Каталог методических разработок
Раздел 1.

1. Балуева Е.Б. Психологическое консультирование детей с нарушениями слуха: Творческая работа. Ярославль, 1997.

В работе представлен обобщенный и систематизированный опыт психологического обследования детей-дошкольников с нарушениями слуха, накопленный ОПМПК в течение 3-х лет: особенности развития, диагностические методики, некоторые направления коррекционной помощи. Работа имеет ценность для психологов, воспитателей и сурдопедагогов специальных дошкольных и школьных учреждений, а также для родителей.

2. Балуева Е.Б., Иванова Т.А., Корнилова С.Б. и др. Развивающие программы для диагностико-коррекционных групп областной психолого-медико-педагогической консультации. Ярославль, 1997.

Исходя из современных представлений о готовности к обучению в школе программа предусматривает достижение следующих целей:

- формирование психологической готовности к обучению;
- коррекция негрубых отклонений в познавательной деятельности, речи, поведении;
- углубленная диагностика состояния психики ребенка, уровня развития для выбора адекватных условий обучения и воспитания.

Программа состоит из четырех блоков:

- формирование и развитие мотивации учебной деятельности, навыков общения, произвольной регуляции деятельности;
- развитие речи, профилактика специфических нарушений чтения и письма;
- формирование математических представлений.
-развитие моторики и конструктивных видов деятельности, коррекция сенсорного развития.

В каждом разделе программы предусмотрено решение как диагностических, так и коррекционно-развивающих задач. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей, ориентированы на индивидуальные проблемы каждого посещающего занятия ребенка.

3. Болотова Л.Н. Исследование психологических причин возникновения социальной дезадаптации воспитанников детского дома для определения стратегии коррекционной работы: Творческая работа психолога / Детский дом музыкально-художественного воспитания. Ярославль, 1997.

Работа может представлять интерес для широкого круга читателей ? психологов, педагогов, воспитателей, администрации   образовательных учреждений дошкольного типа.
Интересен подробный обзор исследований психического развития воспитанников детских домов
( как зарубежных, так и отечественных), результаты пятилетних исследований по системе взаимоотношений воспитанников с их социальным окружением, проведенных психологом в детском доме; программы психолого-педагогических семинаров для педагогов и воспитателей.

4. Варначева Л.В. Работа психолога с учителем по профилактике школьной дезадаптации: Творческая работа / ГПДЦ. Ярославль, 1995.

Работа является результатом развития темы школьной дезадаптации, поднятой в книге “Школьные проблемы глазами психолога” ( Л.В.Варначева, Т.А.Гусева, Р.Б.Джузенова и др.) и посвящена проблеме учительской дезадаптации (УД). В теоретической части рассмотрены виды проявлений УД, их причины; в практической — предлагается модель системной работы с явлением УД, базирующаяся на групп-аналитическом методе, освещены вопросы обеспечения этой модели (организационные, психологические и др.) и основные трудности в работе с ней. Работа предназначена для специалистов-психологов.

 5. Джузенова Р.Б. Модель работы психолога с педагогическим коллективом школы: Авторский проект / ГПДЦ. Ярославль, 1996.

В работе обобщен и систематизирован большой опыт консультирования учителей, детей, родителей, опыт работы с администрацией школ. Полно представлены цели, задачи и средства работы психолога с педагогическим коллективом, в основе которых лежит гуманистический принцип личной свободы и развития каждого человека. Работа адресована психологам, учителям, руководителям школ.

6. Курицына О.М. Оказание помощи молодежи в формировании ценностей благополучной семьи: Творческая работа. Ярославль, 1997.

В условиях социальной нестабильности произошла резкая смена ценностных ориентаций подростков. На первый план выступили интересы к моде, коммерции и проблемам секса. Представления старшеклассников о семье стали темой исследования в данной работе. Автор не ограничивается перечислением проблем, связанных с ориентацией на будущее. Значимость работы заключается и в разработке практических занятий по формированию семейных ценностей и жизненных приоритетов. Дается психологических инструментарий: анкеты и опросники, используемые на занятиях.

7. Курицына О.М. Аутотренинг: Методические рекомендации по проведению аутотренинга и аудиокассета с записью программы аутотренинга. Ярославль, 1997.

В брошюре излагаются некоторые теоретические вопросы аутотренинга, даются практические рекомендации для успешного освоения аутогенной тренировки с помощью аудиопрограммы.

8. Куличкина С.В. Психологическое обеспечение работы с семьей в инновационном дошкольном учреждении. Справочник для родителей: Творческая работа / ДОУ № 209 Ленинского района. Ярославль, 1997.

Детский сад - это сад-школа, где дети в режиме дошкольного учреждения будут обучаться по программе начальной школы. В связи с этим поставлены нетрадиционные для детского сада воспитательные задачи, разработаны формы активного вовлечения родителей в решение конкретных проблем обучения и воспитания детей. Акцентировано внимание на формировании адекватной родительской позиции.

9. Лебедева О.М. Факультатив для старшеклассников “Познай себя”: Опыт работы / СШ № 44 Ленинского района. Ярославль, 1997.

В работе изложен опыт проведения для учащихся факультативного курса по психологии.
Главная задача  - познакомить школьников с основными понятиями психологии, повысить их психологическую компетентность как средство самопознания и самовоспитания. Данная разработка будет интересна для психологов и преподавателей школ.

 10. Никитина Е.В. Роль и место психолога в организации преемственности начальной школы и среднего звена: Творческая работа школьного психолога / СШ № 39 . Ярославль, 1997.

Творческая работа педагога-психолога СШ № 39 г.Ярославля представляет собой описание опыта и перспектив внедрения методов измерения готовности школьников к обучению в среднем звене в практику работы школы. Выделены психологические параметры готовности школьников к обучению в среднем звене:

- показатели интеллектуальной готовности и успешности усвоения учебного материала;
- данные об особенностях индивидуально-личностного развития;
- показатели сформированности коллектива класса и характера взаимоотношений в нем.

Данное исследование содержит описание диагностическо-коррекционной программы по первому параметру. Также показана работа администрации школы по созданию оптимальных условий перехода из начальной школы в среднее звено.

11. Парамонова Е.И. Психолого-педагогическое обеспечение перехода учащихся из начальной школы в среднюю: Творческая работа / Мокеевская СШ Ярославского района. Ярославль, 1997.

Работа рассчитана на психологов и учителей, работающих в начальной школе. Представлена комплексная программа психолого-педагогического обеспечения перехода учащихся начальной школы в среднее звено, включающая диагностику (в частности, мотивацию учения, межличностные отношения в классе, особенности развития психических процессов), коррекцию и развитие познавательных процессов, обеспечивающих готовность учащихся к переходу в среднее звено.

Результативность работы по данной программе подтверждается 6 -летним опытом работы Мокеевской средней школы и распространением данного опыта в нескольких школах Ярославского района.

12. Поваренкова Р.А. Индивидуально-типологические особенности умственно отсталого школьника: Творческая работа. Ярославль, 1997.

На основе психологического изучения личности (методика Тимоти Лири в адаптации Собчак Л.М.) конкретизируется типология развития детей по уровню невротизации и психической активности-пассивности.
Данные могут быть использованы для уточнения содержания некоторых форм шизофрении; для разработки психолого-педагогических программ коррекционного обучения и развития; при комплектовании однородных коррекционных групп.
Рекомендуется для психологов, дефектологов, педагогов вспомогательных школ.

13. Степанова Т.Б. Программа игровой эмоционально-личностной коррекции ребенка 7-11 лет с задержкой психического развития в условиях массовой школы: Творческая работа школьного психолога / СШ № 76. Ярославль, 1997.

Предлагаемая в работе программа направлена на коррекцию эмоционально-личностного развития детей с ЗПР, обучающихся в массовой школе. Программа составлена на основе опыта работы практического психолога с детьми данной группы в течение 4-х лет обучения их в начальной школе, учитывает этапы развития ребенка и ведущего вида деятельности. Программа может быть использована специалистами, работающими с младшими школьниками в классах выравнивания массовой школы.

14. Трифонова Н.И. Программа и технология работы психолога в образовательном учреждении гимназического типа / Гимназия № 1. Ярославль, 1997.

 Работа представляет интерес для администрации образовательных учреждений любого ранга, психологов, педагогов.
Данная работа - это результат многолетнего взаимодействия психологической службы с администрацией, педагогами и родителями. Интересна модель психологической службы гимназии.

15. Ширяева И.Г. Психологическая консультативная помощь жертвам насилия -  детям и подросткам: Творческая работа психолога / ПМПШ Дзержинского района. Ярославль, 1996.

Работа рассчитана на психологов-практиков, особенно занимающихся психологическим консультированием подростков и их родителей. В работе подробно изложены принципы, правила, условия консультирования, дан методический инструментарий.
Работа интересна интегрированным подходом к решению данной проблемы; оригинален опыт работы подростков-волонтеров на “Телефоне доверия”, а также опыт работы с родителями по профилактике насилия.

16. Шленова В.В. Тренинг личностного роста как форма работы с руководителями образовательных учреждений: Творческая работа / ЦСПП Ленинского района. Ярославль, 1997.

Тренинг личностного роста, в основе которого лежит основной принцип психосинтеза — развитие целостной и гармоничной личности, осуществление внутренней интеграции, постижение истинного “Я” и вступление в эффективные и гармоничные отношения с другими людьми. Разработанная программа будет полезна для специалистов, непосредственно работающих с людьми: психологов, педагогов, социальных работников.

17. Шленова В.В. Тренинг личностного роста как форма работы с руководителями образовательных учреждений: Творческая работа / ЦСПП Ленинского района. Ярославль, 1997.

Тренинг личностного роста, в основе которого лежит основной принцип психосинтеза — развитие целостной и гармоничной личности, осуществление внутренней интеграции, постижение истинного “Я” и вступление в эффективные и гармоничные отношения с другими людьми. Разработанная программа будет полезна для специалистов, непосредственно работающих с людьми: психологов, педагогов, социальных работников.


Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru