Каталог методических разработок
Раздел 2.

1. Динамика развития познавательной сферы учащихся 1-х классов. / Экспериментальное исследование в школах г. Переславля-Залесского. II этап. Ярославль: Инициатива. Творчество. Поиск. Вып. 6. 1995. 31 с.

В данном информационном вестнике представлены некоторые итоги деятельности педагогов-исследователей. Показано отслеживание динамики развития познавательной сферы ребенка на первом году обучения в школе, проведенное сотрудниками Центра психологической помощи “Доверие” в 1992-93 гг. Дана методика определения уровня развития вербального мышления для учащихся 1-х классов, описана система компьютерной обработки данных.

Материалы представляют интерес для учителей, руководителей органов образования и образовательных учреждений.

2. Кашапов С.М., Опарина Т.А. Методические рекомендации по повышению социальной адаптированности старшеклассников: Методическое пособие. Ярославль: Инициатива. Творчество. Поиск. Вып. 21. 1997. 60 с.

Данное методическое пособие представляет практический интерес для психологов, классных руководителей, учителей старших классов, педагогов и организаторов внеклассной работы, методистов и руководителей органов образования.

Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи молодым людям в их самопознании, приобретении уверенности в себе, самоопределении. Программа построена с использованием методов гештальттерапии.

3. Методические рекомендации по организации и проведению курса “Человек. Труд. Профессия”: Сборник материалов. Ч. I. Ярославль: Инициатива. Творчество. Поиск. Вып.14. 1995. 51 с.

Данный курс “Человек. Труд. Профессия” реализует технологию формирования способности к обоснованному профессиональному самоопределению. В сборнике дано описание эксперимента по внедрению курса “Человек. Труд. Профессия” на базе СШ № 40 и Красноперекопского УПК, приведена программа курса в 5 и 9 классах. В конце дается список методической литературы, рекомендуемой для курса.

4. Методические рекомендации по организации и проведению курса “Человек. Труд. Профессия”: Сборник материалов, Ч. II. Ярославль: Инициатива. Творчество. Поиск. Вып. 15. 1995. 50 с.

Во второй части сборника методических материалов дается информация о положении на рынке труда в Ярославской области, о новых специальностях и профессиях учебных заведений города и области, приведена структура народного хозяйства. Специалистам будет интересен подход к формированию и реализации профессиональных проб “Водитель” и “Педагог”.

Разработка рассчитана на практических психологов, учителей средней школы, мастеров и преподавателей УПК.

5. Симановский А.Э. Коррекционная работа в начальной школе. Ярославль: Инициатива. Творчество. Поиск. Вып.5. 1994. 53 с.

Материалы данного выпуска представляют практический интерес для учителей, руководителей органов образования и образовательных учреждений. Здесь даны психолого-педагогические основы коррекционной работы, методы формирования инструментальных умений учебной деятельности ( методы формирования общедеятельностных умений, предпосылок чтения и письма, развития речи и навыков общения, методы формирования предпосылок математических действий). В отдельной главе представлены конкретные учебно-коррекционные программы.

6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: “Академия развития”, 1996. 192 с.

В пособии дается характеристика творческого мышления и трех стадий его развития, подробно описана программа развития творческого мышления детей 5-12 лет с приложением конкретных заданий и упражнений, а также серия диагностических методов.

Пособие рассчитано на родителей, воспитателей ДДУ, учителей начальной и средней школы.

 7. Уровень школьной зрелости / Экспериментальное исследование в ДДУ г.Переславля-Залесского. Ярославль: Инициатива. Творчество. Поиск. Вып. 8. 1995. 31 с.

В работе описаны результаты исследования уровня школьной зрелости дошкольников. Предлагается комплект методик, стимульный материал для проведения исследования, а также развивающие игры и упражнения для подготовки ребенка к школе.

Материалы представляют практический интерес для учителей, руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений.

8. Кашапов С.М. Методические рекомендации для учителей, преподающих психологию в педагогических классах. Ярославль, 1997.

Методические рекомендации включают в себя программу курса “Психология”, ориентированную на развитие профессиональных и личностных интересов старшеклассников в период их допрофессиональной педагогической подготовки. Программу сопровождает тематический план курса по разделам:

- введение в психологию,
- культура умственного труда,
- личность и психология самовоспитания,
- личность и выбор профессии,
- психология творчества,
- творческое педагогическое мышление,
- психология педагогического общения.

В конце каждого раздела приводятся контрольные вопросы, задания и список литературы.
Программу существенно дополняет психолого-педагогическое описание активных методов обучения.

9. Нижегородцева Н.В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1996. 99 с.

В пособии рассматриваются основные закономерности психического развития детей старшего дошкольного возраста и условия перехода к систематическому школьному обучению. Использованы теоретические и экспериментальные исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Пособие предназначено для студентов педагогического университета, учащихся педколледжей. Оно может быть полезным также для методистов, воспитателей, практических психологов в работе с детьми и их родителями.

10. Иванова Т.А., Корнилова С.Б. Организация деятельности областной психолого-медико-педагогической консультации. Ярославль, 1997.

Разработка представляет хорошо структурированное обоснованное описание деятельности областной ПМПК. Она включает изложение организации и содержания деятельности: функции, структура, экономическое обеспечение, связи с организациями, реабилитационная помощь детям с отклонениями в развитии, психолого-педагогическое обследование в ПМПК, перспективы развития.

Может быть рекомендована психологам и педагогам, занимающимся реабилитационной помощью детям с отклонениями в развитии, а также широкому кругу психологов, педагогов, административных работников для ознакомления.

11. Корикова И.А., Иванова Т.А., Корнилова С.Б. Модель информатизации управления образованием: Система информирования органов образования о потребности населения в коррекционном обучении. Ярославль, 1996.

В представленной модели представлена система информационных связей ПМПК и органов управления, содержание информации, поступающей от ПМПК в органы управления образованием, а также приведены условия, необходимые для реализации предлагаемой системы информационных связей.

12. Большакова О.В., Кузнецова И.В., Филина С.В. Подготовка выпускников профессиональных учебных заведений к поведению на рынке труда : Учебный план семинара-тренинга. Ярославль: Центр “Ресурс”, 1997. 17 с.

Программа разработана для преподавателей профессиональных училищ, работающих с учащимися в контексте решения ими задач эффективной социально-профессиональной адаптации на рынке труда и построения профессиональной карьеры.

Проведение семинара тренинга предполагает:

- анализ характеристик работы, которую ищет и может выполнять выпускник (“образ работы”);
- формирование стратегии и тактики поиска работы, освоение конкретных приемов и способов поведения;
- формирование способов адаптации на рабочем месте.

Общим итогом комплексного применения разнообразных обучающих форм воздействия является, формирование гибких жизненных и профессиональных стратегий, приобретение навыков общения и поведения на рынке труда, формирование и осознание собственной профессиональной позиции, выстраивание индивидуальной модели профессионального становления, вхождения и адаптации на рынке труда.

13. Использование методики “Кубики Кооса” в целях профессиональной диагностики, 1995. 11 с.

14. Использование методики изучения свойств внимания (Красно-черная таблица Горбова Ф.Д.) в целях профессиональной диагностики, 1995. 10 с.

15. Использование методики корректурной пробы Бурдона-Анфимова в целях профессиональной диагностики, 1995. 7 с.

16. Использование методики “Техническое мышление” в целях профессиональной диагностики, 1995. 3 с.

17. Метод репертуарных решеток в профессиональном консультировании, 1995.47 с.

Данные методические указания ( №№ 13-16) обобщают опыт использования отдельных психодиагностических методик в практике психологического консультирования школьников по вопросам выбора профессии. Показаны возможности выявления с помощью этих методик важнейших психологических предпосылок успешного овладения профессиональной деятельностью человека.
Разработки рассчитаны на специалистов служб профориентации, школьных психологов, психологов-консультантов и других специалистов, интересующихся психодиагностикой.

18. Каталог психодиагностических методик /Сост.М.Н.Хахунова. Вып. 2. Ярославль: Центр “Ресурс”, 1996. 16 с.

В каталог психодиагностических методик включены более 100 бланковых и компьютерных методик, 13 специализированных компьютерных пакетов и аудиоматериалы по следующим направлениям:

- мотивационная сфера,
- познавательная сфера,
- личностные характеристики и поведенческие проявления,
- особенности реагирования

Каталог будет полезен практическим психологам, профконсультантам и педагогам при выборе необходимого психологического инструментария.

19. Кузнецова И.В., Ансимова Н.П. Профориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 1997. 124 с.

Пособие содержит изложение основных направлений, содержания и задач профориентационной работы с молодежью, сущности самоопределения и формирования профессиональной готовности к эффективному поведению на рынке труда, формы и методы работы со школьниками и учащимися профессиональных учебных заведений.

Пособие предназначено для студентов учебных заведений, получающих специализацию “Профконсультант” и “Практический психолог”.Также оно может быть интересным для специалистов, занимающихся вопросами профориентации молодежи.

20. Набор профессиограмм (53 описания), 1997. 56 с.

Экспресс-вариант профессиограмм предназначен для индивидуального и группового консультирования школьников с целью знакомства их с миром профессий.
Каждая профессиограмма содержит следующие данные:

- основные функции специалиста;
- учебные заведения профильного обучения;
- профессионально-важные качества специалиста;
- медицинские противопоказания для работы по данной специальности.

Разработки могут использоваться профконсультантами, педагогами, мастерами производственного обучения.

21. Нормативные документы для работы психолога: Информационный выпуск № 2. Ярославль, 1995. 12 с.

В информационном выпуске “Нормативные документы для работы психолога” предлагается перечень документов, регулирующих деятельность психолога на федеральном, региональном и местном уровне.
Выпуск рассчитан на руководителей и практических психологов образовательных учреждений.

22. Профориентационная игра “Педагог”, 1990. 20 с.

23. Профориентационная игра “Открытие фирмы”, 1994. 14 с.

24. Профориентационные возможности игры “ЧТО? ГДЕ? КОГДА?”, 1993. 8 с.

Предлагаемые методические разработки (№№ 22, 23, 24) представляют собой описание ряда профориентационных игр для учащихся старших классов. Они могут быть использованы в целях профориентации и обучения в специализированных классах, на уроках в школе в рамках курса “Человек. Труд. Профессия”.

Пособия рассчитаны на психологов, педагогов, профконсультантов.

25. Профессиографические карточки медицинского профиля, 1995. 132 с26.

26. Профессиографические карточки торгового профиля, 1994. 63 с.

27. Профессии юридической группы, 1994. 36 с.

Профессиографические карточки ( №№ 25-27) предназначены для оперативного использования в практике профконсультационной работы в качестве диагностического материала. При составлении профессиографических карточек использовались методы анализа литературы, психологического анализа деятельности, экспертные оценки.

Материал может быть полезен психологам-консультантам, педагогам, методистам, организаторам профориентационной работы и другим специалистам, работающим над проблемами профориентации.

28. Психологическое консультирование подростков-инвалидов / Авторы-составители: И.В. Кузнецова, О.В.Большакова и др. Ярославль: Центр “Ресурс”, 1996. 170 с.

Издание предназначено для психологов, занимающихся консультированием подростков-инвалидов. Рассматриваются психологические проблемы подростков-инвалидов, пути и способы их разрешения в консультационной работе. Предлагаемая процедура консультирования — шаги по разрешению актуальных жизненных задач (затруднительных ситуаций) — дополнена описанием конкретных способов работы с подростками-инвалидами и их родителями.

Разработка может быть полезна также для широкого круга психологов, педагогов и социальных работников.

29. Рынок труда Ярославской области. Ярославль, 1997. Вып. 2.

Периодическое издание “Рынок труда Ярославской области” выпускается с целью обеспечения актуальной информацией о состоянии рынка труда специалистов, занимающихся вопросами профориентации, занятости, обучения; а также выпускников образовательных учреждений.

Настоящий сборник включает следующие разделы:

- общая ситуация на рынке труда;
- состояние молодежного рынка труда;
- перспективные виды деятельности и профессии.

30. Социально-психологические службы Ярославской области: Информационный выпуск № 3 / Сост.Т.Н.Кузьмина. Ярославль: Центр “Ресурс”, 1996. 13 с.

В информационном выпуске “Социально-психологические службы” дана информация о социально-психологических службах Ярославской области и предоставляемых ими услугах населению.

Справочник рассчитан на руководителей образовательных учреждений, специалистов социально-психологических служб, практических психологов, педагогов и родителей.

31. Социально-психологическая помощь детям-инвалидам. Обучение трудоустройство, социальное, медицинское и психологическое обслуживание: Справочник. Ярославль: Центр “Ресурс”, 1996. 51 с.

Информационный выпуск подготовлен в рамках программы “Дети-инвалиды”. Он содержит информацию об основных нормативных документах федерального и областного значения по работе с инвалидами; сведения о службах и организациях Ярославской области, работающих с инвалидами. Дается перечень учебных заведений для лиц с ограниченными возможностями, перечень профессий рабочих и должностей служащих для подготовки в учреждениях начального профессионального образования инвалидов и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии.

В конце информационного выпуска дается список специализированных предприятий инвалидов.

32. Справочник учебных заведений Ярославской области / Сост. З.В.Горбачева. Ярославль: Центр “Ресурс”, 1997. 100 с.

Справочник учебных заведений Ярославской области содержит необходимые сведения о профессиональных учебных заведениях области (начального, среднего и высшего уровня), их адресах, телефонах, филиалах, правилах приема. В нем также содержится информация о перспективных специальностях по приоритетным направлениям развития Ярославской области, советы психолога по профессиональному самоопределению и поведению во время экзамена.

Представленная информация может быть полезна молодым людям, определяющим свой жизненный и профессиональный путь, их родителям, профконсультантам службы занятости, педагогам и классным руководителям, а также социальным работникам.

33. Экспресс - вариант курса “Человек. Труд. Профессия.”, 1995.

Экспресс-вариант курса предназначен для проведения его в 9-11 классах общеобразовательной школы в объеме 30 часов с целью изучения личности, знакомства учащихся с миром профессий и современными проблемами занятости, формирования у них способности к обоснованному выбору профессии.

Программа курса может корректироваться в зависимости от готовности учащихся (9, 10 или 11 классы) и направленности школы. Методическую консультацию по этому вопросу можно получить в Центре “Ресурс”.

34. Школьные проблемы глазами психолога: Как оказать помощь дезадаптированному ребенку / Авторы-составители: Л.В.Варначева, Р.Б.Джузенова и др. Ярославль: Александр Рутман, 1996. 178 с.

Книга поднимает очень актуальные на сегодняшний день проблемы, учитывает неготовность большинства педагогов и педагогических коллективов к ориентации в педагогическом процессе на интересы ребенка, его способности, возможности и особенности.

Книга позволит педагогу выработать инструментарий объективной самооценки, профессионального взгляда на свои позиции, привычки в отношениях с детьми и, в то же время, определить механизмы оказания помощи и поддержки себе, ребенку, родителю; перейти от интуитивных поисков выхода из сложных ситуаций к осмысленному, профессиональному выстраиванию своего поведения во взаимоотношениях с дезадаптированным ребенком.

35. Курицына О.М. Оказание помощи молодежи в формировании ценностей благополучной семьи: Творческая работа. Ярославль, 1997.

В условиях социальной нестабильности произошла резкая смена ценностных ориентаций подростков. На первый план выступили интересы к моде, коммерции и проблемам секса. Представления старшеклассников о семье стали темой исследования в данной работе. Автор не ограничивается перечислением проблем, связанных с ориентацией на будущее. Значимость работы заключается и в разработке практических занятий по формированию семейных ценностей и жизненных приоритетов. Дается психологических инструментарий: анкеты и опросники, используемые на занятиях.

36. Курицына О.М. Аутотренинг: Методические рекомендации по проведению аутотренинга и аудиокассета с записью программы аутотренинга. Ярославль, 1997.

В брошюре излагаются некоторые теоретические вопросы аутотренинга, даются практические рекомендации для успешного освоения аутогенной тренировки с помощью аудиопрограммы.

37. Интернет-страничка школьной социально-психологической службы Кировского района г.Ярославля : Рекламный проспект. Ярославль, 1997.

38. Опыт социомониторинга в школах Кировского района г.Ярославля: Информационный выпуск. Ярославль, 1997.

39. Экспертно-ранговая методика отбора учащихся в специализированный класс по расширенному изучению предметов естественно-научного цикла / Методические рекомендации по применению. Ярославль, 1997.

Представленные материалы являются обзором направлений работы социально-психологической службы Кировского РОО г.Ярославля. Дана информация о работе в системе “Интернет”, об опыте социомониторинга в школах района, приведена экспертно-ранговая методика отбора учащихся в специализированный класс по расширенному изучению предметов естественно-научного цикла.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА г.УГЛИЧА

1. Воронкова И.Б. Практическая психология в средней школе: Опыт внедрения программно-методического комплекса “Практическая психология”, разработанного под руководством Козлова Н.И. / СШ № 1 . Углич, 1997.

В настоящей работе приведены основные направления работы практического психолога общеобразовательной школы, использующего в своей практике методические разработки Н.И.Козлова, показаны актуальность и преимущества групповой формы работы, тренингов, изложены основные моменты разработанной программы занятий по практической психологии в 5-11 классах, кратко описана работа факультатива-клуба “Синтон”, приведены некоторые результаты, сделаны выводы.

2. Кожохина Л.В. Программа тренинга “Уверенность в себе” для учащихся 5 классов в системе работы школьного психолога / СШ № 5 . Углич, 1997.

Работа может быть полезна школьным психологам при организации занятий с учащимися среднего звена по повышению уверенности и чувства собственного достоинства. В приложении даны конспекты 12-ти занятий и используемые диагностические методики.

3. Образцова Е.И. Формирование готовности к школе и психоэмоциональная кор-рекция в практике психолога детского сада: Творческая работа / ДДУ № 18 . Углич, 1997.

Представлена программа работы психолога в подготовительной группе детского сада в течение года; приводится набор игр на развитие у детей внимания, мышления, памяти. Даны конспекты занятий в подготовительной группе детского сада по психологической коррекции и эмоциональной разгрузке.

4. Прокофьева И.В. Психолог в реабилитационном центре: Опыт работы / Центр психолого-педагогической реабилитации. Углич, 1997.

Работа содержит описание опыта деятельности психолога и педагогического коллектива по оказанию помощи детям, попавшим в сложные жизненные ситуации. Изложены основные этапы, методы и принципы работы специалистов Центра психолого-педагогической реабилитации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА г. РОСТОВА И РОСТОВСКОГО РАЙОНА

1. Антонова Г.В. Личностная дезадаптация школьников с нарушениями речи: Дипломная работа / Речевая школа-интернат, п.Петровск Ростовского района. Ростов, 1996.

Работа посвящена изучению проблемы школьной дезадаптации; определены причины и признаки личностной дезадаптации школьников с нарушениями речи.

2. Галебцева Т.Н. Игровая терапия детей, нуждающихся в коррекции коммуникативных способностей: Комплекс занятий для детей и их родителей / Д/с № 2 п.Семибратово Ростовского района. Ростов, 1997.

Важной характеристикой нормального психического развития дошкольника является непосредственность поведения. В работе дается комплекс занятий, который помогает ребенку выразить свои эмоции, снять страх перед незнакомыми людьми, приобрести уверенность в себе. Форма занятий доступна и проста, что позволяет проводить их в домашних условиях.

3. Даниулова Е.Н. Психология взросления: Программа факультативного курса по психологии для учащихся 10-11 классов / Сельская СШ п.Ишня Ростовского района. Ростов, 1997.

В работе в общей форме излагается необходимость проведения факультативного курса психологии взросления, дается примерная тематика проведения занятий. Программа предназначена для психологов и учителей старшей школы.

4. Дитятьева З.В. Развитие изобразительных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью: Дипломная работа / ЦПП “Надежда”. Ростов, 1997.

Приведенная в работе программа развития изобразительных и творческих способностей дошкольников включает в себя игровую, изобразительную, музыкальную деятельность. В процессе занятий использованы: наблюдение, обследование предметов, экскурсии, ознакомление с творчеством художников-иллюстраторов, декоративно-прикладным искусством. Программа способствует развитию общительности, эмоциональности, воображения, кругозора, что позволяет достичь высоких показателей при определении готовности детей к школьному обучению.

Материал будет интересен для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста: дошкольных психологов, воспитателей, методистов.

5. Дитятьева З.В., Крюхтина Т.Л. Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе: Программа психологического тренинга для подростков 14-15 лет / ЦПП “Надежда”. Ростов, 1997.

Данный тренинг имеет чисто практическое значение и может быть использован в работе психолога-практика, учителя, воспитателя. Основное назначение — помощь ребятам в повышении их самооценки, в самопознании.

6. Дитятьева З.В., Крюхтина Т.Л. Программа социально-психологического тренинга общения для старшеклассников: Авторская работа / ЦПП “Надежда”. Ростов, 1997.

Социально-психологический тренинг общения для старшеклассников имеет практическое значение и содержит описание занятий по повышению компетентности в общении, совершенствованию коммуникативных навыков.

Работа полезна для практикующих психологов и педагогов при проведения практических занятий.

7. Дувакина О.В. Диагностика и пути коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников: Творческая работа / ЦПП “Надежда”. Ростов, 1995.

В работе показана диагностика эмоциональных нарушений у дошкольников и представлены две коррекционные программы. Первая программа предназначена для детей, не имеющих эмоциональных расстройств, за исключением страхов. Сюда входит игровая терапия страхов, обучение саморасслаблению. В программу также включен тренаж мимики и пантомимики.

Вторая коррекционная программа предназначена для детей с эмоциональным неблагополучием. Ее цель — закрепление достигнутых результатов при изотерапии страхов с помощью их игровой коррекции.

8. Дувакина О.В. Комплексная программа развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста / ЦПП “Надежда”. Ростов, 1996.

Программа включает 20 занятий для старших дошкольников, направленных на развитие различных сторон познавательных процессов, эмоционально-волевой и мотивационной сферы в целях подготовки ребенка к школе. Занятия включают релаксационные упражнения и подвижные игры. Предназначена для дошкольных психологов и воспитателей ДДУ.

9. Кравченко А.А. Программа группы развития для учащихся начальной школы / Городская СШ № 4 . Ростов, 1997.

Программа включает 15 занятий, направленных на развитие мышления учащихся начальной школы. Занятия проводятся в режиме тренинга, включают упражнения на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Отдельные упражнения могут быть использованы и для детей других возрастов.

10. Крюхтина Т.Л. Особенности формирования и коррекции приемов произвольности и саморегуляции младших школьников в рамках учебной деятельности: Дипломная работа / ЦПП “Надежда”. Ростов, 1994.

В дипломной работе приведена авторская коррекционная программа развития произвольности для учащихся 1-х классов. Программа предполагает планомерное развитие специфических приемов саморегуляции младших школьников в рамках учебной деятельности, таких, как:

-умение принять и удерживать учебную задачу или цель деятельности;
- формирование функции планирования;
- самоконтроль и самооценка;
- навыки рефлексии.

Итогом работы явилась разработка рекомендаций для учителей начальной школы и родителей по развитию произвольности у школьников.

11. Лебедева Л.И. Управление конфликтами и стрессами: Материал для работы во взрослых коллективах / СШ п.Семибратово Ростовского района. Ростов,1997.

В работе рассматривается проблема управления конфликтами и стрессами. Дается характеристика видов конфликтов и стилей поведения в конфликтных ситуациях, методы нейтрализации стрессов. Работа рассчитана на психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников.

12. Постникова Л.В. Психологические аспекты работы с детьми с ЗПР в классах коррекции: Дипломная работа. Ростов, 1994.

Анализируя существующую систему коррекционного обучения, автор экспериментальным путем выбирает адекватные методики для выявления задержки психического развития, которые можно было бы использовать педагогам и психологам для отбора детей в классы коррекции.
Родителям и воспитателям детских садов будут полезны предлагаемые занятия по подготовке детей к школе.

13. Программа развивающих игр для младших школьников / ЦПП “Надежда”. Ростов, 1996.

Данная программа содержит набор развивающих игр для младших школьников. Разработка может быть полезна для практических психологов.

14. Тимофеева В.Г. Программа курса “Человековедение” для учащихся 5-11 классов / СШ п.Судино Ростовского района. Ростов, 1995.

Программа содержит вариант курса “Человековедение”, построенный с опорой на опыт проведения данного курса в СШ № 15 г. Ярославля.

15. Тупицына О.Н. Изучение психического здоровья современных студентов: Дипломная работа / Ростовская гимназия. Ростов, 1993.

В работе рассматриваются особенности развития личности в юношеском возрасте. Раскрываются проблемы адаптации студентов в вузе, дается характеристика кризисов студенческого возраста, намечаются методы их преодоления. Предназначена для психологов, преподавателей вузов, техникумов, училищ.

16. Тупицына О.Н. Программа курса “Психология общения” для учащихся 10-11 классов / Ростовская гимназия. Ростов, 1997.

Программа курса “Психология общения” рассчитана на учителей старших классов школы. Основное назначение курса — раскрыть перед учащимися их потенциальные возможности по самовоспитанию и вооружить их приемами работы по самосовершенствованию.

17. Шагина О.В. Изучение круга актуальных личностных проблем у старшеклассников: Дипломная работа. Ростов, 1995.

В центре внимания автора — основные закономерности и особенности юношеского возраста, изучение круга наиболее актуальных проблем старшеклассников. Представлена методика и обобщены результаты конкретного исследования. Будет интересна педагогам, психологам.

ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ “ДОВЕРИЕ”
г.ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ

1. Комплект методик для проведения мониторинга познавательного развития учащихся начальных классов.

2. Комплект для консультационной и тренинговой работы с детьми 8-12 лет “Здравствуй, “Я”!”, 1996.

3. Комплект развивающих настольных игр и упражнений для проведения групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, 1996.

Данные комплекты методик (№№ 1, 2, 3) будут интересны психологам, педагогам, воспитателям, родителям. Представленный материал отличается наглядностью, хорошим оформлением, удобен для практического применения во всех предложенных вариантах.

4. Модель организации взаимодействия участников образовательного процесса по диагностике, профилактике и коррекции школьной дезадаптации, 1995.

Представленная модель отражает взаимосвязи и содержание взаимодействия участников образовательного процесса ( педагог — школьный психолог — психологический центр — администрация образовательных учреждений и отдела образования) на основных этапах работы с учащимися, имеющими проблемы школьной дезадаптации. Условно выделяются три таких этапа: диагностика, профилактика и коррекция. Отдельно для каждого этапа определяются функциональные обязанности, задачи, конкретные виды деятельности и последовательность действий каждого из участников образовательного процесса.

5.  Павлова Е.И. Проблемы школьной дезадаптации. Диагностика и поиск путей решения / Методическое пособие для занятий с педагогами начальной школы. Переславль-Залесский, 1996.

Предложена авторская программа семинара и методическое пособие для его проведения для педагогов начальной школы по теме “Проблемы школьной дезадаптации. Диагностика и поиск путей решения” объемом 12-15 часов.

Ценной частью пособия является анализ проявлений, причин, возможностей диагностики и коррекции проблем ШД у младших школьников, а также описание упражнений для развития педагогической наблюдательности.

Программа и методическое пособие могут быть использованы школьным психологом при подготовке обучающих семинаров для педагогов начальной школы, для повышения квалификации начинающих школьных психологов, а также в диагностической и консультационной работе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ № 86 (ЛИЦЕЯ) г.ЯРОСЛАВЛЬ

1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: Характер , коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: “Академия развития”,
1996. 240 с.

Книга предназначена как для работы с детьми, которые не имеют особых проблем с общением, с целью дальнейшего развития и совершенствования их коммуникативных навыков, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. В книге даны диагностические методики, игры на развитие коммуникативных способностей и предложены рекомендации тем родителям, воспитателям и педагогам, рядом с которыми растут дети с определенными трудностями в общении.

2. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга / Яросл. НПЦ “Психодиагностика”, Фонд гражданских инициатив “Содействие”. Ярославль, 1992. 66 с.

Данная работа включает две программы тренингов общения ? для педагогов и для ребят старшего школьного возраста. Пособие состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой части представлен краткий анализ особенностей работы ведущего с личностью и группой в процессе тренинга. Второй раздел содержит описание групповых встреч с подробным описанием их целей и методического обеспечения.

Программы предназначены для специалистов, имеющих психологическое образование и опыт участия в социально-психологических тренингах. Отдельные элементы программ могут быть использованы преподавателями психологии и педагогами в институтах усовершенствования учителей, вузах, школах.

3.  Клюева Н.В., Устиленцева И.В. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. Ярославль, 1995. 32 с.

В программе содержатся общие принципы работы с личностно-эмоциональными проблемами детей, диагностический блок, а также полное описание коррекционных занятий. Предназначена программа для использования психологической службой школы или детского сада.

4. Клюева Н.В. Стиль педагогической деятельности и родительского воспитания и жизненные цели молодежи Германии, Дании, Ирландии, Испании, Польши и России: Доклад. 1997.

5. Клюева Н.В. Психологические аспекты работы с педагогическими и руководящими работниками образования в межаттестационный и аттестационный период. 1996.

6. Клюева Н.В. Психологическое обеспечение аттестации педагогов // Проблемы психологической помощи семье и школе. Ярославль, 1996.

7. Как подготовить ребенка к школе? Советы любящим и заботливым родителям. Ярославль, 1995.

8. Павлова Н.А. Программа психологической помощи детям семи лет, имеющим затруднения в сфере общения со сверстниками: Дипломная работа / ЯрГУ. Ярославль, 1995.

9. Психологическая поддержка учителей и администрации. Технологии работы психолога с педагогическим коллективом и администрацией в образовательном учреждении. Ярославль, 1995.

10. Психологическое и социотехническое сопровождение инновационных процессов в школе: Доклад на международном семинаре. Ярославль, 1997.

Комплекс научно-методических разработок специалистов психологической службы школы № 86 (лицея) включает описание результатов исследований, научно-методические рекомендации и программы работы по следующим вопросам:

- психологическое и социотехническое сопровождение инновационных процессов в школе;
- психологическое сопровождение деятельности педагогов и администрации в условиях образовательного учреждения;
- психологическое обеспечение аттестации педагогов;
- подготовка ребенка к школе;
- личностно-эмоциональная коррекция проблем детей младшего школьного возраста;
- помощь детям с затруднениями в общении;
- проведение социально-психологического тренинга.

Комплекс научно-методических разработок предназначен психологам, педагогам, административным работникам.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ШКОЛЫ № 63 г.ЯРОСЛАВЛЬ 
Комплект методических и прикладных материалов

1. Балакирева Г.В. Развивающие игры: Программа курса для детей 6-ти лет. Ярославль, 1997.

2. Балакирева Г.В. Введение в психологию: Программа для начальных классов общеобразовательных учебных заведений. Ярославль, 1997.

3. Болотова Л.Н. Развивающие игры: Программа курса для детей 4-х лет. Ярославль, 1997.

4. Пережигина Н.В. Развивающие игры: Программа курса для детей 5-ти лет. Ярославль, 1997.*

5. Программа диагностики воспитательного процесса. Ярославль, 1997.

6. Садилек Т.П., Мартынова Т.Р., Балакирева Г.В. Модель психологической службы школы №63 (гимназии). Ярославль, 1996.

7. Садилек Т.П. Введение в самопознание: Программа курса занятий по психологии для учащихся 7-8 гимназических классов. Ярославль, 1997.

8. Садилек Т.П. Эмоции и личность: Программа курса для учащихся 7-х классов. Ярославль, 1997.

9. Садилек Т.П. Развитие творческих способностей школьников: Программа курса для учащихся 7-8 гимназических классов. Ярославль, 1997.

10. Видеоматериалы: Фильм о школе (32 мин.); Некоторые заметки о психологической службе (40 мин.).

Комплект методических и прикладных материалов по организации и опыту работы психологической службы школы № 63 (гимназии) включает описание модели службы: цели и задачи, структура, виды работ и услуг, связи с другими специалистами, результаты деятельности, нормативное обеспечение, перспективы работы и др.; программу изучения воспитательного процесса в школе, а также ряд программ работы с детьми разного возраста. Имеющийся в комплекте видеофильм содержит иллюстрации к реализуемым программам.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ № 15 г.ЯРОСЛАВЛЬ

1.Монахова А.Ю., Дуброва Г.Г. Человековедение: Методическое пособие по курсу / СШ № 15. Ярославль, 1997.

Работа представляет интерес для школьных психологов и преподавателей учебного предмета “Человековедение” в средней школе, классных руководителей. В работе представлена часть программы по всестороннему развитию личности: пособие по самопознанию для старшеклассников и пособие “Уважение” для учащихся 5-7 классов. Курс введен в учебный процесс школы № 15 г. Ярославля с 1991 года; неоднократно проводились учебно-методические семинары по программе курса.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1.  Парамонова Е.И. Психолого-педагогическое обеспечение перехода учащихся из начальной школы в среднюю: Творческая работа / Мокеевская СШ Ярославского района. Ярославль, 1997.

Работа рассчитана на психологов и учителей, работающих в начальной школе. Представлена комплексная программа психолого-педагогического обеспечения перехода учащихся начальной школы в среднее звено, включающая диагностику (в частности, мотивацию учения, межличностные отношения в классе, особенности развития психических процессов), коррекцию и развитие познавательных процессов, обеспечивающих готовность учащихся к переходу в среднее звено.

Результативность работы по данной программе подтверждается 6 -летним опытом работы Мокеевской средней школы и распространением данного опыта в нескольких школах Ярославского района.

2. Трифонова Н.И. Программа и технология работы психолога в образовательном учреждении гимназического типа / Гимназия № 1. Ярославль, 1997.

 Работа представляет интерес для администрации образовательных учреждений любого ранга, психологов, педагогов.

Данная работа - это результат многолетнего взаимодействия психологической службы с администрацией, педагогами и родителями. Интересна модель психологической службы гимназии.


Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru