Взаимодействие медиков и педагогов как условие реализации здоровье сберегающих технологий

(из опыта работы МОУ "Начальная школа - детский сад №191")

Панова М.А., врач МОУ ""Начальная школа - детский сад №191",
Киселева Т.Г., доцент кафедры дошкольного и начального
образования ИРО, кандидат психологических наук

Миссией муниципального образовательного учреждения "Начальная школа - детский сад № 191" выступает сохранение и укрепление здоровья всех субъектов образовательного процесса. Хотелось бы особо выделить, что реализация здоровье сберегающих технологий, по нашему мнению, не возможна, если во внимание будут браться только дети, и не затрагиваться проблема здоровья педагогов. Такая постановка проблемы позволила не просто найти точки пересечения между медицинским персоналом данного учреждения и педагогами, а выстроить систему совместных мероприятий, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Немало сделано в этом направлении, и мы готовы поделиться своим опытом, рассказать о нашей работе.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований начинается с соответствия помещения и территории тем целям и задачам, для которых они предназначены. Вокруг нашего здания имеется соответствующий земельный участок, на котором размещены игровые площадки для всех групп и, кроме того, спортивная площадка, что немало важно для физической активности детей. На площадках имеется необходимое оборудование: скамейки, лесенки, мостики, качели, песочницы. Свободная площадь участка засажена зелеными насаждениями.

По проекту здание образовательного учреждения рассчитано на 12 групп. Полезная площадь составляет 1198 кв.м., площадь на 1 ребенка - 6,2 кв.м. Так как с сентября 1996 года на базе детского комбината организована начальная школа, то это потребовало соответствующей реконструкции 4-х групп, в которых теперь работают начальные классы по программе 1-4. В настоящее время функционирует 7 групп.

Невозможно говорить о физическом здоровье в отрыве от психического и духовно - нравственного, поэтому не только физическим занятиям уделяется большое внимание, но и развитию эстетических вкусов, для чего в учреждении имеется большой музыкальный и физкультурный залы. Понимая, что активность детей необходимо направлять и регулировать, для физкультурного зала приобретено все необходимое оборудование: гимнастическая стенка, 2 велотренажера, беговая дорожка, корзинки для баскетбола, стол для игры в теннис, различные мячи и тренажеры для профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия, индивидуальные пособия (обручи, полки, флажки, маты и т.д.).

Администрация не просто декларирует ценность сохранения и укрепления здоровья детей, делаются реальные шаги для воплощения этой идеи в жизнь. Хорошо оборудован оздоровительный центр: ингалятор аэрозольный, ингалятор паровой, аппарат Поток-1, аппарат магнитер, аппарат ПГГ-ПРА, КУФ УГН и БОП-4, дистиллятор, очиститель воды, 2 лампы Солюкс, 2 люстры Чижевского, набор мебели для массажа. К сожалению, в настоящее время испытываем трудности с медицинскими кадрами. Для медицинского обслуживания имеются следующие штаты: старшая медицинская сестра (ставка не укомплектована); медицинская сестра по организации питания и физиотерапии; врач-педиатр.

В детском учреждении в тесном контакте с медиками работают два инструктора по физическому воспитанию, психолог, логопед.

Основное направление в работе медицинского персонала - профилактическое, т.к. болезнь легче предотвратить, чем излечить. Основными задачами в работе врача являются:

  1. постоянное совершенствование своих знаний, повышение квалификации, внедрение новых форм и методов медицинского обслуживания в практику;
  2. диагностика уровня здоровья детей, посещающих школу-сад по скрининг - программе с дальнейшими рекомендациями для педагогов и родителей в зависимости от состояния здоровья каждого ребенка индивидуально;
  3. реабилитация детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
  4. проведение мероприятий, в том числе и совместно с педагогами и родителями, по снижению заболеваемости и травматизма;
  5. противоэпидемическая работа, в том числе специфическая иммунизация;
  6. работа с детьми в период их адаптации в учреждении;
  7. санитарно-гигиенический контроль за содержанием помещений, оборудованием, освещенностью, воздушно-тепловым режимом;
  8. контроль за правильной организацией режима дня и учебного процесса;
  9. контроль за всеми формами и средствами физического воспитания;
  10. организация рационального питания в детском учреждении;
  11. работа по гигиеническому воспитанию, направленная на формирование правильного отношения к своему здоровью.

Важнейшим направлением деятельности медицинского персонала в данном учреждении является организация профилактических осмотров, т.к. только комплексное обследование детей позволяет своевременно выявить заболевания или предрасположенности к ним, что в дальнейшем спланировать соответствующую оздоровительную работу. Диспансеризация детей школы-сад проводится с использованием скрининг - программы. Дети декретированных возрастов осматриваются бригадой специалистов на базе поликлиники, остальные - врачом детского учреждения согласно методическим рекомендациям.

На предварительном этапе проводится:

  • анкетирование родителей;
  • определение медицинской сестрой остроты зрения и слуха, антропометрических данных, артериального давления;
  • оценка воспитателем, врачом и психологом нервно-психического развития детей.
  • На основании всех этих данных врачом детского учреждения дается комплексная оценка состояния здоровья ребенка, по итогам диспансеризации проводится педагогический совет, где вырабатывается программа работы с каждым ребенком. К сожалению, приходится констатировать, что здоровье детей, поступающих в детский сад, с каждым годом падает. Таблица №1 отражает динамику основных показателей физического развития детей, замеряемую в течение трех.

    Таблица №1
    Показатели 1999 год 2000 год 2001 год
    дошкольники школьники дошкольники школьники дошкольники школьники
    % % % % % %
    Нормальное развитие 86,4 81,5 73,3 85 80,4 82,4
    Дефицит массы тела I степени 5,7 9,2 11,3 1,5 4,3 2,3
    Дефицит массы тела II степени 0,8   0,7   0,7  
    Избыток массы тела I степени 5,7 7,8 10,6 10,5 9,4 13,0
    Избыток массы тела I степени   1,5 2,0 1,5 2,2 2,3
    Низкий рост 1,4   0,7 1,5 1,5  
    Высокий рост     1,4   1,5  

    Довольно большой процент детей с дисгармоническим физическим развитием объясняется, во-первых, несбалансированным питанием в детском учреждении и дома, а, во-вторых, ухудшением исходного состояния здоровья большинства населения не только в городе Ярославле, но и в целом по стране.

    Неутешительная статистика касается и групп здоровья детей, поступивших в детский сад. Таблица №2 отражает динамику процентного состояния детей различных групп здоровья.

    Таблица №2
    Группы Здоровья 1999 год 2000 год 2001 год
    I 2%    
    II 78% 78,5% 80%
    III 20% 17,9 % 20%
    IV   3,6 %  

    Если в 1999 году в сад приходили дети с I группой здоровья и не было IV группы, то начиная с 2000 года в учреждение не поступают абсолютно здоровые дети, при чем появились дети с глубокими нарушениями здоровья - инвалиды детства, в детское учреждение приходят в основном дети со II группой здоровья. Таблица №3 отражает процентное состояние детей с различной группой здоровья в зависимости от возраста.

    Таблица №3
    Группы здоровья 1999 год 2000 год 2001 год
    дошкольники школьники дошкольники школьники дошкольники школьники
    % % % % % %
    I 2,1 3,0 2,0 3,0 2,2  
    II 71,4 44,6 78,7 58,5 78,3 65,9
    III 25,7 46,2 17,3 34,0 17,3 31,8
    IV 0,8 6,2 2 4,5 2,2 2,3

    В школьном возрасте увеличивается процент детей с III и IV группой здоровья.


    Прим. Цифрами обозначены следующие виды патологии:
    1. ЛОР патология
    2. Дефекты речи
    3. Ортопедия
    4. Патология ССС
    5. Психоневрологическая патология
    6. Эндокринная патология
    7. Нефроурология
    8. Группа ЧБД
    9. Патология зрения

    Прим. Цифрами обозначены следующие виды патологии:
    1. ЛОР патология
    2. Ортопедия
    3. Патология зрения
    4. Психоневрологическая патология
    5. Заболевания ЖКТ
    6. Патология ССС
    7. Дефекты речи
    8. Нефроурологическая патология
    9. Эндокринная патология

    Согласно приведенным графикам структура ведущей патологии изменяется с возрастом. Однако на I месте остается ЛОР патология (70-80% составляют гиперпластические процессы в носоглотке, являющиеся показателем ухудшения экологии, снижения иммунитета детей). На второе место перемещается ортопедическая патология, что связано с ограничением двигательной активности детей с момента поступления в школу. На третьем месте патология зрения, так как обучение проводится по программам с элементом сложности, иногда не совсем правильно организуется учебный процесс в школе и дома. К сожалению, не все дети готовы к обучению по усложненным программам. Не соответствие между требованиями педагога и возможностями ученика приводит к различным проявлениям невротизации детей, росту функциональных расстройств со стороны нервной системы. Нарастание заболеваний желудочно-кишечного тракта объясняется недостаточно сбалансированным питанием, переводом около 40% школьников с 3-х разового на 2-х разовое питание (так как питание школьников полностью оплачивается родителями).

    Особое внимание и опасение как со стороны медиков, так и со стороны педагогов вызывает ухудшение здоровья в младшем школьном возрасте. Именно поэтому активно ведется исследование влияния форм и содержания различных программ обучения и их влияние на состояние здоровья детей.
     

    ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЕДУЩЕЙ ПАТОЛОГИИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПАРАЛЛЕЛЯМ

    Таблица №4
    Патология на 1000 1999 год 2000 год 2001 год
    1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл
    I. ЛОР патология 760 277 772 - 833 880 444 - 333 454 809 517
    II. Ортопедия 500 388 454 - 375 400 611 - 666 363 285 555
    III. Патология зрения 120 55 227 - 250 80 333 - 125 272 142 333
    IV.Психоневрология 320 222 181 - 166 160 277 - 166 90 238 277
    V. Заболевания ЖКТ 120 111 181 - 291 160 222 - 41 227 238 222

    Даже в условиях детского комбината при обучении детей по программе повышенной сложности отмечается ухудшение состояния их здоровья. В частности к 4 классу на первое место перемещается ортопедическая патология, нарастает патология органов зрения и нервно-психической сферы.

    В соответствии с выявленной патологией каждому ребенку даются индивидуальные рекомендации по режиму, питанию, физическому воспитанию, назначаются оздоровительные мероприятия.

    В целях оздоровления детей с ЛОР патологией в детском учреждении проводится полоскание зева кипяченой водой комнатной температуры после приема пищи, весной и осенью - отварами трав, УФО носа и зева, назначаются курсы витаминов и адаптогенов.

    Логопедом проводится диагностика нарушений речи у детей с 3-х летнего возраста и индивидуальные занятия с ними. При необходимости дети переводятся в логопедические сады.

    Со стороны медицинского персонала проводится контроль за подбором мебели и организацией рабочего места ребенка, за правильной организацией учебного процесса, повышением двигательной активности детей на прогулках. Занятия проводятся в режиме "динамических пауз" как в школьном звене, так и у дошкольников. В классах используются конторки. В комплекс утренней гимнастики и физкультурных занятий обязательно включаются упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.

    С детьми, имеющими функциональную патологию нервной системы, активно работает психолог. Работа ведется в 3-х направлениях: психопрофилактика, диагностика, коррекция. Психолог проводит групповые психокоррекционные занятия, сеансы индивидуальной игротерапии и арт-терапии, организует семинары и консультации для родителей и педагогов по вопросам развития, образования и воспитания детей, оказывает психологическую помощь родителям путем обновления информации "Советы психолога" на стенде и в папках - передвижках.

    Дети с эндокринологической патологией находятся на учете у эндокринолога, при необходимости назначаются соответствующие препараты, поливитамины, проводится антиструминопрофилактика.

    За детьми с нефроурологической патологией проводится диспансерное наблюдение по плану, согласованием с нефрологом. Этим детям рекомендуется повышенный питьевой режим, занятие физкультурой в подготовительной и специальной группе, щадящие методы закаливания.

    Детям из групп ЧБД назначается щадяще-тренирующий режим с достаточным пребыванием на свежем воздухе, закаливание по индивидуальному плану, общеукрепляющее лечение (витаминные чаи, поливитамины)

    Ведется диспансерное наблюдение за детьми из групп риска по миопии. Дети с патологией зрения рассаживаются в классе согласно рекомендации окулиста. Во время занятий используется методика "зрительных горизонтов", зрительно-двигательная транслеторика, сигнальные метки для гимнастики глаз.

    Несмотря на то, что сделано уже немало, здоровье ухудшается и приходится искать новые подходы для оздоровления детей. Только интеграция усилий медиков и педагогов позволит кардинально изменить ситуацию к лучшему.