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
  5. учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящую в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
  6. предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.
  7. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
  8. рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
  9. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
  10. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий.
  11. комплексная система закаливания детей.

Кафедрой дошкольного и начального образования разработан и апробирован семинар-практикум "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ и начальной школе", основная цель которого - актуализировать у педагогов представления и сформировать понятие ЗОЖ, здоровьесберегающих технологий в образовании. В ходе семинара ведущими решаются следующие задачи:

  1. познакомить педагогов с различными подходами к понятию "здоровье";
  2. выделить особенности технологий обучения, которые делают их здоровьесберегающими;
  3. создать условия для формирования осознанного отношения к ЗОЖ, навыков здоровьесберегающих технологий.

Методической основой семинара стали принципы андрагогики. Это практико-ориентированный характер как теоретических разделов, так и подбор конкретных упражнений, заданий. Обязательным условием при планировании семинара стал учет жизненного и профессионального опыта учителей начальных классов, педагогов ДОУ. Организаторы семинара руководствовались идеями компетентностного подхода: важна не просто информированность, а способность применить знания на практике, решать педагогические проблемные ситуации. С целью активизации педагогического мышления участников семинара ведущими использовались диалогизация образовательного процесса, интерактивный режим работы. Это не означает, что мы отказались от научно-теоретического обоснования проблем здоровьесбережения, заменив развернутые монологические лекции инпутами - кратким, сжатым введением в тему; резюме и опорными схемами.

Опираясь на трехкомпонентное определение здоровья, семинар содержал три достаточно самостоятельных блока. Первый блок "Физическое здоровье субъектов образовательного процесса" знакомил педагогов с факторами, обуславливающими физическое здоровье, со статистическими данными об уровне заболеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста. Во время групповой работы педагоги активно обсуждали динамику физического, психического и духовного здоровья детей на протяжении последних 30-40 лет. По мнению практиков "переломными" в плане ухудшения здоровья оказались 80-е годы (начало "Перестройки"). При этом от наступившего столетия ожидают очередного "перелома": из 5 групп две дали оптимистичный прогноз, ожидая улучшения, одна группа была умеренно оптимистична, не предполагая ухудшения, оставшиеся высказали предположение о дальнейшем снижении здоровья детей. Подчеркнем, что подавляющее большинство педагогов в качестве приоритетного компонента назвали духовно-нравственное здоровье, указывая на тесную взаимосвязь и взаимовлияние всех составляющих понятия "здоровье", но реальные возможности для влияния, формирования ЗОЖ имеются в сфере физического здоровья.

Второй блок был посвящен вопросам сохранения, поддержания и формирования психического здоровья. В качестве рабочего было выбрано следующее определение психического здоровья: во-первых, отсутствие психических заболеваний, во-вторых, гармоничное взаимодействие с окружающей средой. Под средой понимается как предметно-вещественный мир, живая природа, так и социум. Вследствие этого проблемы взаимодействия, общения выходят на первый план. В теоретической части данного блока актуализировались знания педагогов о структуре общения, даны представления о сенсорных модальностях. Это позволило совместно с педагогами выработать рекомендации по оптимизации образовательного процесса в ДОУ и начальной школе с учетом ведущего способа восприятия и обработки информации ребенком. Шеринг (обсуждение) на тему причин искажения информации дал возможность участникам семинара осознать важность использования как вербальной, так и невербальной составляющей, роль "переформулирования" при информировании, объяснении нового материала. Интеллектуальное "раскачивание" с помощью упражнения "Хорошо - плохо", а также решение задач с множественным исходом способствовали активизации педагогического мышления. Не оставила педагогов равнодушными методика работы с пиктограммами.

Кульминацией семинара можно считать блок, посвященный здоровью самого педагога, так как только здоровый учитель может быть учителем здоровья. Инпут, посвященный телесно-ориентированному подходу В. Райха, позволил педагогам задуматься о собственном здоровье, тем самым, создав благоприятную почву для конкретных шагов работы над собой. Собирая "копилку способов самопомощи", учителя, воспитатели переносили их на детей, свою семью, друзей и знакомых, таким образом, выходя за пределы наличной ситуации. Подобные способы анализа ситуаций взаимодействия, обобщение моделей поведения, абстрагирования от конкретного занятия, урока стимулируют выработку авторской модели профессиональной деятельности, что позволяет предположить наличие у педагога творческого мышления.

Если эмоциональные способы самопомощи педагоги называли достаточно легко, то элементы рационализации проводили с большим трудом. Заполнение логико-структурной матрицы выявило нечеткую дифференциацию педагогами дел по временному параметру и степени важности. Итоговый инпут систематизировал понятие "здоровье сберегающие технологии".

Одним из требований компетентностного подхода является умение ведущих семинара работать в интерактивном режиме, что подразумевает получение обратной связи. Все отзывы участников семинара можно разделить на две большие группы. Около 80% педагогов отмечали эмоциональный подъем, улучшение настроения, "энергетическую подпитку", что позволяет говорить о здоровьесберегающей функции самого семинара. Знаниевый компонент для разных участников представлен тремя ступенями: одни получили "информацию к размышлению", пока еще слабо структурированную, другие - "новые знания" по интересующему их аспекту, третьим семинар помог упорядочить, систематизировать их знания в области здоровье сберегающих технологий.

Можно выделить различные уровни суждений педагогов о формах, практических заданиях и упражнениях. Часть педагогов отметила лишь нетрадиционность, нестандартность форм работы на семинаре. Примерно такой же процент слушателей отметил "некоторые новые для себя игры" в оздоровительной работе с детьми. Приблизительно 50% суждений касались переноса в практику увиденного и услышанного, но с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и специфику образовательного учреждения. Хоть и незначительная, но была группа педагогов, которые "задумались о своих личных проблемах", о своем отношении к здоровью.

С удовлетворением коллеги отмечали, что ведение семинара "командой" преподавателей позволило представить разные точки зрения по обсуждаемым вопросам, не навязывая какую-то одну, тем самым, стимулируя гибкость мышления, диалектическую точку зрения и ответственность за выбор собственного решения. Работа нескольких преподавателей одновременно позволила избежать усталости и сохранить работоспособность в течение дня, несмотря на интенсивность занятий.

В качестве перспективы, дальнейшего совершенствования и повышения эффективности подобного семинара необходимо учитывать, что возможно возникновение сопротивления, неприятия не лекционных форм работы некоторыми педагогами, что потребует увеличения времени, отводимого на вхождение в деятельность, групповое сплочение. Подобные семинары выиграют, если будут включать элементы проектной деятельности, связанной с разработкой каких-либо мероприятий по формированию ЗОЖ, например, утренников для детей, родительских собраний, а также совместных встреч и детей, и родителей, и педагогов. Использование элементов проектирования на семинаре также позволит учесть специфику образовательного учреждения, например, малокомплектность в сельской начальной школе, особенности расположения ОУ и т.п.

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что это лишь первые шаги в разработке здоровьесберегающих технологий, поэтому авторы приглашают к сотрудничеству всех заинтересованных лиц.

Литература:

  1. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов М., 1998. С. 201-208
  2. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы//I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов М., 1998. С. 289-298
  3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 - 28
  4. Выготский Л.С. Психология изучение о локализации психических функций. Собр. соч.: В 6 томах. Т.1. М.: Педагогика, 1982
  5. Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии, 1992. №5-6. С.3-14
  6. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 - 34
  7. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. 1999. Т. 6. №3. С. 41-51