1. Балуева Е.Б. Психологическое консультирование детей с нарушениями слуха: Творческая работа. Ярославль, 1997.
В работе представлен обобщенный и систематизированный опыт психологического обследования детей-дошкольников с нарушениями слуха, накопленный ОПМПК в течение 3-х лет: особенности развития, диагностические методики, некоторые направления коррекционной помощи. Работа имеет ценность для психологов, воспитателей и сурдопедагогов специальных дошкольных и школьных учреждений, а также для родителей.
2. Балуева Е.Б., Иванова Т.А., Корнилова С.Б. и др. Развивающие программы для диагностико-коррекционных групп областной психолого-медико-педагогической консультации. Ярославль, 1997.
Исходя из современных представлений о готовности к обучению в школе программа предусматривает достижение следующих целей:
- формирование психологической готовности к обучению;
- коррекция негрубых отклонений в познавательной деятельности, речи, поведении;
- углубленная диагностика состояния психики ребенка, уровня развития для выбора адекватных условий обучения и воспитания.
Программа состоит из четырех блоков:
- формирование и развитие мотивации учебной деятельности, навыков общения, произвольной регуляции деятельности;
- развитие речи, профилактика специфических нарушений чтения и письма;
- формирование математических представлений.
-развитие моторики и конструктивных видов деятельности, коррекция сенсорного развития.
В каждом разделе программы предусмотрено решение как диагностических, так и коррекционно-развивающих задач. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей, ориентированы на индивидуальные проблемы каждого посещающего занятия ребенка.
3. Болотова Л.Н. Исследование психологических причин возникновения социальной дезадаптации воспитанников детского дома для определения стратегии коррекционной работы: Творческая работа психолога / Детский дом музыкально-художественного воспитания. Ярославль, 1997.
Работа может представлять
интерес для широкого круга читателей ?
психологов, педагогов, воспитателей,
администрации образовательных учреждений
дошкольного типа.
Интересен подробный обзор исследований
психического развития воспитанников детских
домов
( как зарубежных, так и отечественных), результаты
пятилетних исследований по системе
взаимоотношений воспитанников с их социальным
окружением, проведенных психологом в детском
доме; программы психолого-педагогических
семинаров для педагогов и воспитателей.
4. Варначева Л.В. Работа психолога с учителем по профилактике школьной дезадаптации: Творческая работа / ГПДЦ. Ярославль, 1995.
Работа является результатом развития темы школьной дезадаптации, поднятой в книге “Школьные проблемы глазами психолога” ( Л.В.Варначева, Т.А.Гусева, Р.Б.Джузенова и др.) и посвящена проблеме учительской дезадаптации (УД). В теоретической части рассмотрены виды проявлений УД, их причины; в практической — предлагается модель системной работы с явлением УД, базирующаяся на групп-аналитическом методе, освещены вопросы обеспечения этой модели (организационные, психологические и др.) и основные трудности в работе с ней. Работа предназначена для специалистов-психологов.
5. Джузенова Р.Б. Модель работы психолога с педагогическим коллективом школы: Авторский проект / ГПДЦ. Ярославль, 1996.
В работе обобщен и систематизирован большой опыт консультирования учителей, детей, родителей, опыт работы с администрацией школ. Полно представлены цели, задачи и средства работы психолога с педагогическим коллективом, в основе которых лежит гуманистический принцип личной свободы и развития каждого человека. Работа адресована психологам, учителям, руководителям школ.
6. Курицына О.М. Оказание помощи молодежи в формировании ценностей благополучной семьи: Творческая работа. Ярославль, 1997.
В условиях социальной нестабильности произошла резкая смена ценностных ориентаций подростков. На первый план выступили интересы к моде, коммерции и проблемам секса. Представления старшеклассников о семье стали темой исследования в данной работе. Автор не ограничивается перечислением проблем, связанных с ориентацией на будущее. Значимость работы заключается и в разработке практических занятий по формированию семейных ценностей и жизненных приоритетов. Дается психологических инструментарий: анкеты и опросники, используемые на занятиях.
7. Курицына О.М. Аутотренинг: Методические рекомендации по проведению аутотренинга и аудиокассета с записью программы аутотренинга. Ярославль, 1997.
В брошюре излагаются некоторые теоретические вопросы аутотренинга, даются практические рекомендации для успешного освоения аутогенной тренировки с помощью аудиопрограммы.
8. Куличкина С.В. Психологическое обеспечение работы с семьей в инновационном дошкольном учреждении. Справочник для родителей: Творческая работа / ДОУ № 209 Ленинского района. Ярославль, 1997.
Детский сад - это сад-школа, где дети в режиме дошкольного учреждения будут обучаться по программе начальной школы. В связи с этим поставлены нетрадиционные для детского сада воспитательные задачи, разработаны формы активного вовлечения родителей в решение конкретных проблем обучения и воспитания детей. Акцентировано внимание на формировании адекватной родительской позиции.
9. Лебедева О.М. Факультатив для старшеклассников “Познай себя”: Опыт работы / СШ № 44 Ленинского района. Ярославль, 1997.
В работе изложен опыт
проведения для учащихся факультативного курса
по психологии.
Главная задача - познакомить школьников с
основными понятиями психологии, повысить их
психологическую компетентность как средство
самопознания и самовоспитания. Данная
разработка будет интересна для психологов и
преподавателей школ.
10. Никитина Е.В. Роль и место психолога в организации преемственности начальной школы и среднего звена: Творческая работа школьного психолога / СШ № 39 . Ярославль, 1997.
Творческая работа педагога-психолога СШ № 39 г.Ярославля представляет собой описание опыта и перспектив внедрения методов измерения готовности школьников к обучению в среднем звене в практику работы школы. Выделены психологические параметры готовности школьников к обучению в среднем звене:
- показатели интеллектуальной готовности и успешности усвоения учебного материала;
- данные об особенностях индивидуально-личностного развития;
- показатели сформированности коллектива класса и характера взаимоотношений в нем.
Данное исследование содержит описание диагностическо-коррекционной программы по первому параметру. Также показана работа администрации школы по созданию оптимальных условий перехода из начальной школы в среднее звено.
11. Парамонова Е.И. Психолого-педагогическое обеспечение перехода учащихся из начальной школы в среднюю: Творческая работа / Мокеевская СШ Ярославского района. Ярославль, 1997.
Работа рассчитана на психологов и учителей, работающих в начальной школе. Представлена комплексная программа психолого-педагогического обеспечения перехода учащихся начальной школы в среднее звено, включающая диагностику (в частности, мотивацию учения, межличностные отношения в классе, особенности развития психических процессов), коррекцию и развитие познавательных процессов, обеспечивающих готовность учащихся к переходу в среднее звено.
Результативность работы по данной программе подтверждается 6 -летним опытом работы Мокеевской средней школы и распространением данного опыта в нескольких школах Ярославского района.
12. Поваренкова Р.А. Индивидуально-типологические особенности умственно отсталого школьника: Творческая работа. Ярославль, 1997.
На основе психологического
изучения личности (методика Тимоти Лири в
адаптации Собчак Л.М.) конкретизируется
типология развития детей по уровню невротизации
и психической активности-пассивности.
Данные могут быть использованы для уточнения
содержания некоторых форм шизофрении; для
разработки психолого-педагогических программ
коррекционного обучения и развития; при
комплектовании однородных коррекционных групп.
Рекомендуется для психологов, дефектологов,
педагогов вспомогательных школ.
13. Степанова Т.Б. Программа игровой эмоционально-личностной коррекции ребенка 7-11 лет с задержкой психического развития в условиях массовой школы: Творческая работа школьного психолога / СШ № 76. Ярославль, 1997.
Предлагаемая в работе программа направлена на коррекцию эмоционально-личностного развития детей с ЗПР, обучающихся в массовой школе. Программа составлена на основе опыта работы практического психолога с детьми данной группы в течение 4-х лет обучения их в начальной школе, учитывает этапы развития ребенка и ведущего вида деятельности. Программа может быть использована специалистами, работающими с младшими школьниками в классах выравнивания массовой школы.
14. Трифонова Н.И. Программа и технология работы психолога в образовательном учреждении гимназического типа / Гимназия № 1. Ярославль, 1997.
Работа представляет интерес для
администрации образовательных учреждений
любого ранга, психологов, педагогов.
Данная работа - это результат многолетнего
взаимодействия психологической службы с
администрацией, педагогами и родителями.
Интересна модель психологической службы
гимназии.
15. Ширяева И.Г. Психологическая консультативная помощь жертвам насилия - детям и подросткам: Творческая работа психолога / ПМПШ Дзержинского района. Ярославль, 1996.
Работа рассчитана на
психологов-практиков, особенно занимающихся
психологическим консультированием подростков и
их родителей. В работе подробно изложены
принципы, правила, условия консультирования, дан
методический инструментарий.
Работа интересна интегрированным подходом к
решению данной проблемы; оригинален опыт работы
подростков-волонтеров на “Телефоне доверия”, а
также опыт работы с родителями по профилактике
насилия.
16. Шленова В.В. Тренинг личностного роста как форма работы с руководителями образовательных учреждений: Творческая работа / ЦСПП Ленинского района. Ярославль, 1997.
Тренинг личностного роста, в основе которого лежит основной принцип психосинтеза — развитие целостной и гармоничной личности, осуществление внутренней интеграции, постижение истинного “Я” и вступление в эффективные и гармоничные отношения с другими людьми. Разработанная программа будет полезна для специалистов, непосредственно работающих с людьми: психологов, педагогов, социальных работников.
17. Шленова В.В. Тренинг личностного роста как форма работы с руководителями образовательных учреждений: Творческая работа / ЦСПП Ленинского района. Ярославль, 1997.
Тренинг личностного роста, в основе которого лежит основной принцип психосинтеза — развитие целостной и гармоничной личности, осуществление внутренней интеграции, постижение истинного “Я” и вступление в эффективные и гармоничные отношения с другими людьми. Разработанная программа будет полезна для специалистов, непосредственно работающих с людьми: психологов, педагогов, социальных работников.