Рекомендации по
организации работы с детьми
в утренние часы
ОТКРЫТИЕ НОВОГО
ДНЯ
Одной из
актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами,
педагогами, является развитие культуры чувств у
детей.
Не рекламы и боевики, не
страшные картины программ новостей должны
оказывать воздействие на чувства, а встречи с
прекрасным: картиной, музыкой, словом, способными
заворожить малыша. Минуты созерцания, любования,
восклицания особенно необходимы в начале дня,
чтобы сразу же настроить ребенка на
доброжелательность, спокойствие, веру и любовь к
себе и ко всем окружающим. Ребенок должен
ежедневно удивляться открытиям. Цветок живой,
как и я, так как он двигается, спит и дышит, пьет
воду и любит ласковые слова. Каждый имеет свою
неповторимую красоту. Каждое слово богато
разнообразными оттенками и интонациями. В звуках
музыки отражаются настроения
Минутами вхождения в день
можно назвать такие встречи, в ходе которых
особое внимание уделяется минутам наблюдении,
раздумий и любовании. Развивая впечатления,
педагог задает вопросы, вопросы осторожные,
чтобы не перечеркнуть увиденного, не увести от
впечатлений, не погасить восторг, а чтобы помочь
понять увиденное и услышанное, надолго сохранить
в памяти, чтобы выразить детский восторг словами,
танцем, рисунком и тем самым помочь ребенку
глубже заглянуть в себя.
Важно отметить, что
воспитатель не играет здесь роль учителя, а
является равноправным союзником и участником
этих минут, как и дети, делится своими
собственными впечатлениями, раздумиями,
переживаниями.
Для более глубокого
восприятия увиденного, создания
соответствующего настроения, необходимо
использовать музыку.
Особенны минуты
рассматривания картин, ибо, как пишет латвийская
художница Баумане, “говорить о живописи трудно,
почти невозможно. Живопись избегает слов, ибо она
обладает своим языком, как и каждое искусство. В
искусстве что-то должно оставаться
недосказанным, ведь искусство это — то чудо,
которое остается и ускользает из рук, когда обо
всем уже сказано. Поэтому искусство нельзя
объяснять или разъяснять. Его надо не понимать, а
чувствовать”.
Во время рассматривания
картин, главной задачей для педагога является не
стремление наполнить детей знаниями, а развить в
них чувства, умение видеть и наслаждаться
искусством. Причем, одну и ту же картину можно
рассматривать много раз, преследуя разные
задачи. Музыка, яркие строки стихов или прозы,
помогут почувствовать настроение художника и
выразить свое состояние. Иногда рекомендуется
проводить минуты вхождения в день с зеркалами,
чтобы полюбоваться неповторимостью своих глаз,
губ, улыбки...
Самое главное условие
эффективности таких встреч — добровольное
участие в них детей. Не надо оценивать детей,
добиваться от них правильного ответа. Каждый из
них по-своему воспринимает окружающий мир. Надо
создавать условия для развития их чувств,
заражать их эмоциями, заинтересовывать, увлекать
— и значит, серьезно готовиться к каждой встрече.
“До тех пор, пока ребенок
не пережил красоты слова, музыки, картины,
природы — нельзя начинать обучение” — это вывод
В. А. Сухомлинского, который он сделал из практики
работы в школе. Пусть же и в детском саду каждый
день начинается с минут созерцания, любования,
восклицания. Поможем детям стать счастливыми.
МИНУТЫ ВХОЖДЕНИЯ
В ДЕНЬ
Выбор темы для начала дня
диктуется многими и самыми разными
обстоятельствами: общим настроением группы,
погодой, самочувствием педагога, наличием
наглядного материала и т.д. Но выбор этот —
безграничен. Предлагаемые варианты открытия дня,
безусловно, могут быть расширены и дополнены
самими педагогами. Важно — уловить те интонации
познания окружающего мира, которые позволяют
каждому ребенку почувствовать себя сопричастным
к доброму и прекрасному, что открывается для него
в этом мире.
Звучит музыка
Дети, посмотрите на свои
руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек
— нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они
могут все и обнять друга, и поднять упавшего
товарища и дать корм голодным птицам, и красиво
накрыть стол.
За что ты, Андрей, любишь
свои руки? Катя, а ты любишь свои руки?
Какие добрые и умные у вас
руки.
На фоне музыки педагог
читает стихи:
Что за чудо — чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И
скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто
сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших
друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Какой сегодня день? Хмурый пасмурный
светлый или солнечный? Какое настроение вызывает
у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать,
чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было
тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Звучит песня:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей
И
она к тебе еще не раз вернется.
Я хочу с вами поделиться
улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас
такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на
них, ярче становится день, а на душе теплеет.
Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом.
Улыбнитесь друг другу
Звучит музыка.
Дети какие вежливые слова вы знаете?
Почему их называют волшебными?
Вслушайтесь в волшебство
вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную
силу
“Здравствуйте!” — здоровья желаю.
“Благодарю!” — благо дарю.
“Извините!” — признаю свою вину и прошу
простить.
“Спасибо!” — спаси бог.
На фоне музыки.
Волшебные слова приятно
слышать каждому из нас. В них — нежность, тепло
солнца, все оттенки любви и света. Они помогают
нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И
тот, кто умеет их говорить — не знает ссор и обид.
Скажите друг другу волшебные слова так, чтобы они
вызвали улыбку и подарили всем хорошее
настроение.
На столе педагога — комнатный
цветок
Как вы думаете, дети, хорошо
ли быть цветком? Почему?
Послушайте, что хочет вам
сказать этот цветок/
“Дети, я люблю вас: ваши
глаза, улыбки, ваши добрые руки. Я рад тому, что
живу в вашей дружной группе, где нет грубых слов,
драк ссор, обид, иначе бы я болел и был вялым и
некрасивым.
Ваша забота и ласковые
слова помогают мне быстро расти и каждый день
дарить вам чистый воздух и свою красоту.
Интересно, как вы угадываете мои мысли и даже
понимаете то, что я говорю на своем цветочном
языке когда хочу пить и умываться?”
О чем сегодня просит нас
цветок и его друзья?
Дети поливают цветы
Дети, посмотрите на этот
чудо-колокольчик. Давайте закроем глаза и
послушаем его хрустальный звон. Этот звон входит
в наши души, дотрагивается до каждой жилки, до
каждой клеточки нашего тела и будит нас, зовет в
новый день.
Что напоминают вам звуки
колокольчика? С чем их можно сравнить? О чем
думается вам при этих волшебных звуках?
Колокольчики звенят
Серебристым легким звоном.
Слух наш сладостно томят.
Посмотрите, вот Антошка!
У него одна лишь ножка.
Ножка толстая такая.
Вся цветами увитая.
Как зовут тебя, дружок?
А зовут его — (грибок).
Полюбуйтесь на этот гриб.
Хотите, я вам открою секрет его красоты? Вырос
этот гриб на цветочной полянке. Его сразу же
полюбили красавицы цветочки за доброе отношение,
силу и вежливость. По утрам он приветствовал
каждый цветочек и благодарил за то, что они
дарили ему свои красивые улыбки и нежные
прикосновения.
Внимательно посмотрите
друг на друга, мальчики — на девочек, девочки —
на мальчиков.
Милые девочки, вы так же
прекрасны, как цветы на полянке — нежны,
приветливы и ласковы. Мальчики, мы любим вас и
гордимся вами за силу, ловкость и доброту.
Каждый из вас помогает
другому стать красивее, даря другому нежность и
ласковые слова. Я люблю вас и дарю вам свою улыбку
и нежность. И вы любите друг друга.
Педагог показывает детям
изображение бабочки.
Бывают в жизни такие
моменты, которые надолго остаются в памяти. Порою
люди всю жизнь помнят о том, что было в детстве.
Поэт Бальмонт навсегда запомнил одну картину
летнего дня и написал об этом стихотворение.
Тихо звучит музыка.
Помню я, бабочка билась в окно,
Крылышки тонко стучали.
Тонко стекло, и прозрачно оно,
Но отделяет от дали.
В
мае то было, мне было 5 лет.
В
нашей усадьбе старинной
Узнице воздух вернул я и свет,
Выпустил в сад наш пустынный.
Если когда-то вдруг спросят меня:
“В чем твое доброе дело?” —
Молвлю я: “Мысль моя майского дня
Бабочке зла не хотела”.
Дети, а у вас были подобные
поступки? (Воспоминания педагога из детства.)
В каждом из вас бьется
доброе сердце, не способное погубить чью-то
жизнь: бабочки, паучка, жучка, ибо ваша чуткая
душа не сможет вынести их боли и страданий. Я знаю
и сегодня, как всегда, вы будете добры ко всему
живому.
И спасибо вам, говорю я и
все, кому вы спасаете жизнь и дарите свободу.
Дети, вы любите ветер? За что? Какое
настроение бывает у вас, когда вы ощущаете
дуновение легкого ветерка? Но ветер бывает и
сильным. Поэт Н. Рубцов больше всего на свете
любил ветер и восхищался его силой и стойкостью.
Люблю ветер. Больше всего на свете.
Как воет ветер! Как стонет ветер.
Как может ветер выть и стонать.
Как может ветер за себя постоять!
Как о живом говорит поэт о
ветре. “Стонет”, “воет”, “может постоять за
себя”. Что значит постоять за себя? Когда вы это
делаете? Нужно ли это умение девочкам? Подобно
всемогущему ветру, сильный может постоять за
себя и защитить слабого.
Радостью и счастьем
наполняется мое сердце, когда я вижу, как юные
рыцари нашей группы умеют постоять за себя, не
позволяют никому грубить и при этом не затевают
драк, а суровым взглядом и словом умеют
остановить обидчика. И девочки, и все, за кого вы
постояли, благодарны вам за это. В силе, в умении
постоять за себя и других — ваша мужская красота.
На фоне - музыки педагог читает стих
Э. Московской:
Плакали ночью
Желтые клены.
Вспомнили клены,
Как были зелены...
С
желтой березы
Тоже капало,
Значит береза
Тоже плакала.
Приходилось ли вам, дети,
видеть плачущие деревья? Отчего, по вашему, они
плакали? Бывает ли у вас такое настроение, когда
хочется плакать? О чем плачете вы? Как быть, если
кто-то плачет?
Утешить плачущего спешит
тот, кто добр сердцем, чтобы легче стало, чтобы
камнем упала с души грусть и засветились
радостью глаза, некогда наполненные слезами. Я
так хочу, чтобы ваши глаза светились счастьем,
чтобы из них не выкатилось ни одной слезинки. А
наше бережное отношение друг к другу теплые и
нежные взгляды помогут нам в хорошем настроении
провести этот день.
Педагог показывает детям картину И. И.
Шишкина “На севере диком”.
Тихо звучит музыка.
На хладной и голой вершине
Стоит одиноко сосна.
И
дремлет под снегом сыпучим,
Качаяся, дремлет она.
Какие чувства, радостные
или грустные, вызывает эта картина? Почему? Какое
время суток отображено на картине? Почему вы так
думаете?
Полусвет и полумрак.
И
невольно рвется в даль,
И
невольно давит душу
Бесконечная печаль.
Давайте мысленно войдем в
эту картину и отгадаем ее тайну. Какими словами
можно описать снег, небо, сосну? Какое место на
картине вы хотите занять и почему? Куда вам не
хочется идти и почему?
И. И. Шишкин назвал картину
“На севере диком”. Как бы вы назвали ее?
Звучит музыка
Дети я вижу тоску и печаль в
ваших глазах. Боль одинокой сосны передалась вам.
В ваших душах поселилось чувство сострадания, и
это говорит о том, что вы чуткие и добры к природе,
что вы любите ее. И пусть это состояние чуткости,
доброты, останется с вами на весь день и поможет
вам быть бережными к природе и друг к другу.
В брошюре "Доброе утро,
малыши" помещена подборка
стихотворений, позволяющих расширить круг тем
для работы с детьми в начале дня.