Интеграция деятельности учреждений основного и дополнительного образования с использованием здоровьесберегающих технологий.

Лосева Н.В., завуч МОУ №191,
Киселева Т.Г., доцент кафедры
дошкольного и начального
образования ИРО

Несколько лет назад в педагогической среде было распространено выражение: "Мы готовим детей к жизни". А ребенок не хочет готовиться к жизни, он хочет жить полноценной жизнью Здесь и Сейчас. В учреждении МОУ "Начальная школа - детский сад №191" созданы все условия для осуществления этого желания. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из условий для повышения качества образования является взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования.

МОУ "Начальная школа - детский сад "191" - одно из уникальных учреждений образования. Организация УВП и отдыха учащихся имеет свои особенности, так как ребята проводят в стенах школы целый день: с 8.00 до 18.00. Педагоги школы-сада должны обеспечить не только качество образования с учетом потребностей личности, но и создать условия для комфортного пребывания детей в школе, для развития личности каждого учащегося, его познавательных и созидательных потребностей. Решать эти проблемы помогает интеграция воспитания в общий процесс обучения и развития. Особое место при этом отводится взаимодействию данного учреждения с ДЭКЦ "Родник"

Педагоги школы и учреждения дополнительного образования детей ДЭКЦ решают в процессе общения с детьми единые задачи, а именно:


- создать комплекс условий, максимально обеспечивающих непрерывное, разностороннее и последовательное развитие учащихся с учетом их индивидуальных способностей;
- разработать систему обучения детей и их родителей по формированию здорового образа жизни как важнейшего условия духовного, физического и психического здоровья любого человека;
- обеспечить условия для оптимального режима труда и отдыха детей (создание интегрированных курсов, проведение интегрированных уроков - занятий);

Реализация данных задач, во-первых, привела к росту профессионального и интеллектуального уровня педагогических кадров, но при этом возросла сложность решаемых проблем; во-вторых, позволила отработать навыки совместной работы педагогов основного и дополнительного образования при новом подходе к построению уроков и занятий; в-третьих, способствовала созданию авторских интегрированных курсов, методических разработок. Медики констатировали снижение числа пропусков по причине болезни.

На базе данного учреждения работает ряд секций, кружков и студий, которые не только развивают склонности, способности, интересы учащихся, но и способствуют сохранению и укреплению их здоровья.

Студия "Развивающие игры".

Занятия по развитию интеллектуально-творческих способностей детей проходит через игру и совместно-раздельную деятельность учащихся и родителей, направлены на развитие памяти и внимания, творческого воображения и логического мышления, речи и т.д.

Занятия часто проходят под музыку, что позволяет создать бодрый, эмоциональный настрой. Положительные эмоции учащихся и родителей, полученные от занятий, поддерживает физическое здоровье их, т.к. людям необходимо психическое закаливание, суть которого - в радости жизни.

Психическая закалка стимулирует и физиологические механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез и др. Так мысли укрепляют тело.

Педагог на занятиях практикует обучение стоя, сидя на ковре, на природе, собравшись у окна. В течение занятий дети до 8 раз меняют позу обучения. Это снимает статическое напряжение и предупреждает формирование неправильной осанки. Для профилактики нарушения зрения деятельность учащихся строится в режиме "зрительных горизонтов".

Студия "Очумелые ручки".

На занятиях преобладает коллективная деятельность детей. Такая работа обеспечивает общение детей друг с другом, повышает речевую и мыслительную активность каждого учащегося. Ребята получают возможность думать, рассуждать, самостоятельно и творчески мыслить, применять изученные знания в практической деятельности.

Выполняя индивидуальные задания по изготовлению поделок, учащиеся работают в своем темпе, который они определяют сами. Все зависит от природных данных, от эмоционального состояния ученика в данный момент времени. Все индивидуальные особенности детей автоматически регулируются собственным темпом работы. Ребенок может прервать работу в любое время, если он устал и отдохнуть, сколько ему нужно.

Студия "Мир и человек"

На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием культурного опыта, с общением со взрослыми и сверстниками, т.е. создаются условия для социализации детей.

Для успешного социального и интеллектуального развития ребенка необходимо не только формирование ЗУНов, но и развитие самостоятельной творческой личности ребенка. Деятельность студии направлена на развитие творческого мышления учащегося, потребности в самовыражении, положительного самовосприятия. На занятиях шаг за шагом формируются навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Красной нитью проходит идея: ты должен выполнять любые действия в оптимальных для здоровья условиях.

Хоровое пение в рамках здоровьесберегающих программ

Хоровое пение непосредственно влияет на духовное и физическое состояние ребенка, в целом на здоровье детей. При хоровом пении у детей формируется правильная осанка, укрепляется позвоночник, ведь основой пения является правильная постановка корпуса. При пении стоя хорист должен твердо стоять на ногах, держа прямо корпус. При пении сидя те же требования - прямая спина, руки на коленях, коленочки вместе, ступни полностью стоят на полу.

Залогом правильного пения является особое, певческое дыхание. Дети учатся брать дыхание через нос, уметь его задерживать, распределять. При этом укрепляются органы дыхательных путей: легкие, бронхи, трахея, гортань, носоглотка. Врачи советуют заниматься пением детям, склонным к болезням горла.

Не секрет, что пение помогает излечиться от заикания. При пении укрепляется и речевой аппарат, у детей формируется правильная артикуляция и дикция.

При хоровом пении укрепляется и формируется духовное здоровье детей. Это проявляется в процессе воспитания чуткости, восприимчивости к красоте, эмоциональной отзывчивости, умения видеть прекрасное в окружающем мире. При хоровом пении развивается творческое мышление и другие психические процессы (память, внимание и пр.). Дети могут эмоционально самовыражаться, что позитивно влияет на формирование ЗОЖ.

Студия "Фантазеры"

В начальной школе возникают трудности при обучении учащихся в связи с низким уровнем развития познавательных потребностей, познавательного интереса, несформированности внутренней позиции школьника. Результатом этого является чувство тревожности учащегося и, как следствие, нежелание ребенка учиться в школе. Телевидение и компьютеры вытесняют из нашей жизни книги и интерес к ним. Все это во многом отвлекает мышление ребенка, не способствует его полноценному развитию.

Цель студии - интеллектуальное развитие личности через удовлетворение интересов и потребностей детей, создание оптимальных условий для развития положительных эмоций (на занятиях поддерживается доверительная, доброжелательная атмосфера). Занятия в студии помогают преодолеть дезадаптацию при переходе учащегося из начальных классов в среднее звено.

В пятом классе резко увеличивается объем информации. Для успешного обучения в среднем звене учащиеся должны овладеть высоким уровнем навыков чтения. Занятия в студии позволяют решить одну из важнейших проблем современной школы - профилактика нервно-психических нарушений у школьников.

Все это способствует формированию и развитию индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, что является одним из оптимальных условий сохранения здоровья детей.

Педагоги школы - сада №191 и ДЭКЦ "Родник" в своей профессиональной деятельности используют единые личностно-ориентированные педагогические технологии. Такая необходимость возникла потому, что приблизительно 80% учащихся школы - сада пользуются услугами, предоставляемыми "Родником". Так, в студии "Развивающие игры" занимается 25% учащихся школы - сада, столько же в студии "Мир и человек", театральной студии и в "Фантазерах", а в "Очумелых ручках" и в хоровой студии - по 50%учащихся.

В центре личностно-ориентированных технологий - уникальная, целостная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способно на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Уроки, занятия проходят в атмосфере любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества.

На своих уроках и занятиях педагоги школы - сада №191 и "Родника", в первую очередь, видят в каждом ребенке личность, уважают ее, понимают, принимают и верят в нее, помня, что ребенок имеет право на свободный выбор и право на ошибку. И воспитатели, и учителя стараются создать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, понимают причины неправильного поведения ребенка и устраняют их, не нанося ущерба достоинству (ребенок хорош - плох его поступок).

Для детей характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Они свободно и без комплексов вовлекаются в игровую деятельность.

Часто на уроках и занятиях ребята действуют по определенным правилам, что готовит их к реальной жизни. Каждая игра представляет набор задач, которые дети решают самостоятельно или с помощью взрослого. Дети в играх обращаются к педагогу как к старшему товарищу: "Помоги мне это сделать самому".

В оздоровительных целях педагоги школы - сад №191 и ДЭКЦ "Родник" используют на уроках и занятиях разнообразные физкультпаузы:

- оздоровительные (ноги и руки в движении);
- гимнастику для глаз;
- танцевальные;
- ритмические;
- физкультурно-спортивные;
- двигательно-речевые;
- подражательные.

Созданию психологического комфорта в отношениях между детьми, педагогами и родителями способствует совместная деятельность, построение общения по типу "семейных" отношений. Многие массовые мероприятия проходят с участием родителей. Совместные с родителями уроки и занятия позволяют им глубже понять своего ребенка. Такая форма работы с родителями расширяет возможности создания оптимального психологического климата и положительного эмоционального настроя, что очень важно для совместной деятельности педагогов и родителей в обучении и воспитании детей, сохранению их психического и духовно-нравственного здоровья.

Итак, педагогический коллектив поставил перед собой четкую цель - организовать воспитательно-образовательный процесс на основе принципа: "Не навреди" и творчески подходит к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, аккумулируя в своей деятельности ведущие идеи, принципы педагогических технологий, лечебной педагогики, авторских подходов и опыт многолетней школьной практики.

Совместные усилия педагогов школы - сада №191 и ДЭКЦ "Родник", родителей позволяют подготовить образованных, нравственных, предприимчивых и здоровых людей, способных к самостоятельному поиску решений в ситуациях выбора, прогнозирующих возможности и их последствия.