Введение

      Вежливость - основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает к себе, гасит раздражительность, что облегчает человеку общение с другими или просто позволяет ему спокойно и достойно находиться среди них.

     От ребенка мы, взрослые, чаще всего добиваемся послушания и при этом сами далеко не всегда бываем уравновешенными. Ребенок теряется под нашим напором и замыкается или озлобляется. И чтобы этого не происходило, помимо всего прочего и, прежде всего, ребенок должен как можно чаще слышать обращенное к нему доброе мягкое слово. Оно ему необходимо так же, как еда. Ребенок должен чувствовать уважительное к нему отношение, сознавать, что он равный среди других, но и, конечно, понимать свои обязанности.

     Более того, взрослый, обучая ребенка вежливому отношению к окружающим, сам создаст такие условия, что его требовательность к ребенку не будет выходить за границы дозволенного. По крайней мере, он это обязательно почувствует и, возможно, задумается о своем собственном поведении. Только в условиях взаимной вежливости можно говорить о воспитании культурного поведения.

     Участие родителей в уроках вежливости лишь на первый взгляд пассивно. Очень важно, чтобы родители увидели и поняли, что слово, сказанное ребенком, может быть для него поступком. И чтобы родители в общении с ребенком более трепетно и бережно относились к таким словам, поскольку именно на этом строится процесс воспитания.

     Впрочем, некоторых родителей педагог может привлекать к подготовке занятий. Каждое занятие ведут несколько сказочных персонажей, роль которых исполнять могут только взрослые.

     Именно для более полного участия родителей уроки следует проводить во второй половине дня. Каждый урок педагог начинает с краткого повторения предыдущего. И в повседневной жизни группы педагог должен следить за тем, чтобы дети активно пользовались навыками вежливого обращения друг к другу.

     Очень важно, чтобы педагог не просто копировал предложенные формы занятий, а подходил к ним творчески, исходя из своих возможностей и уровня подготовки. Лишь “погружаясь и вживаясь” в материал можно добиться того, что занятия будут проходить увлекательно и с огромной пользой для детей и родителей.

     И уж, конечно, ни педагог, ни родители не должны забывать о том, что только личный пример вежливого обращения способен убедить ребенка в важности и необходимости таких простых и доступных слов, как “Спасибо” и “Извините”.