Калистратова
Нина Владимировна
Система экологической подготовки учителя
географии в ИПК
Автореферат
- Актуальность
проблемы исследования. Средства массовой
информации буквально "выплеснули" массу
сведений о кризисной экологической обстановке
не только во многих странах и регионах, но и в
масштабах планеты в целом. Сейчас экологическое
сознание становится важнейшим личностным
качеством, которое формируется на основе знаний
и убеждений, проявляется в моральной
ответственности за состояние окружающей среды.
Ныне география стала одной из фундаментальных
наук, которые, по утверждению ученых, призваны
исследовать и решать экологические проблемы
глобального, регионального и локального уровней.
Сегодняшним школьникам - будущим гражданам
страны предстоит быть активными участниками в
решении этих проблем. И школа не может быть в
стороне от науки, от общественного мнения. В
современных условиях всё больше внимания
уделяется экологизации школьных предметов, в том
числе и географии. При её изучении основное
внимание уделяется взаимосвязям и
взаимодействию природы, населения и его
хозяйственной деятельности. Именно поэтому
школьная география обладает потенциальными
возможностями в геоэкологическом образовании и
воспитании школьников.
В опыте работы массовой
школы можно увидеть отдельные элементы
экологического обучения, однако превалирует
"лобовой подход" к изучению экологических
проблем, представленный призывами "не
загрязнять природу", "строить
скворечники", "очищать малые реки",
"ликвидировать вредные выбросы" и даже
решать перечисленные проблемы "глобально".
Большей частью современные школьники
осведомлены об экологических проблемах на
уровне фактов. Трудность в формировании
экологических знаний и умений учащихся
заключается в отсутствии системного подхода к
данной проблеме в школьных программах и
учебниках. К числу основных недостатков,
проявляющихся в учебном процессе по географии,
следует отнести:
- а) отсутствие перспективности,
целенаправленности и систематичности в
организации учебно-познавательной деятельности
учащихся;
- б) подмена воспитательной
работы в процессе экологического обучения так
называемыми воспитательными моментами;
- в) слабое внимание к организации
интеллектуальных, практических и эмоциональных
процессов познавательной деятельности учащихся
в их единстве;
- г) недостаточная связь между
урочными и внеклассными формами организации
обучения учащихся.
- Все
проблемы, связанные с создавшимся положением в
экологическом образовании и воспитании
школников, часто приходится самостоятельно
решать учителю, при этом он испытывает большие
затруднения. Анализ учебных планов, программ
естественно-географических факультетов
педагогических институтов, ответов студентов на
госэкзаменах свидетельствует о недостаточной их
готовности к решению этой сложной
педагогической проблемы. Начав свою
педагогическую работу, молодой учитель, как
правило, не получает должной помощи по вопросам
экологического содержания предмета и его
методического осмысления ни от районных
методических кабинетов, ни от кабинетов
институтов повышения квалификации. Несмотря на
это, многие учителя ищут пути осуществления
экологического обучения школьников на
географическом материале.
- Анализ
научных исследований, проведенных специалистами
по педагогике, психологии, географии и методике
её преподавания, по подготовке учителя в системе
повышения квалификации, и в частности по
геоэкологии, позволяет выделить характерные
аспекты этой проблемы:
- - методология повышения
квалификации;
- - дифференциация повышения
квалификации;
- - реализация системного подхода;
- - активизация учебного процесса
во время курсовой подготовки;
- - формирование личности учителя;
- - состояние уровня
подготовленности учителя для осуществления
геоэкологического образования и воспитания
школьников;
- - реализация эколого-краевсдческого
принципа.
- Также
оказались нераскрытыми вопросы повышения
квалификации учителя в ИПК по отдельным
предметам и в том числе вопрос геоэкологической
подготовки преподавателя географии.
- Таким
образом, актуальность проведенного
исследования определена современной
социальнообразовательной ситуацией в области
геоэкологического обучения школьников, которая
предъявляет новые требования к педагогическим
кадрам и делает необходимой экологизацию
профессии учителя, в частности учителя
географии. Существующая же в настоящее время
геоэкологическая подготовка педагога
недостаточна. Нет системы в курсовой
переподготовке; слабо осуществляется
содержательная связь теоретического и
методического блоков. В ходе организации
учебного процесса со слушателями курсов не
всегда учитывается их опыт работы и
индивидуальный уровень профессионального
мастерства.
В
настоящее время сложилась противоречивая
ситуация: с одной стороны, усиление социального
заказа школе и имеющиеся потенциальные
возможности школьной географии в решении задач
экологического образования и воспитания
учащихся, возрастание интереса к решению данной
проблемы со стороны учителя и учащихся, а с
другой стороны - недостаточная методическая
геоэкологическая подготовленность учителя.
Учитывая, что каждый учитель регулярно повышает
свою квалификацию в ИПК, мы пришли к выводу, что
именно через курсовые занятия возможно
разрешение данной актуальной проблемы. На основе
вышеизложенного сформулирована проблема
исследования: определение оптимального пути
совершенствования курсовой геоэкологической
подготовки учителя географии.
- Цель исследования:
разработка
методики геоэкологической подготовки учителя
через систему курсовых занятий в ИПК.
- Предмет исследования:
содержание, методы и формы организации учебного
процесса на курсах повышения квалификации.
- Гипотеза исследования.
Учитель может получить необходимую основу для
осуществления экологического образования и
воспитания школьников в процессе обучения
географии, если в его геоэкологической
подготовке предусмотреть:
- - содержательную и
практически-деятельностную направленность
системы блоков образования
(научно-теоретического, методического,
философско-культуроведческого,
геоэкологического практикума);
- - разноуровневый подход к оценке
геоэкологической подготовки учителя географии с
учётом стажа, творческих способностей и
личностных качеств.
- Для
достижения цели исследования. и проверки
гипотезы сформулированы задачи:
- 1. Определить оптимальное
содержание учебного материала для повышения
уровня геоэкологической подготовки учителя.
- 2. Разработать методы и формы
организации занятий со слушателями, адекватные
геоэкологическому содержанию.
- 3. Определить критерии
разноуровневого подхода к оценке
геоэкологической подготовки учителя.
- 4. Проверить в процессе
педагогического эксперимента эффективность
предлагаемой системы экологической подготовки
учителя географии в ИПК.
- Для
решения поставленных задач применялись
следующие методы:
- - теоретический анализ
литературы по географии, экологии, педагогике,
психологии, методике, философии;
- - изучение опыта работы
учителей, различающихся по стажу и уровню
методического мастерства;
- - наблюдение и анализ процесса
обучения, включающего геоэкологическое
образование и воспитание школьников;
- - анкетирование,
интервьюирование учителей Ярославской и
Костромской областей в процессе курсовых
занятий с целью диагностики изменения уровня их
подготовленности к решению задач
геоэкологического обучения учащихся;
- - опытно-экспериментальная
проверка разработанной системы
геоэкологической подготовки учителя;
- - использование личного опыта
работы автора в средней школе и ИПК.
Научная
новизна и теоретическая значимость
исследования: разработана концепция
системы повышения квалификации по
геоэкологической подготовке, в основе которой
заложены объективные тенденции развития
геоэкодогического образования. В связи с этим
определены требования к системе знаний и умений
учителя на основе теоретических обобщений и
разноуровневого подхода по степени сложности
действий; представлена следующая структура
учебного процесса: цели обучения - проект -
диагностика - технология обучения -
запланированные результаты обучения; применён
блочно- модульный подход в организации системы
геоэкологического обучения; усилены
эмоционально-ценностные ориентации личности
учителя; обоснован разноуровневый подход к
оценке основных видов деятельности учителя в их
совокупности.
- Практическая
значимость исследования: система
организации геоэкологической подготовки
учителя географии в ИПК, которая может быть
использована в учреждениях повышения
квалификации. Сюда входят: учебный план,
программа, методика проведения аудиторных
занятий и занятий на местности, критерии оценки
подготовленности слушателей и критерии
разноуровневого подхода к оценке курсовой
деятельности учителя географии.
- На
защиту выносится:
- - Система геоэкологической
подготовки учителя па основе блочно-модульного
подхода;
- - методические условия её
функционирования;
- - разноуровневый подход к оценке
уровня геоэкологической подготовки учителя и её
критерии.
- Этапы исследования.
- На
первом этапе (1991 - 1993г.г.), который носил
поисковый характер, основное внимание было
уделено теоретическому изучению вопросов,
связанных с проблемой исследования, уточнены
функции учебно-методического кабинета географии
ИПК по совершенствованию подготовки учителей,
изучен уровень геоэкологических знаний и умений
учителя до обучения на курсах. Педагогический
эксперимент включал: диагностику уровня
профессионального мастерства учителей по
исследуемой проблеме; проверку разработанного
варианта программы и методики геоэкологической
подготовки учителей с учётом уровня их
квалификации, а также наблюдения за ходом
учебных занятий; статистическую обработку
докурсовых анкет, выявляющих степень владения
геоэкологическими знаниями и умениями.
Значительное внимание уделено анализу
передового педагогического опыта по данной
проблеме. В результате такой работы создан
учебно-методический комплекс по
совершенствованию экологической подготовки
учителя. В состав комплекса вошли: анкеты для
слушателей и рекомендации по проведению
анкетирования; варианты учебно-тематических
планов курсов с эколого-краеведческой
направленностью; парамегры, определяющие
профессиональный уровень учителей географии и
квалификационные характеристики на основе
разноуровневого подхода; положение о
методическом кабинете ИПК; критерии оценки
результатов учебной деятельности.
- На
втором этапе исследования (1994г.) проведен
обучающий эксперимент, в ходе которого проверена
эффективность разработанного нами
методического подхода. Решение задачи
геоэкологической подготовки учителя
осуществлялось по следующим направлениям:
- - определение условий и
последовательности включения блоков в систему
подготовки;
- - выявление влияния содержания
курсов на уровень геоэкологической подготовки;
- - корректировка форм и приемов
активизации учебной деятельности;
- - изучение деятельности учителя
и определение её уровня в ходе самостоятельной
работы.
- В качестве итоговых материалов
созданы учебно-тематические планы
геоэкологического содержания; система занятий;
определены требования как к обычным курсовым,
так и творческим работам и критерии
эффективности курсов.
- На
третьем этане (1995г.) проведён завершающий
эксперимент, в ходе которого осуществлялась
проверка эффективности применения
разработанных методических рекомендаций. В
результате эксперимента создана система
геоэкологической подготовки учителя на
блочно-модульной основе; составлены итоговые
анкеты по оценке деятельности учителя на курсах
с учётом уровня его подготовки. Апробация
материалов проведена методистом кабинета
географии Костромского ИПК.
- Апробация
и внедрение результатов исследования.
Основные положения диссертационного
исследования докладывались и обсуждались на
заседаниях лаборатории обучения географии ИОШ
РАО (1991 - 1995г.г.), на Республиканском семинаре для
заведующих кабинетами географии, методистов ИПК,
ИУУ (1991г.. г. Ярославль), на научных конференциях ЯГПУ
им. К.Д. Ушинского (1991г., 1995г.), на межрегиональных
курсах повышения квалификации (1991г., г.
Владивосток; 1992г., г.Москва), на областных
конференциях и заседаниях районных методических
объединений, на заседаниях кафедр экономической,
физической географии ЯГПУ (1991 - 1992г.г.). Работа
была представлена на выставке к выездному
заседанию Коллегии Министерства образования
Российской Федерации(1994г.,г.Ярославль). Некоторые
подходы диссертационного исследования
используются в работе других кабинетов
Ярославского ИПК.
- Структура
диссертации. Диссертация состоит из
введения, трёх глав, заключения, библиографии (413
наименований), 8 приложений, включает 15 таблиц, 6
рисунков.
Основное
содержание работы.
- Во
введении дано обоснование темы и её
актуальности, сформулирована проблема
исследования, определены цели, задачи и гипотеза.
Кроме того, охарактеризованы методы
исследования, показаны его этапы, дано их краткое
описание, перечислены итоговые материалы;
определена научная новизна, теоретическая и
практическая значимость исследования.
- В
первой главе "Состояние проблемы
подготовленности учителей географии к
экологическому образованию и воспитанию
учащихся'' дан краткий анализ освещения проблемы
в педагогической, психологической и
методической литературе и характеристика уровня
подготовки учителей географии к решению задач
экологического образования и воспитания
учащихся. Глава служит теоретической основой
концепции исследования. Изучение литературыI по
вопросу подготовленности учителя географии
проводилось в нескольких направлениях:
- - личность самого учителя,
повышение его профессионального уровня и
мастерства;
- - экологическое образование и
воспитание школьников;
- - проблемы природопользования и
охраны окружающей среды;
- - вопросы краеведения;
- - повышение квалификации
учителя.
- В главе
изложены результаты анализа уровня подготовки
учителей географии с точки зрения выдвинутой
проблемы, а также результаты анкетирования.
Следует заметить, в системе повышения
квалификации в ИПК экологическая подготовка
учителей географии в целом носит эпизодический
характер; не полностью реализуется принцип
взаимосвязи теории и практики в содержании и
организации переподготовки учителей;
недостаточно проработан разноуровневый подход к
оценке деятельности учителя; преобладает
традиционная малоактивная система обучения.
- В
главе второй "Общая характеристика
системы экологической подготовки учителей
географии на курсах повышения квалификации"
дано обоснование концепции совершенствования
содержания и методической подготовки и
представлен системный подход к ее реализации.
Конструирование системы экологической
подготовки учителя основано на достижении её
оптимального функционирования через
использование блочно-модульного принципа в
построении курсовой деятельности. Модульный
подход позволил выстроить программу обучения,
индивидуализировать её по содержанию, методам
обучения, уровню самостоятельности и темпу
познавательной деятельности учителя. В неё
входят: 1)целевой план действий; 2)деятельностная
структура (банк информации); 3)методическое
руководство по достижению дидактических целей;
4)результаты обучения. Такой подход позволяет
выстроить структурную модель курсовой
геоэкологической подготовки, которая состоит из
пяти модулей. Модуль-1 - диагностический этап,
который даёт возможность уточнить содержание
учебного курса, скорректировать отобранные
методы обучения, принять решение о характере и
объеме индивидуальной работы со слушателями,
выявить уровень профессионального мастерства
учителя. Для слушателей результатом этого этапа
является осознание своих "неспособностей" и
проектирование своей учебной деятельности. У
педагога и методиста уточняется представление
об исходном уровне подготовки учителей и
ожидаемом результате при изменении этого уровня.
Модуль-2 - организация цикла учебных действий,
направленных на уточнение затруднений у
слушателей. Результат этих действий
-скорректированные учебно-тематические планы с
эколого-краеведческой направленностью. Модуль-3 -
совершенствование профессиональных знаний и
умений по экологическому образованию и
воспитанию школьников; учителя выявляют свои
затруднения в процессе деятельности и переходят
к анализу их причин. Модуль-4 - самоанализ
деятельности учителем, обмен опытом работы.
Результат деятельности - выполнение
внутрикурсовых заданий. Модуль-5 - организация
критериального моделирования. Слушатели
защищают курсовые и творческие работы. Такое
структурирование позволяет построить курсы на
основе практической методологии и
активизировать деятельность учителя. Этому
способствует система курсовых занятий: лекции,
практикумы (аудиторные и на местности)
обучающего и контролирующего характера,
семинары, деловые игры, консультации, зачёты.
Результаты оценочных суждений педагогов о
формах занятий представлены на диаграмме (рис. 1).
- Рис.1. Диаграмма оценочных
суждений слушателей курсов о формах организации
учебной деятельности на заключительном этапе
курсовой подготовки.
- Обозначения: 1 - лекции; 2 -
деловые игры; 3 - практические занятия; 4 -
геоэкологический практикум; 5 - конференции
(защита курсовых и творческих работ).
Содержание курсов построено на
основе блочного подхода:
- Каждый
блок включает определенную систему содержания и
состоит из учебных элементов (УЭ), которые
рассматриваются под геоэкологическим углом
зрения. В учебном содержании выделяются три
основных группы проблем во взаимодействии в
триаде "природа-человек-общество":
- - геоэкологические - оптимальные
взаимоотношения человека с конкретными
особенностями природной среды;
- - культурно-социальные -
сохранение и создание эстетической
привлекательности ландшафтов, рекреационной
среды, сохранение памятников природы;
- - экономические - ликвидация
ущерба от загрязнения и нерационального
использования природных ресурсов на всех этапах
(добыча, транспортировка, переработка,
потребление, утилизация).
- В основу
содержания психолого-педагогического блока
заложена проблема гуманизации отношений
личности и природы, которая учитывает всё
многообразие связей и взаимоотношений,
существующих между личностью, природной средой и
обществом, проблема ответственного отношения
личности к природе.
- Придать
процессу обучения системный характер позволяет
и геоэкологический практикум, который
способствует формированию комплексных и
пространственных представлений о территории на
локальном уровне в ходе проведения
всестороннего анализа окружающей среды.
Эффективность данного блока подтверждается
анализом заданий, выполненных учителями. Так, до
проведения практикума преобладает традиционный
подход к описанию объекта: 67% учителей
(проанализировано 84 работы) получили за работу
оценку ниже среднего (0 - 3 балла). После
прохождения практикума повышение уровня
составления данного плана прослеживается у всех,
причём у 63% учителей наблюдаются высокие (8 - 9
баллов), а у 22% - очень высокие (10 баллов) оценки.
Эффективность проведения данной формы занятий
нашла подтверждение при анализе оценочных
суждений о формах организации учебной
деятельности (рис.1).
- В основу
методической подготовки учителя географии
заложен принцип взаимосвязи науки и
педагогической практики. Методическая
геоэкологическая подготовка учителя имеет
интегрированный характер. Она реализуется при
следующих условиях:
- - предметно-ориентированные
(выделение геоэкологических знаний, умений);
- - личностно-ориентированные,
обспечивающие мотивационно-деятельностньй
подход педагога к творчеству;
- - организационно-содержательные
(методы, формы), обеспечивающие развитие личности
учителя в ходе геоэкологической подготовки.
-
Методическая подготовка
учителя входит во все блоки обучения и образует
собственный блок, который опирается на
полученные ранее знания, опыт работы и носит
обобщающий характер.
- Во
второй главе показаны также подходы к
определению начального и конечного уровней
геоэкологической подготовки каждого учителя,
главным образом через защиту курсовых и
творческих работ. Оценке подлежит деятельность
учителя географии в ходе геоэкологической
подготовки, уровень владения предметным,
частно-методическим, психолого-педагогическим
содержанием. Содержание определяется глубиной и
объемом теоретических знаний по данной проблеме
и степенью умения учителя перейти от
информирования школьников в области геоэкологии
к организации геоэкологического обучения
учащихся. Данные параметры положены в основу
определения уровня его профессионализма. Это:
творческо-исследовательский
(системно-методический), частично-поисковый
(ситуативно-моделирующий), репродуктивный
(адаптивно-нормативный),
формально-исполнительский уровни, содержание
которых отражается в характеристиках.
- В третьей главе
"Опытно-экспериментальная проверка
эффективности методической подготовки учителей
географии по экологическому образованию и
воспитанию учащихся" изложены результаты
педагогического эксперимента, в котором
определялось влияние блочно-модудьного подхода,
системы геоэкологического курсового обучения на
уровень квалификации учителя. Эксперимент
проводился в три этапа (поисковый, обучающий,
завершающий) с 1991 по 1995 год но принципу
единственного сходства. В нём участвовал 161
человек. Экспериментальная проверка гипотезы
исследования показала эффективность учебного
процесса, оценка которого осуществлялась по
следующим критериям:
- 1 .Удовлетворённость
содержанием курсов. Все учителя дали
положительную оценку. Они считают, что знания и
умения, полученные на курсах, помогают в
практической работе.
- 2. Усиление геоэкологического
подхода к описанию объекта. Если в начале курсов
план геоэкологического описания объекта
представлял собой перечисление компонентов, то в
конце курсов в ответах слушателей в три - четыре
раза возросло количество признаков, выявляющих
установление причинно-следственных связей,
определяющих рекреационное использование
территории и уровень применения знаний о
природопользовании.
- 3. Качество выпускных работ. Оно
резко возросло; усилилась связь выбранной темы с
геоэкологичсской направленностью курсов; работы
выполнены на основе исследовательского подхода.
Так, учителя представили свои авторские
программы, технологию геоэкологического
обучения и развития личности школьника, систему
внеклассной работы с геоэкологической
направленностью, программу геоэкологического
практикума, систему организации деятельности
учащихся в процессе геоэкологического обучения
на уроках.
- 4. Рост профессионализма учителя
от низкого уровня до среднего и высокого.
Особенно возрос уровень таких педагогических
качеств личности учителя, как ознакомление с
геоэкологической литературой,
коммуникативность, применение современных
технологий в рамках геоэкологического обучения
учащихся.
- 5. Изменение уровня мастерства
учителя. В начале курсов деятельность учителя
большей .частью находилась на
формально-исполнительском (73,3%), репродуктивном
(23,6%) уровнях. В конце курсов - 66,5% учителей перешли
на репродуктивный уровень, 27,3% - на
частично-поисковый, 1,9% - на
творческо-исследовательский.
- 6. Рост уровня умений слушателей
по осуществлению геоэкологического обучения
школьников (рис.2). Уровень умений вести
наблюдения в природе повысился у 80% слушателей,
умение проводить геоэкологические практикумы - у
90% и т.д.
- Рис.2. Рост уровня умений
слушателей по осуществлению геоэкологического
обучения школьников. Линиями обозначены:
"------" начало курсовой деятельности,
"_____" конец обучения; цифрами обозначены
умения: 1 - работать с научной литературой; 2 -
проводить деловые игры; 3 - моделировать
геоэкологичсские ситуации в конкретных
территориях; 4 - вести исследования в природе; 5 -
устанавлиать взаимосвязи в триаде
"природа-человек-хозяйство";6 - проводить
геоэкологические практикумы на местности; 7 -
отбирать геоэкологический материал в
соответствии с требованиями программы; 8 -
коммуникативные умения.
- 7. Уровень удовлетворенности
слушателей результатами их геоэкологической
курсовой подготовки. Он определялся степенью
удовлетворённости и коэффициентом значимости.
Степень удовлетворённости выражается по шкале
от +1 до -1 (max удовлетворенности +1,
удовлетворённость +0,5, безразличное отношение 0,
неудовлетворённость -0,5, max неудовлетворённости -1
} и обозначается соответственно буквами а, b, с, d,
e. Опрос проводился на всех этапах
эксперимента. Обoий индекс удовлетворённости
вычисляется по формуле:
- a + b + e + c + d
i = -----------------------,
n
- где i - общий индекс
удовлетворенности; a, b и т.д. - степень
удовлетворенности; n - общее число опрошенных.
- 116 + 32,5 + 0 + 0
148,5
i = ---------------------- = ------- = 0,92; i =0,92
161
161
- Коэффициент значимости
вычислялся по формуле:
- п/о - о/о
k = -----------,
n
где k - коэффициент значимости; п/о - число
полных ответов; о/о - число отрицательных ответов;
n -общее число опрошенных.
- 154
k = -------- = 0,96; k = 0,96
161
- Подавляющее большинство
учителей отметили особую значимость курсов и
выразили высокую степень удовлетворённости ими.
- 8. Внедрение системы в ИПК
Костромской области подтвердило её
эффективность. Низких показателей уровня
мастерства учителя после курсовой подготовки в
области не наблюдается. У 73,4% слушателей
показатель уровня мастерства учителя
соответствует среднему баллу, у 23,3% -высокому.
- Заключение.
- В ходе
теоретико-экспериментального исследования были
решены поставленные задачи и получены следующие
результаты:
- 1. Выявлены основополагающие
требования к разработке модели геоэкологической
подготовки учителя географии в ИПК, определены
её методические особенности, обоснованы общие
условия эффективного функционирования системы.
- 2. 0пределено влияние системы на
развитие таких типов деятельности педагога, как:
- а)научно-методическая
(разработка нового содержания обучения с
геоэкологической направленностью);
- б)учебно-методичсская (развитие
познавательной деятельности);
- в)структурно-организационная
(создание блочно-модульной системы на
практике-ориентированной основе).
- З. Блочно-модульная основа
системы экологической подготовки учителей
географии в ИПК позволила обеспечить его
профессиональными знаниями и умениями по
геоэкологическому обучению школьников,
способствовала развитию
личностно-профсссиональных качеств слушателя,
преобразованию процесса мышления от
информационного к логическому.
- 4. В системе определены
методические особенности и типы организационных
форм обучения: лекции, практикумы, деловые игры,
семинары, зачёты.
- 5. Модульная структура позволяет
объединить учебное содержание и технологию
овладения им в систему курсовой
геоэкологической подготовки учителя от целевого
плана действий к собственным действиям и далее к
результатам.
- 6. Определён разноуровневый
подход к оценке геоэкологической подготовки
учителя географии.
- 7. Экспериментальная проверка
созданной системы показала её эффективность.
- Основное содержание
диссертации отражено в следующих публикациях:
- 1. Горохова В.В., Калистратова
Н.В., Матвеенко Н.Н. Изучение охраняуемых
природных территорий на примере садово-парковых
насаждений. - Ярославль: ИПК ПИРРО, 1995.
- 2. Калистратова Н.В. Материалы
для оформления геоэкологического кабинета в
условиях сельской школы /Из опыта Финошиной А.П. -
Ярославль: ИПК ПИРРО, 1992.
- 3. Калистратова Н.В. Практическая
экология учителю географии. - Ярославль: ИПК
ПИРРО, 1994.
- 4. Калистратова Н.В. Путь к
вершинам мастерства. Система экологического
образования и воспитания в условиях сельской
школы. - Ярославль: ИПК ПИРРО, 1992.
- 5. Калистратова Н.В.,
Корнилова О.А. Экологическое образование -
это нравственное воспитание // География в школе.
- 1995. - №3. -с.58.
- 6. Калистратова Н.В., Низовцева
А.В. Преподавание курса 10 класса
"Экономическая география мира" в условиях
нового педагогического мышления и экологиэации
школьного обучения / Методические рекомендации,
ч.1. - Ярославль: ОИУУ, 1991.
- 7. Морозова В.В., Калистратова Н.В.
Номенклатурно-дидактический словарь по
географии материков и океанов, ч.1. (Африка,
Австралия). - Ярославль: ИПК ПИРРО, 1992.
- 8. Морозова В.В., Калистратова Н.В.
Номенклатурно -дидактический словарь по
географии материков и океанов, ч.2. (Северная
Америка, Антарктида). - Ярославль: ИПК ПИРРО, 1993.
Начало Возврат Дистанционная поддержка
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru