Дополнительное образование детей в детском саду: кружок "Карандаш"

Составители:

Терещук М.Н.
методист кафедры дошкольного
и начального образования

Савченкова О.П.
воспитатель детского сада № 188

Дополнительное образование дошкольников пяти - семи лет средствами изобразительного искусства осуществляется в детском саду №188 в изобразительной студии "Карандаш". Стоит немного рассказать о том, как возникло название изостудии, почему именно "Карандаш". Изостудия действует 3 года, на начальном этапе работы, придумать название, было предложено самим детям посещающим изостудию. Предложения были самые разнообразные, и ребята никак не могли договориться, каждый считал предложенное им название - наилучшим. Но после занятия по сказке "Мышонок и карандаш", дети единодушно предложили назвать изостудию в честь находчивого карандаша.

Занятия проходят два раза в неделю во второй половине дня, с детьми старшего дошкольного возраста. При приеме детей в изостудию учитываются три момента:

  1. - желание ребенка
  2. - желание родителей
  3. - способности ребенка

Целью работы изостудии является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.

Работа с детьми проводится в подгруппах до 10 человек. Методика работы построена на широком использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче изобразительных образов, используя доступные изобразительные средства (линию, цвет, форму, композицию) и различные изобразительные материалы - карандаши, пластилин, пастель и др.

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности и различных видов восприятия изобразительного искусства (рассматривание, слушание, искусствоведческие беседы, выполнение творческих заданий).

Работа в изостудии предусматривает совместную творческую деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их изобразительных навыков, темперамент. Часто дети выполняют художественно - творческую работу коллективно. Маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно; то, что он делает, кому - то необходимо. Поэтому коллективные работы часто используются для оформления групп детского сада, выставок, выпуска журнала "Карандаш".

Дошкольное учреждение посещают ребята с проблемами в речевом развитии. Организуя занятия по изобразительной деятельности с детьми, большое внимание уделяется речевой работе. Детям предлагаются не только изобразительные творческие задания, но и такие как придумывание сказок, рассказов по своим рисункам и оформление журнала "Карандаш". Здесь необходимым условием является интеграция в работе педагога по изодеятельности и логопеда (выбор тематики занятий, использование игровых творческих заданий на занятиях в кружке и на логопедических занятиях, совместные художественно - творческие досуги) .

Содержание кружковой работы включает следующие циклы занятий:

  1. - Мы художниками стали, что хотим, нарисовали
  2. - Золотая осень
  3. - Друзья человека
  4. - Морозные узоры
  5. - В гостях у сказки
  6. - Цветоведение
  7. - Народные умельцы
  8. - Мы дружим с книгой
  9. - Весенние мотивы

Каждый цикл состоит в среднем из 3 - 5 занятиях. Особое внимание уделяется разделу цветоведение и работе с цветом.

Первоначально цикл занятий по цветоведению включал три блока:

  1. - Знакомство с теплыми и холодными цветами и их оттенками.
  2. - Знакомство с ахроматическими цветами.
  3. - Эмоциональное восприятие цвета.

В дальнейшем в рамках интеграции с основной образовательной программой детского сада "Детство" - ряд занятий и игр по цветоведению перенесли в работу со всеми детьми. Поскольку на наш взгляд в программе недостаточно внимания уделяется работе с цветом. А по результатам психолого-педагогических исследований дети к 5 годам имеют большие возможности в работе с цветом:

  1. - к 5 годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор, дети способны различать разнообразные цвета и оттенки
  2. - в этом возрасте очень ярко проявляется способность к цветоощущению
  3. - дети в состоянии выразить с помощью цвета свое отношение и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.
  4. - однако некоторые занятия остались преимуществом кружковой работы. Например, секреты цветового круга: сочетания цветов - нюансные, контрастные, гармоничные.

Если говорить об особенностях кружковой работы и отличие ее, от основного образовательного процесса можно выделить следующее:

  1. - выполнение работы не регламентировано по времени одним занятием; дети могут выполнять одно задание в течение нескольких занятий;
  2. - большее внимание уделяется работе с натуры;
  3. - дети составляют коллектив увлеченных единомышленников, могут обмениваться мнениями, общаться, находить и придумывать что-то новое в процессе выполнения работы;
  4. - дети работают на различных форматах, в различных техниках, различными материалами, могут сами выбирать их для решения изобразительной задачи.

Мы хотим, чтобы каждый рисунок был наполнен не только учебным, но и детским содержанием. Ребенка нужно учить не в прок, а по мере необходимости, тому, в чем ребенок нуждается сейчас. Необходимо подходить к руководству детской изобразительной деятельностью как к сотрудничеству, признавать цели и задачи самого ребенка, способности стать на его позицию и вместе с ним добиться нужного результата.