Калистратова Нина Владимировна
Система экологической подготовки  учителя географии в ИПК
Автореферат

        Актуальность проблемы исследования. Средства массовой информации буквально "выплеснули" массу сведений о кризисной экологической обстановке не только во многих странах и регионах, но и в масштабах планеты в целом. Сейчас экологическое сознание становится важнейшим личностным качеством, которое формируется на основе знаний и убеждений, проявляется в моральной ответственности за состояние окружающей среды. Ныне география стала одной из фундаментальных наук, которые, по утверждению ученых, призваны исследовать и решать экологические проблемы глобального, регионального и локального уровней. Сегодняшним школьникам - будущим гражданам страны предстоит быть активными участниками в решении этих проблем. И школа не может быть в стороне от науки, от общественного мнения. В современных условиях всё больше внимания уделяется экологизации школьных предметов, в том числе и географии. При её изучении основное внимание уделяется взаимосвязям и взаимодействию природы, населения и его хозяйственной деятельности. Именно поэтому школьная география обладает потенциальными возможностями в геоэкологическом образовании и воспитании школьников.
        В опыте работы массовой школы можно увидеть отдельные элементы экологического обучения, однако превалирует "лобовой подход" к изучению экологических проблем, представленный призывами "не загрязнять природу", "строить скворечники", "очищать малые реки", "ликвидировать вредные выбросы" и даже решать перечисленные проблемы "глобально". Большей частью современные школьники осведомлены об экологических проблемах на уровне фактов. Трудность в формировании экологических знаний и умений учащихся заключается в отсутствии системного подхода к данной проблеме в школьных программах и учебниках. К числу основных недостатков, проявляющихся в учебном процессе по географии, следует отнести:
а) отсутствие перспективности, целенаправленности и систематичности в организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
б) подмена воспитательной работы в процессе экологического обучения так называемыми воспитательными моментами;
в) слабое внимание к организации интеллектуальных, практических и эмоциональных процессов познавательной деятельности учащихся в их единстве;
г) недостаточная связь между урочными и внеклассными формами организации обучения учащихся.
        Все проблемы, связанные с создавшимся положением в экологическом образовании и воспитании школников, часто приходится самостоятельно решать учителю, при этом он испытывает большие затруднения. Анализ учебных планов, программ естественно-географических факультетов педагогических институтов, ответов студентов на госэкзаменах свидетельствует о недостаточной их готовности к решению этой сложной педагогической проблемы. Начав свою педагогическую работу, молодой учитель, как правило, не получает должной помощи по вопросам экологического содержания предмета и его методического осмысления ни от районных методических кабинетов, ни от кабинетов институтов повышения квалификации. Несмотря на это, многие учителя ищут пути осуществления экологического обучения школьников на географическом материале.
        Анализ научных исследований, проведенных специалистами по педагогике, психологии, географии и методике её преподавания, по подготовке учителя в системе повышения квалификации, и в частности по геоэкологии, позволяет выделить характерные аспекты этой проблемы:
- методология повышения квалификации;
- дифференциация повышения квалификации;
- реализация системного подхода;
- активизация учебного процесса во время курсовой подготовки;
- формирование личности учителя;
- состояние уровня подготовленности учителя для осуществления геоэкологического образования и воспитания школьников;
- реализация эколого-краевсдческого принципа.
        Также оказались нераскрытыми вопросы повышения квалификации учителя в ИПК по отдельным предметам и в том числе вопрос геоэкологической подготовки преподавателя географии.
        Таким образом, актуальность проведенного исследования определена современной социальнообразовательной ситуацией в области геоэкологического обучения школьников, которая предъявляет новые требования к педагогическим кадрам и делает необходимой экологизацию профессии учителя, в частности учителя географии. Существующая же в настоящее время геоэкологическая подготовка педагога недостаточна. Нет системы в курсовой переподготовке; слабо осуществляется содержательная связь теоретического и методического блоков. В ходе организации учебного процесса со слушателями курсов не всегда учитывается их опыт работы и индивидуальный уровень профессионального мастерства.
        В настоящее время сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, усиление социального заказа школе и имеющиеся потенциальные возможности школьной географии в решении задач экологического образования и воспитания учащихся, возрастание интереса к решению данной проблемы со стороны учителя и учащихся, а с другой стороны - недостаточная методическая геоэкологическая подготовленность учителя. Учитывая, что каждый учитель регулярно повышает свою квалификацию в ИПК, мы пришли к выводу, что именно через курсовые занятия возможно разрешение данной актуальной проблемы. На основе вышеизложенного сформулирована проблема исследования: определение оптимального пути совершенствования курсовой геоэкологической подготовки учителя географии.
Цель исследования: разработка методики геоэкологической подготовки учителя через систему курсовых занятий в ИПК.
Предмет исследования: содержание, методы и формы организации учебного процесса на курсах повышения квалификации.
Гипотеза исследования. Учитель может получить необходимую основу для осуществления экологического образования и воспитания школьников в процессе обучения географии, если в его геоэкологической подготовке предусмотреть:
- содержательную и практически-деятельностную направленность системы блоков образования (научно-теоретического, методического, философско-культуроведческого, геоэкологического практикума);
- разноуровневый подход к оценке геоэкологической подготовки учителя географии с учётом стажа, творческих способностей и личностных качеств.
        Для достижения цели исследования. и проверки гипотезы сформулированы задачи:
1. Определить оптимальное содержание учебного материала для повышения уровня геоэкологической подготовки учителя.
2. Разработать методы и формы организации занятий со слушателями, адекватные геоэкологическому содержанию.
3. Определить критерии разноуровневого подхода к оценке геоэкологической подготовки учителя.
4. Проверить в процессе педагогического эксперимента эффективность предлагаемой системы экологической подготовки учителя географии в ИПК.
        Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
- теоретический анализ литературы по географии, экологии, педагогике, психологии, методике, философии;
- изучение опыта работы учителей, различающихся по стажу и уровню методического мастерства;
- наблюдение и анализ процесса обучения, включающего геоэкологическое образование и воспитание школьников;
- анкетирование, интервьюирование учителей Ярославской и Костромской областей в процессе курсовых занятий с целью диагностики изменения уровня их подготовленности к решению задач геоэкологического обучения учащихся;
- опытно-экспериментальная проверка разработанной системы геоэкологической подготовки учителя;
- использование личного опыта работы автора в средней школе и ИПК.
        Научная новизна и теоретическая значимость исследования: разработана концепция системы повышения квалификации по геоэкологической подготовке, в основе которой заложены объективные тенденции развития геоэкодогического образования. В связи с этим определены требования к системе знаний и умений учителя на основе теоретических обобщений и разноуровневого подхода по степени сложности действий; представлена следующая структура учебного процесса: цели обучения - проект - диагностика - технология обучения - запланированные результаты обучения; применён блочно- модульный подход в организации системы геоэкологического обучения; усилены эмоционально-ценностные ориентации личности учителя; обоснован разноуровневый подход к оценке основных видов деятельности учителя в их совокупности.
        Практическая значимость исследования: система организации геоэкологической подготовки учителя географии в ИПК, которая может быть использована в учреждениях повышения квалификации. Сюда входят: учебный план, программа, методика проведения аудиторных занятий и занятий на местности, критерии оценки подготовленности слушателей и критерии разноуровневого подхода к оценке курсовой деятельности учителя географии.
        На защиту выносится:
- Система геоэкологической подготовки учителя па основе блочно-модульного подхода;
- методические условия её функционирования;
- разноуровневый подход к оценке уровня геоэкологической подготовки учителя и её критерии.
Этапы исследования.
        На первом этапе (1991 - 1993г.г.), который носил поисковый характер, основное внимание было уделено теоретическому изучению вопросов, связанных с проблемой исследования, уточнены функции учебно-методического кабинета географии ИПК по совершенствованию подготовки учителей, изучен уровень геоэкологических знаний и умений учителя до обучения на курсах. Педагогический эксперимент включал: диагностику уровня профессионального мастерства учителей по исследуемой проблеме; проверку разработанного варианта программы и методики геоэкологической подготовки учителей с учётом уровня их квалификации, а также наблюдения за ходом учебных занятий; статистическую обработку докурсовых анкет, выявляющих степень владения геоэкологическими знаниями и умениями. Значительное внимание уделено анализу передового педагогического опыта по данной проблеме. В результате такой работы создан учебно-методический комплекс по совершенствованию экологической подготовки учителя. В состав комплекса вошли: анкеты для слушателей и рекомендации по проведению анкетирования; варианты учебно-тематических планов курсов с эколого-краеведческой направленностью; парамегры, определяющие профессиональный уровень учителей географии и квалификационные характеристики на основе разноуровневого подхода; положение о методическом кабинете ИПК; критерии оценки результатов учебной деятельности.
        На втором этапе исследования (1994г.) проведен обучающий эксперимент, в ходе которого проверена эффективность разработанного нами методического подхода. Решение задачи геоэкологической подготовки учителя осуществлялось по следующим направлениям:
- определение условий и последовательности включения блоков в систему подготовки;
- выявление влияния содержания курсов на уровень геоэкологической подготовки;
- корректировка форм и приемов активизации учебной деятельности;
- изучение деятельности учителя и определение её уровня в ходе самостоятельной работы.
В качестве итоговых материалов созданы учебно-тематические планы геоэкологического содержания; система занятий; определены требования как к обычным курсовым, так и творческим работам и критерии эффективности курсов.
        На третьем этане (1995г.) проведён завершающий эксперимент, в ходе которого осуществлялась проверка эффективности применения разработанных методических рекомендаций. В результате эксперимента создана система геоэкологической подготовки учителя на блочно-модульной основе; составлены итоговые анкеты по оценке деятельности учителя на курсах с учётом уровня его подготовки. Апробация материалов проведена методистом кабинета географии Костромского ИПК.
        Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории обучения географии ИОШ РАО (1991 - 1995г.г.), на Республиканском семинаре для заведующих кабинетами географии, методистов ИПК, ИУУ (1991г.. г. Ярославль), на научных конференциях ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (1991г., 1995г.), на межрегиональных курсах повышения квалификации (1991г., г. Владивосток; 1992г., г.Москва), на областных конференциях и заседаниях районных методических объединений, на заседаниях кафедр экономической, физической географии ЯГПУ (1991 - 1992г.г.). Работа была представлена на выставке к выездному заседанию Коллегии Министерства образования Российской Федерации(1994г.,г.Ярославль). Некоторые подходы диссертационного исследования используются в работе других кабинетов Ярославского ИПК.
        Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии (413 наименований), 8 приложений, включает 15 таблиц, 6 рисунков.
        Основное содержание работы.
        Во введении дано обоснование темы и её актуальности, сформулирована проблема исследования, определены цели, задачи и гипотеза. Кроме того, охарактеризованы методы исследования, показаны его этапы, дано их краткое описание, перечислены итоговые материалы; определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
        В первой главе "Состояние проблемы подготовленности учителей географии к экологическому образованию и воспитанию учащихся'' дан краткий анализ освещения проблемы в педагогической, психологической и методической литературе и характеристика уровня подготовки учителей географии к решению задач экологического образования и воспитания учащихся. Глава служит теоретической основой концепции исследования. Изучение литературыI по вопросу подготовленности учителя географии проводилось в нескольких направлениях:
- личность самого учителя, повышение его профессионального уровня и мастерства;
- экологическое образование и воспитание школьников;
- проблемы природопользования и охраны окружающей среды;
- вопросы краеведения;
- повышение квалификации учителя.
        В главе изложены результаты анализа уровня подготовки учителей географии с точки зрения выдвинутой проблемы, а также результаты анкетирования. Следует заметить, в системе повышения квалификации в ИПК экологическая подготовка учителей географии в целом носит эпизодический характер; не полностью реализуется принцип взаимосвязи теории и практики в содержании и организации переподготовки учителей; недостаточно проработан разноуровневый подход к оценке деятельности учителя; преобладает традиционная малоактивная система обучения.
        В главе второй "Общая характеристика системы экологической подготовки учителей географии на курсах повышения квалификации" дано обоснование концепции совершенствования содержания и методической подготовки и представлен системный подход к ее реализации. Конструирование системы экологической подготовки учителя основано на достижении её оптимального функционирования через использование блочно-модульного принципа в построении курсовой деятельности. Модульный подход позволил выстроить программу обучения, индивидуализировать её по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности и темпу познавательной деятельности учителя. В неё входят: 1)целевой план действий; 2)деятельностная структура (банк информации); 3)методическое руководство по достижению дидактических целей; 4)результаты обучения. Такой подход позволяет выстроить структурную модель курсовой геоэкологической подготовки, которая состоит из пяти модулей. Модуль-1 - диагностический этап, который даёт возможность уточнить содержание учебного курса, скорректировать отобранные методы обучения, принять решение о характере и объеме индивидуальной работы со слушателями, выявить уровень профессионального мастерства учителя. Для слушателей результатом этого этапа является осознание своих "неспособностей" и проектирование своей учебной деятельности. У педагога и методиста уточняется представление об исходном уровне подготовки учителей и ожидаемом результате при изменении этого уровня. Модуль-2 - организация цикла учебных действий, направленных на уточнение затруднений у слушателей. Результат этих действий -скорректированные учебно-тематические планы с эколого-краеведческой направленностью. Модуль-3 - совершенствование профессиональных знаний и умений по экологическому образованию и воспитанию школьников; учителя выявляют свои затруднения в процессе деятельности и переходят к анализу их причин. Модуль-4 - самоанализ деятельности учителем, обмен опытом работы. Результат деятельности - выполнение внутрикурсовых заданий. Модуль-5 - организация критериального моделирования. Слушатели защищают курсовые и творческие работы. Такое структурирование позволяет построить курсы на основе практической методологии и активизировать деятельность учителя. Этому способствует система курсовых занятий: лекции, практикумы (аудиторные и на местности) обучающего и контролирующего характера, семинары, деловые игры, консультации, зачёты. Результаты оценочных суждений педагогов о формах занятий представлены на диаграмме (рис. 1).
rs2.jpg (17186 bytes)
Рис.1. Диаграмма оценочных суждений слушателей курсов о формах организации учебной деятельности на заключительном этапе курсовой подготовки.
Обозначения: 1 - лекции; 2 - деловые игры; 3 - практические занятия; 4 - геоэкологический практикум; 5 - конференции (защита курсовых и творческих работ).

Содержание курсов построено на основе блочного подхода:

rs3.jpg (38872 bytes)

        Каждый блок включает определенную систему содержания и состоит из учебных элементов (УЭ), которые рассматриваются под геоэкологическим углом зрения. В учебном содержании выделяются три основных группы проблем во взаимодействии в триаде "природа-человек-общество":
- геоэкологические - оптимальные взаимоотношения человека с конкретными особенностями природной среды;
- культурно-социальные - сохранение и создание эстетической привлекательности ландшафтов, рекреационной среды, сохранение памятников природы;
- экономические - ликвидация ущерба от загрязнения и нерационального использования природных ресурсов на всех этапах (добыча, транспортировка, переработка, потребление, утилизация).
        В основу содержания психолого-педагогического блока заложена проблема гуманизации отношений личности и природы, которая учитывает всё многообразие связей и взаимоотношений, существующих между личностью, природной средой и обществом, проблема ответственного отношения личности к природе.
        Придать процессу обучения системный характер позволяет и геоэкологический практикум, который способствует формированию комплексных и пространственных представлений о территории на локальном уровне в ходе проведения всестороннего анализа окружающей среды. Эффективность данного блока подтверждается анализом заданий, выполненных учителями. Так, до проведения практикума преобладает традиционный подход к описанию объекта: 67% учителей (проанализировано 84 работы) получили за работу оценку ниже среднего (0 - 3 балла). После прохождения практикума повышение уровня составления данного плана прослеживается у всех, причём у 63% учителей наблюдаются высокие (8 - 9 баллов), а у 22% - очень высокие (10 баллов) оценки. Эффективность проведения данной формы занятий нашла подтверждение при анализе оценочных суждений о формах организации учебной деятельности (рис.1).
        В основу методической подготовки учителя географии заложен принцип взаимосвязи науки и педагогической практики. Методическая геоэкологическая подготовка учителя имеет интегрированный характер. Она реализуется при следующих условиях:
- предметно-ориентированные (выделение геоэкологических знаний, умений);
- личностно-ориентированные, обспечивающие мотивационно-деятельностньй подход педагога к творчеству;
- организационно-содержательные (методы, формы), обеспечивающие развитие личности учителя в ходе геоэкологической подготовки.
        Методическая подготовка учителя входит во все блоки обучения и образует собственный блок, который опирается на полученные ранее знания, опыт работы и носит обобщающий характер.
        Во второй главе показаны также подходы к определению начального и конечного уровней геоэкологической подготовки каждого учителя, главным образом через защиту курсовых и творческих работ. Оценке подлежит деятельность учителя географии в ходе геоэкологической подготовки, уровень владения предметным, частно-методическим, психолого-педагогическим содержанием. Содержание определяется глубиной и объемом теоретических знаний по данной проблеме и степенью умения учителя перейти от информирования школьников в области геоэкологии к организации геоэкологического обучения учащихся. Данные параметры положены в основу определения уровня его профессионализма. Это: творческо-исследовательский (системно-методический), частично-поисковый (ситуативно-моделирующий), репродуктивный (адаптивно-нормативный), формально-исполнительский уровни, содержание которых отражается в характеристиках.
В третьей главе "Опытно-экспериментальная проверка эффективности методической подготовки учителей географии по экологическому образованию и воспитанию учащихся" изложены результаты педагогического эксперимента, в котором определялось влияние блочно-модудьного подхода, системы геоэкологического курсового обучения на уровень квалификации учителя. Эксперимент проводился в три этапа (поисковый, обучающий, завершающий) с 1991 по 1995 год но принципу единственного сходства. В нём участвовал 161 человек. Экспериментальная проверка гипотезы исследования показала эффективность учебного процесса, оценка которого осуществлялась по следующим критериям:
1 .Удовлетворённость содержанием курсов. Все учителя дали положительную оценку. Они считают, что знания и умения, полученные на курсах, помогают в практической работе.
2. Усиление геоэкологического подхода к описанию объекта. Если в начале курсов план геоэкологического описания объекта представлял собой перечисление компонентов, то в конце курсов в ответах слушателей в три - четыре раза возросло количество признаков, выявляющих установление причинно-следственных связей, определяющих рекреационное использование территории и уровень применения знаний о природопользовании.
3. Качество выпускных работ. Оно резко возросло; усилилась связь выбранной темы с геоэкологичсской направленностью курсов; работы выполнены на основе исследовательского подхода. Так, учителя представили свои авторские программы, технологию геоэкологического обучения и развития личности школьника, систему внеклассной работы с геоэкологической направленностью, программу геоэкологического практикума, систему организации деятельности учащихся в процессе геоэкологического обучения на уроках.
4. Рост профессионализма учителя от низкого уровня до среднего и высокого. Особенно возрос уровень таких педагогических качеств личности учителя, как ознакомление с геоэкологической литературой, коммуникативность, применение современных технологий в рамках геоэкологического обучения учащихся.
5. Изменение уровня мастерства учителя. В начале курсов деятельность учителя большей .частью находилась на формально-исполнительском (73,3%), репродуктивном (23,6%) уровнях. В конце курсов - 66,5% учителей перешли на репродуктивный уровень, 27,3% - на частично-поисковый, 1,9% - на творческо-исследовательский.
6. Рост уровня умений слушателей по осуществлению геоэкологического обучения школьников (рис.2). Уровень умений вести наблюдения в природе повысился у 80% слушателей, умение проводить геоэкологические практикумы - у 90% и т.д.
rs1.jpg (18478 bytes)
Рис.2. Рост уровня умений слушателей по осуществлению геоэкологического обучения школьников. Линиями обозначены:   "------" начало курсовой деятельности, "_____" конец обучения; цифрами обозначены умения: 1 - работать с научной литературой; 2 - проводить деловые игры; 3 - моделировать геоэкологичсские ситуации в конкретных территориях; 4 - вести исследования в природе; 5 - устанавлиать взаимосвязи в триаде "природа-человек-хозяйство";6 - проводить геоэкологические практикумы на местности; 7 - отбирать геоэкологический материал в соответствии с требованиями программы; 8 - коммуникативные умения.
7. Уровень удовлетворенности слушателей результатами их геоэкологической курсовой подготовки. Он определялся степенью удовлетворённости и коэффициентом значимости. Степень удовлетворённости выражается по шкале от +1 до -1 (max удовлетворенности +1, удовлетворённость +0,5, безразличное отношение 0, неудовлетворённость -0,5, max неудовлетворённости -1 } и обозначается соответственно буквами а, b, с, d, e. Опрос проводился на всех этапах эксперимента. Обoий индекс удовлетворённости вычисляется по формуле:
      a + b + e + c + d
i = -----------------------,     
                 n
где i - общий индекс удовлетворенности; a, b и т.д. - степень   удовлетворенности; n  - общее число опрошенных.
     116 + 32,5 + 0 + 0         148,5
i = ---------------------- = ------- = 0,92;  i =0,92
                  161                    161
Коэффициент значимости вычислялся по формуле:
      п/о - о/о
k = -----------,
            n
где k - коэффициент значимости; п/о - число полных ответов; о/о - число отрицательных ответов; n -общее число опрошенных.
      154
k = -------- = 0,96;  k = 0,96
       161
Подавляющее большинство учителей отметили особую значимость курсов и выразили высокую степень удовлетворённости ими.
8. Внедрение системы в ИПК Костромской области подтвердило её эффективность. Низких показателей уровня мастерства учителя после курсовой подготовки в области не наблюдается. У 73,4% слушателей показатель уровня мастерства учителя соответствует среднему баллу, у 23,3% -высокому.
Заключение.
        В ходе теоретико-экспериментального исследования были решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
1. Выявлены основополагающие требования к разработке модели геоэкологической подготовки учителя географии в ИПК, определены её методические особенности, обоснованы общие условия эффективного функционирования системы.
2. 0пределено влияние системы на развитие таких типов деятельности педагога, как:
а)научно-методическая (разработка нового содержания обучения с геоэкологической направленностью);
б)учебно-методичсская (развитие познавательной деятельности);
в)структурно-организационная (создание блочно-модульной системы на практике-ориентированной основе).
З. Блочно-модульная основа системы экологической подготовки учителей географии в ИПК позволила обеспечить его профессиональными знаниями и умениями по геоэкологическому обучению школьников, способствовала развитию личностно-профсссиональных качеств слушателя, преобразованию процесса мышления от информационного к логическому.
4. В системе определены методические особенности и типы организационных форм обучения: лекции, практикумы, деловые игры, семинары, зачёты.
5. Модульная структура позволяет объединить учебное содержание и технологию овладения им в систему курсовой геоэкологической подготовки учителя от целевого плана действий к собственным действиям и далее к результатам.
6. Определён разноуровневый подход к оценке геоэкологической подготовки учителя географии.
7. Экспериментальная проверка созданной системы показала её эффективность.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Горохова В.В., Калистратова Н.В., Матвеенко Н.Н. Изучение охраняуемых природных территорий на примере садово-парковых насаждений. - Ярославль: ИПК ПИРРО, 1995.
2. Калистратова Н.В. Материалы для оформления геоэкологического кабинета в условиях сельской школы /Из опыта Финошиной А.П. - Ярославль: ИПК ПИРРО, 1992.
3. Калистратова Н.В. Практическая экология учителю географии. - Ярославль: ИПК ПИРРО, 1994.
4. Калистратова Н.В. Путь к вершинам мастерства. Система экологического образования и воспитания в условиях сельской школы. - Ярославль: ИПК ПИРРО, 1992.
5. Калистратова Н.В., Корнилова О.А. Экологическое образование - это нравственное воспитание // География в школе. - 1995. - №3. -с.58.
6. Калистратова Н.В., Низовцева А.В. Преподавание курса 10 класса "Экономическая география мира" в условиях нового педагогического мышления и экологиэации школьного обучения / Методические рекомендации, ч.1. - Ярославль: ОИУУ, 1991.
7. Морозова В.В., Калистратова Н.В. Номенклатурно-дидактический словарь по географии материков и океанов, ч.1. (Африка, Австралия). - Ярославль: ИПК ПИРРО, 1992.
8. Морозова В.В., Калистратова Н.В. Номенклатурно -дидактический словарь по географии материков и океанов, ч.2. (Северная Америка, Антарктида). - Ярославль: ИПК ПИРРО, 1993.

Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru