Н.М.Метенова

Доброе утро, малыши

Рекомендации по организации работы с детьми
в утренние часы

ОТКРЫТИЕ НОВОГО ДНЯ

        Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, педагогами, является развитие культуры чувств у детей.
    Не рекламы и боевики, не страшные картины программ новостей должны оказывать воздействие на чувства, а встречи с прекрасным: картиной, музыкой, словом, способными заворожить малыша. Минуты созерцания, любования, восклицания особенно необходимы в начале дня, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру и любовь к себе и ко всем окружающим. Ребенок должен ежедневно удивляться открытиям. Цветок живой, как и я, так как он двигается, спит и дышит, пьет воду и любит ласковые слова. Каждый имеет свою неповторимую красоту. Каждое слово богато разнообразными оттенками и интонациями. В звуках музыки отражаются настроения
    Минутами вхождения в день можно назвать такие встречи, в ходе которых особое внимание уделяется минутам наблюдении, раздумий и любовании. Развивая впечатления, педагог задает вопросы, вопросы осторожные, чтобы не перечеркнуть увиденного, не увести от впечатлений, не погасить восторг, а чтобы помочь понять увиденное и услышанное, надолго сохранить в памяти, чтобы выразить детский восторг словами, танцем, рисунком и тем самым помочь ребенку глубже заглянуть в себя.
    Важно отметить, что воспитатель не играет здесь роль учителя, а является равноправным союзником и участником этих минут, как и дети, делится своими собственными впечатлениями, раздумиями, переживаниями.
    Для более глубокого восприятия увиденного, создания соответствующего настроения, необходимо использовать музыку.
    Особенны минуты рассматривания картин, ибо, как пишет латвийская художница Баумане, “говорить о живописи трудно, почти невозможно. Живопись избегает слов, ибо она обладает своим языком, как и каждое искусство. В искусстве что-то должно оставаться недосказанным, ведь искусство это — то чудо, которое остается и ускользает из рук, когда обо всем уже сказано. Поэтому искусство нельзя объяснять или разъяснять. Его надо не понимать, а чувствовать”.
    Во время рассматривания картин, главной задачей для педагога является не стремление наполнить детей знаниями, а развить в них чувства, умение видеть и наслаждаться искусством. Причем, одну и ту же картину можно рассматривать много раз, преследуя разные задачи. Музыка, яркие строки стихов или прозы, помогут почувствовать настроение художника и выразить свое состояние. Иногда рекомендуется проводить минуты вхождения в день с зеркалами, чтобы полюбоваться неповторимостью своих глаз, губ, улыбки...
    Самое главное условие эффективности таких встреч — добровольное участие в них детей. Не надо оценивать детей, добиваться от них правильного ответа. Каждый из них по-своему воспринимает окружающий мир. Надо создавать условия для развития их чувств, заражать их эмоциями, заинтересовывать, увлекать — и значит, серьезно готовиться к каждой встрече.
    “До тех пор, пока ребенок не пережил красоты слова, музыки, картины, природы — нельзя начинать обучение” — это вывод В. А. Сухомлинского, который он сделал из практики работы в школе. Пусть же и в детском саду каждый день начинается с минут созерцания, любования, восклицания. Поможем детям стать счастливыми.

МИНУТЫ ВХОЖДЕНИЯ В ДЕНЬ

    Выбор темы для начала дня диктуется многими и самыми разными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием педагога, наличием наглядного материала и т.д. Но выбор этот — безграничен. Предлагаемые варианты открытия дня, безусловно, могут быть расширены и дополнены самими педагогами. Важно — уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют каждому ребенку почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для него в этом мире.

Звучит музыка
    Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все и обнять друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.
    За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки?
    Какие добрые и умные у вас руки.
    На фоне музыки педагог читает стихи:
            Что за чудо — чудеса:
            Раз рука и два рука!
            Вот ладошка правая,
            Вот ладошка левая.
            И скажу вам, не тая,
            Руки всем нужны, друзья.
           
            Сильные руки не бросятся в драку.
            Добрые руки погладят собаку.
            Умные руки умеют лепить.
            Чуткие руки умеют дружить.

    Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
    А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
    Звучит песня:
            От улыбки хмурый день светлей,
            От улыбки в небе радуга проснется.
            Поделись улыбкою своей
            И она к тебе еще не раз вернется.
    Я  хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу
    Звучит музыка.
Дети какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?
    Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу
            “Здравствуйте!” — здоровья желаю.
            “Благодарю!” — благо дарю.
            “Извините!” — признаю свою вину и прошу простить.
            “Спасибо!” — спаси бог.
    На фоне музыки.
    Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них — нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить — не знает ссор и обид. Скажите друг другу волшебные слова так, чтобы они вызвали улыбку и подарили всем хорошее настроение.
На столе педагога — комнатный цветок
    Как вы думаете, дети, хорошо ли быть цветком? Почему?
    Послушайте, что хочет вам сказать этот цветок/
    “Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые руки. Я рад тому, что живу в вашей дружной группе, где нет грубых слов, драк ссор, обид, иначе бы я болел и был вялым и некрасивым.
    Ваша забота и ласковые слова помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту. Интересно, как вы угадываете мои мысли и даже понимаете то, что я говорю на своем цветочном языке когда хочу пить и умываться?”
    О чем сегодня просит нас цветок и его друзья?
    Дети поливают цветы
Дети, посмотрите на этот чудо-колокольчик. Давайте закроем глаза и послушаем его хрустальный звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой жилки, до каждой клеточки нашего тела и будит нас, зовет в новый день.
    Что напоминают вам звуки колокольчика? С чем их можно сравнить? О чем думается вам при этих волшебных звуках?
            Колокольчики звенят
            Серебристым легким звоном.
            Слух наш сладостно томят.
Посмотрите, вот Антошка!
У него одна лишь ножка.
Ножка толстая такая.
Вся цветами увитая.
Как зовут тебя, дружок?
А зовут его — (грибок).
    Полюбуйтесь на этот гриб. Хотите, я вам открою секрет его красоты? Вырос этот гриб на цветочной полянке. Его сразу же полюбили красавицы цветочки за доброе отношение, силу и вежливость. По утрам он приветствовал каждый цветочек и благодарил за то, что они дарили ему свои красивые улыбки и нежные прикосновения.
    Внимательно посмотрите друг на друга, мальчики — на девочек, девочки — на мальчиков.
    Милые девочки, вы так же прекрасны, как цветы на полянке — нежны, приветливы и ласковы. Мальчики, мы любим вас и гордимся вами за силу, ловкость и доброту.
    Каждый из вас помогает другому стать красивее, даря другому нежность и ласковые слова. Я люблю вас и дарю вам свою улыбку и нежность. И вы любите друг друга.
Педагог показывает детям изображение бабочки.
    Бывают в жизни такие моменты, которые надолго остаются в памяти. Порою люди всю жизнь помнят о том, что было в детстве. Поэт Бальмонт навсегда запомнил одну картину летнего дня и написал об этом стихотворение.
    Тихо звучит музыка.
            Помню я, бабочка билась в окно,
            Крылышки тонко стучали.
            Тонко стекло, и прозрачно оно,
            Но отделяет от дали.
            В мае то было, мне было 5 лет.
            В нашей усадьбе старинной
            Узнице воздух вернул я и свет,
            Выпустил в сад наш пустынный.
            Если когда-то вдруг спросят меня:
            “В чем твое доброе дело?” —
            Молвлю я: “Мысль моя майского дня
            Бабочке зла не хотела”.
    Дети, а у вас были подобные поступки? (Воспоминания педагога из детства.)
    В каждом из вас бьется доброе сердце, не способное погубить чью-то жизнь: бабочки, паучка, жучка, ибо ваша чуткая душа не сможет вынести их боли и страданий. Я знаю и сегодня, как всегда, вы будете добры ко всему живому.
    И спасибо вам, говорю я и все, кому вы спасаете жизнь и дарите свободу.
Дети, вы любите ветер? За что? Какое настроение бывает у вас, когда вы ощущаете дуновение легкого ветерка? Но ветер бывает и сильным. Поэт Н. Рубцов больше всего на свете любил ветер и восхищался его силой и стойкостью.
            Люблю ветер. Больше всего на свете.
            Как воет ветер! Как стонет ветер.
            Как может ветер выть и стонать.
            Как может ветер за себя постоять!
    Как о живом говорит поэт о ветре. “Стонет”, “воет”, “может постоять за себя”. Что значит постоять за себя? Когда вы это делаете? Нужно ли это умение девочкам? Подобно всемогущему ветру, сильный может постоять за себя и защитить слабого.
    Радостью и счастьем наполняется мое сердце, когда я вижу, как юные рыцари нашей группы умеют постоять за себя, не позволяют никому грубить и при этом не затевают драк, а суровым взглядом и словом умеют остановить обидчика. И девочки, и все, за кого вы постояли, благодарны вам за это. В силе, в умении постоять за себя и других — ваша мужская красота.
На фоне - музыки педагог читает стих Э. Московской:
            Плакали ночью
            Желтые клены.
            Вспомнили клены,
            Как были зелены...
            С желтой березы
            Тоже капало,
            Значит береза
            Тоже плакала.
    Приходилось ли вам, дети, видеть плачущие деревья? Отчего, по вашему, они плакали? Бывает ли у вас такое настроение, когда хочется плакать? О чем плачете вы? Как быть, если кто-то плачет?
    Утешить плачущего спешит тот, кто добр сердцем, чтобы легче стало, чтобы камнем упала с души грусть и засветились радостью глаза, некогда наполненные слезами. Я так хочу, чтобы ваши глаза светились счастьем, чтобы из них не выкатилось ни одной слезинки. А наше бережное отношение друг к другу теплые и нежные взгляды помогут нам в хорошем настроении провести этот день.
Педагог показывает детям картину И. И. Шишкина “На севере диком”.
    Тихо звучит музыка.
            На хладной и голой вершине
            Стоит одиноко сосна.
            И дремлет под снегом сыпучим,
            Качаяся, дремлет она.
    Какие чувства, радостные или грустные, вызывает эта картина? Почему? Какое время суток отображено на картине? Почему вы так думаете?
            Полусвет и полумрак.
            И невольно рвется в даль,
            И невольно давит душу
            Бесконечная печаль.
    Давайте мысленно войдем в эту картину и отгадаем ее тайну. Какими словами можно описать снег, небо, сосну? Какое место на картине вы хотите занять и почему? Куда вам не хочется идти и почему?
    И. И. Шишкин назвал картину “На севере диком”. Как бы вы назвали ее?
    Звучит музыка
    Дети я вижу тоску и печаль в ваших глазах. Боль одинокой сосны передалась вам. В ваших душах поселилось чувство сострадания, и это говорит о том, что вы чуткие и добры к природе, что вы любите ее. И пусть это состояние чуткости, доброты, останется с вами на весь день и поможет вам быть бережными к природе и друг к другу.

    В брошюре "Доброе утро, малыши" помещена подборка стихотворений, позволяющих расширить круг тем для работы с детьми в начале дня.