Сотрудничество приносит плоды

Н.В.Кошлева
методист ГЦРО,
координатор по работе с семьёй
детский сад №222

Ответственный за публикацию
методист кафедры дошкольного
и начального образования Терещук М. Н.


"Большие и маленькие академики"- так в шутливой форме называют детей и родителей детского сада №222 Дзержинского района г. Ярославля, посещающих занятия клуба "Вечерняя академия". Клуб работает на базе дошкольного учреждения уже восьмой год, а возник он как форма работы с родителями и детьми в рамках генеалогической программы "Семь Я", основной целью которой является создание условий для благоприятного вхождения ребёнка в мир социальных отношений через укрепление внутрисемейных и межпоколенных связей и на основе создания единого пространства общения.

Именно в семье ребёнок проходит этапы первичной социализации, здесь закладывается основа его личностного развития. Значимость взрослого, прежде всего родителей, в этом процессе признавалась и признаётся практически всеми западными и отечественными педагогами и психологами. К сожаленью, данный факт принимается далеко не во всех семьях, и родители часто перекладывают столь непростое дело на плечи педагогов дошкольного учреждения, которых считают более компетентными в вопросах воспитания, развития и образования детей. Конечно, профессионал, работающий с ребёнком, - это всегда хорошо, но полноценное развитие, входящего в мир малыша, может состояться только при участии родителей.

Понимая это, педагоги нашего детского сада всегда искали эффективные пути взаимодействия с семьёй. А, высказанная когда-то, идея проведения занятий для детей с участием родителей в рамках работы кружков клуба "Вечерняя академия" долгое время оставалась лишь идеей. Уж очень нетрадиционна была эта форма работы для воспитателей. Мы привыкли видеть родителей на открытых занятиях только в роли пассивных наблюдателей, да и сами родители не представляли себя в ином качестве. Но "глаза страшатся, а руки делают",- гласит народная мудрость. Специалисты детского сада стали приглашать на вечерние занятия с детьми родителей и постепенно стали включать их в работу, активизируя деятельность через использование разнообразных методов и приёмов. Делать это было довольно сложно, т. к. методики проведения таких занятий нет ни в одном учебнике, ни в одной из методических книг. Приходилось опираться только на свои знания, интуицию и свой опыт работы. В результате в детском саду по истечению семи лет работы в этом направлении выработалась совершенно новая методика проведения занятий с детьми дошкольного возраста.

Остановимся на некоторых методических и организационных моментах работы кружков детского сада.

Специалисты дошкольного учреждения организуют кружки по своим направлениям: "Весёлые нотки", "С песенкой по лесенке" - музыкальное развитие детей, "Развивающие игры" - математическое развитие детей, "Родничок" - физическое развитие детей, "Играем и читаем" - обучение грамоте. Занятия проводятся 1 раз в неделю в вечернее время, обычно с 17 до 18 часов. Сюда приглашаются все желающие дети и взрослые, на месте которых могут быть мама или папа, бабушка или дедушка, всё равно кто, но обязательно значимый для ребёнка человек, способный понять материал и в случае необходимости позаниматься с ребёнком дома. Такое требование вытекает из основной цели деятельности клуба "Вечерняя академия" - создание условий для всестороннего развития ребёнка через общение со значимыми близкими ему людьми.

Решаемые задачи:

  1. - способствовать получению родителями навыков конструктивного общения с ребёнком;
  2. - обогащать родителей знанием методики работы с детьми в конкретном направлении;
  3. - развивать умение детей общаться со взрослыми и сверстниками; направлении;
  4. - дать родителям возможность увидеть ребёнка в практической деятельности и самостоятельно проанализировать уровень его развития;
  5. - способствовать самоутверждению детей, раскрытию их индивидуальных особенностей;
  6. - развивать способности детей через использование игр и заданий в зоне ближайшего развития.

За время работы вечерних кружков в детском саду были апробированы разные модели совместных занятий с родителями и детьми. Вот некоторые из них, которые использовались при организации работы кружка "Развивающие игры"

1.  Специалист, работая на трёх возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная) и пытаясь охватить всех, приглашал желающих на вечерние занятия 1 раз в три недели по очереди. Значительный недостаток такой модели состоит в том, что не было системы занятий.

2.  Желающие из всех трёх возрастных групп объединялись в одну группу и посещали вечерние занятия с периодичностью 1 раз в неделю. Система в занятиях была, но появилась другая сложность: педагогу приходилось работать сразу не только на взрослых, но и на детей трёх уровней развития (по возрастам). Однако проводить такие занятия интересно и доступно для всех помогала методика разноуровневых развивающих игр.

3.  Приглашались желающие дети с родителями из подготовительных групп, занятия проводились каждую неделю. Взрослые здесь, также как и дети, - полноправные, активные участники образовательного процесса и могли быть подключены к работе на любом этапе занятия.

Устная коллективная работа

  1.   Например
  2. -  Взрослые и дети стоят в одном кругу. Идёт перекрёстное перебрасывание мяча и с каждым броском задаётся математический вопрос ("Назови следующее число", "Назови какое число я пропустила" и т. д.), на который отвечает тот, кому брошен мяч. Затем сам отвечающий задаёт вопрос и бросает мяч другому участнику.
  3. -  Ритмичный счет в парах. Сначала упражнение выполняется только детьми . Потом к ним присоединяются родители, образуются пары взрослый-ребёнок. Стоя лицом друг к другу, ведётся счет в пределах 20 через 2.Считают молча, "про себя", одновременно выполняя под счет движения. Вслух произносятся числа кратные 2. Хлопнуть в ладоши (1), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (2), хлопнуть в ладоши (3), и т. д. Выполнение движений и проговор должны выполняться всеми синхронно так, чтобы создавалось впечатление, что хлопает и говорит 1 человек.

    Коллективное решение проблемных ситуаций, задач, головоломок

    Родители наряду с детьми предлагают свои варианты решения. Например: переложите 1 палочку так, чтобы получилось 5 равных квадратов.

    Физкультминутки, подвижные игры с математическим содержанием

  4.   Например
  5. -  Один из родителей берёт на себя роль ведущего и отдаёт детям команды на развитие ориентации (повернуться направо, присесть, прыжок влево, 2 раза подпрыгнуть, сделать шаг вперёд и т.д.).
  6. -  Игра "Замри". Выставляются в ряд схемы, изображающие позы человека. Родители по очереди загадывают картинку, изображая какую-то позу. Дети её узнают. Затем участники меняются ролями.

Самостоятельная работа в парах ребёнок-взрослый

Например. Ребёнку и взрослому выдаются по 1 варежке. Их надо украсить орнаментом из геометрических фигур. Чтобы варежки составили пару, их надо одинаково украсить, а для этого надо суметь договориться.

Самостоятельная работа ребёнка

Ребёнку выдаётся развивающая игра определённого уровня сложности (чуть сложнее того, с которым он уже справлялся). Это могут быть игры: "Сложи квадрат", "Геометрический конструктор", "Вычислительная машина", "Игры с палочками" и др. Взрослый находиться рядом с ребёнком, но его роль в данный момент- не делать за ребёнка, а в случае необходимости направлять. Сейчас родитель должен быть сопереживающим, поддерживающим, вселяющим веру, подбадривающим, разделяющим радость. В данной ситуации меняется и роль педагога. Он становится наблюдателем, когда возникает потребность, подключается к родителям, показывает образец, как задать вопрос, куда направлять мысли ребёнка, отвечает на вопросы взрослых.

Можно использовать домашние задание

В конце занятия в определённом месте всегда выкладываются листочки с аналогичными заданиями разных уровней сложности для работы дома. Выполнение их не является обязательным. Их берет только тот, кто желает. Но опыт проведения таких занятий позволяет констатировать тот факт, что почти все участники уходят домой с заданиями, причем инициаторами этого часто являются сами дети.

Таким образом, подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что подобные совместные занятия с родителями и детьми помогают создать единое пространство общения, которое способствует установлению более тёплых отношений между взрослым и ребёнком. Участие родителей в занятиях очень важно для застенчивых, замкнутых, малоразговорчивых детей, т. к. присутствие рядом близкого человека способствует большей уверенности ребёнка в своих силах, большей раскованности.

Эти выводы подтверждают сами родители. Вот их ответы на вопросы анкеты, которая была направлена на отслеживание результатов работы клуба "Вечерняя академия".

1.  Как Вы считаете, полезны ли для детей занятия вместе с родителями? Если да, то чем? (Ответы приводятся без изменения.)

  1. -  "Занятия считаю очень нужными. Сближают детей и родителей, позволяют понять необходимые требования, предъявляемые ребёнку".
  2. -  "Да. Мой ребёнок перестал комплексовать".
  3. -  "Очень. Учат общаться с коллективом".
  4. -  "Мы считаем, что занятия полезны. Это игра, переходящая в знания".

2.  Как Вы считаете, полезны ли для Вас такие занятия? Если да, то чем?

  1. -  "Да. Показывают какие похожие занятия можно проводить дома."
  2. -  "Непосредственно видно, чему ребёнок научился и в чем ему ещё нужна помощь".
  3. -  "Учишься правильно объяснять ребёнку материал".
  4. -  "Полезны. Позволяют сопереживать с ребёнком".

3.  Как Вы чувствовали себя на занятиях? Как, по-вашему, чувствовал себя ваш ребёнок?

  1. -  "Я чувствовала себя комфортно. Ребёнку было интересно, он был "поглащён" занятием, увлечен, чувствовал себя свободно".
  2. -  "Я чувствовала себя свободно, а вот ребёнок был немного напряжен".
  3. -  "Моя дочка очень любит такие занятия. Мы всегда чувствовали себя свободно и были увлечены, не замечали, как проходило время".

Данные отзывы говорят сами за себя. Родители и дети сделали свой выбор. Осталось сделать его педагогам.