КАТАЛОГ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ВЫСТАВКИ
“Социально-педагогические и психологические ресурсы образования”

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Гоборова М.А. Работа социального педагога с детьми девиантного поведения в условиях открытой (сменной) общеобразовательной школы: Творческая работа /социальный педагог школы № 3 г. Данилова. Ярославль, 2000. 40 с.

В работе рассмотрены особенности социализации девиантных подростков и деятельности социального педагога школы по адаптации, ресоциализации детей девиантного поведения.

2. Голованова Е.В. Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема: Творческая работа /социальный педагог СШ № 59  г. Ярославля. Ярославль, 2000. 35 с.

В работе раскрыты причины и сущность проблемы девиантного поведения подростков в современных условиях. Исследован опыт работы школы с “трудными” детьми, предложен алгоритм работы педагогов с проблемными детьми.

3. Дворецкая И.В. Школа – центр социализации личности школьника в условиях сельского социума: Дипломная работа /социальный педагог школы-интерната пос. Петровск Ростовского района Ярославской области. Ярославль, 2000. 52 с.

Рассматривается построение воспитательной работы в школе с учетом проблем социализации личности учащегося. Описан опыт сельской школы по социальному воспитанию.

4. Дунаева О.А. Роль социального педагога в специальном учреждении: Дипломная работа /социальный педагог СШ № 8 г. Ярославля. Ярославль, 2000. 44 c.

Раскрывается роль социального педагога в специальном учреждении по преодолению трудновоспитуемости у детей и подростков. Определяется функционал и методы работы социального педагога в специальном учреждении.

5. Залюбовская Е.Д. Телефон доверия как форма социально-психологической помощи подросткам: Творческая работа /психолог-преподаватель Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям “Доверие” г. Ярославля. Ярославль, 2000. 36 с. ¬

В работе представлена программа подготовки подростков-волонтеров для обеспечения дежурства на “телефоне доверия” в Центре ППМС помощи детям “Доверие”.Практическая часть программы представляет собой тренинг навыков консультативной помощи, приемов и методов слушания и воздействия на абонента.

Программа является экспериментальной, и поэтому может быть вариативной. Она может корректироваться в зависимости от поставленных задач и стратегий, индивидуальных особенностей подростков, возникающих психологических ситуаций.

6. Кузнецова С.А. Народные и культурные традиции в социальном воспитании: Творческая работа /социальный педагог СШ № 59 г. Ярославля. Ярославль, 2000. 35 с.

Представлен опыт организации деятельности учреждения образования по возрождению народных традиций в социальном воспитании.

7. Лебедева К.С. Курс ОБЖ в помощь адаптации подростка: Дипломная работа /социальный педагог. Ярославль. 2000. 70 с.

Предложен интересный мини-курс социальной адаптации подростков “Школа выживания”. Показана роль социального педагога-психолога семейного типа в реализации данного курса.

8. Максименко А.Е. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Психологическая подготовка учащихся к выходу из экстремальных ситуаций: Дипломная работа /социальный педагог. Ярославль, 2000. 36 с.

В работе дается характеристика личности с точки зрения ее безопасности; определяются основные направления учебно-воспитательной работы с детьми по курсу ОБЖ.

Работа представляет интерес для социальных педагогов, учителей ОБЖ, классных руководителей.

9. Мамаев В.Л. Нейропсихология в структуре образования: начальная школа (обоснование, формы работы, проблемы и перспективы): Творческая работа /психолог ГПДЦ УОМ г. Ярославля. Ярославль, 2000. 34 с. ¬

В работе автор достаточно обоснованно показывает, что проблемы школьной неуспеваемости и адаптации ребенка к школе, обусловленные целым рядом факторов, нередко имеют в своей основе недостаточную сформированность функциональных систем психики. Автором предложено нейропсихологическое понимание этой проблематики, ее этиологии и способов диагностики и коррекции.

Работа адресована педагогам, дефектологам, логопедам, чье тесное сотрудничество позволит решить многие проблемы учащихся младших классов.

10. Мухин В.Д. Социально-психологическая помощь семье в современных условиях: Дипломная работа /социальный педагог. Рыбинск, 2000. 47 с.

В работе анализируются современные проблемы семьи, раскрываются методы исследования семьи школьника, особенности психокоррекционной работы с семьями учащихся.

11. Селевко Г.К., Маркова Н.Н., Левина О.Г. Научи себя учиться /профессор, проректор по научной работе ЯИРО. М.: Народное образование, 1999. 168 с.

В пособии рассматриваются на общепедагогическом уровне вопросы теории и практики организации учебного труда школьников. Особый акцент делается на формирование мотивации учения, овладение учащимися методами самостоятельной деятельности по самообразованию.

Книга будет интересна учителям и ученикам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами самосовершенствования личности.

12. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников: Сборник материалов /профессор, проректор по научной работе ЯИРО. М.: Народное образование, 1999. 135 с.

В предлагаемом сборнике материалов изложены концепция технологии саморазвития школьников, ее теоретические обоснования; даются программы курса “Самосовершенствование личности” и методические рекомендации по всем классам с I по XI; описаны возможные модели построения внеурочной деятельности детей и педагогика отношений учителя и ученика.

По курсу “Самосовершенствование личности” написаны учебные пособия для учащихся с V по XI класс: Познай себя (V кл.), Сделай себя сам (VI кл.), Научи себя учиться (VII кл.), Утверждай себя (VIII кл.), Найди себя (IX кл.), Управляй собой (Х кл.) и Реализуй себя (XI кл.).

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /профессор, проректор по научной работе ЯИРО. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

В пособии рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию. Предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

14. Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка. М.: Рольф, 2000. 160 с. ¬

Книга представляет собой пособие, разработанное в соответствии с авторской программой обучения детей пространственному мышлению, начиная уже с дошкольного возраста. Материал пособия разбит на 6 этапов, первый из которых рассчитан на детей 5-6 лет, второй и третий - на детей 6-9 лет, а три последних - на детей 9-12 лет.
Пособие может быть использовано как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми и рассчитано на непосредственное участие взрослого в занятиях.

15. Соловьева Т.В. Психологическое обеспечение системы работы по профилактике эмоционально-личностных нарушений у детей дошкольного возраста: Творческая работа /педагог-психолог д/с № 211 Дзержинского РОО г. Ярославля. Ярославль, 2000. 36 с. ¬

В работе представлен опыт создания системы коррекционно-профилактической работы с дошкольниками на базе детского сада № 211. При составлении плана группового занятия обязательно учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, поэтому каждое занятие “работает” как на всех детей подгруппы, так и на отдельного ребенка.

16. Суконин А.В. Самоутверждение в подростковом возрасте: Дипломная работа /социальный педагог. Ярославль, 2000. 36 с.

Работа посвящена изучению проявлений потребностей в самоутверждении подростков на примере учащихся СПК-школы № 59.

Адресована социальным педагогам, классным руководителям.

17. Текнеджян Т.В. Рационализация труда школьного психолога: Творческая работа /психолог СШ № 27 г. Ярославля. Ярославль, 2000. 51 с. ¬

В работе представлена авторская модель школьной психологической службы, основанная на двух организационных принципах: системности и закреплении. Представлено авторское видение рационализации деятельности школьного психолога по направлениям: психодиагностика, психопрофилактика, психопросвещение. Работа представляет интерес для практических психологов образования.

18. Филиппова Г.А. Психологическое сопровождение эмоционально-личностного развития дошкольников (в рамках программы “Я и моя Родина”): Творческая работа /педагог-психолог детского сада № 36 Красноперекопского РОО г. Ярославля. Ярославль, 2000. 56 с. ¬

В программе “Я и Моя Родина” за основу взята личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослых с ребятами. В центре педагогической работы - ребенок, его проблемы и достижения. Отличительной чертой программы “Я и Моя Родина” является акцент на участие в ней семьи. В программе особое внимание уделяется формирование у ребят культуры общения со сверстниками и взрослыми, поэтому главным методом воспитания любви к близким является совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником. Большое внимание уделяется игровой деятельности, особенно народным играм.

19. Хабарова О.Е. Использование социально-психологического мониторинга в целях раннего выявления и профилактики школьной дезадаптации: Творческая работа /старший преподаватель ЯИРО. Ярославль, 2000. 86 с.

Разработаны научно-теоретические основы преодоления дезадаптации школьника, методика психологического сопровождения школьника в условиях массовой школы. Раскрывается роль социального педагога в спец. учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.

Для социальных педагогов, психологов, заместителей по воспитательной работе.

20. Шипулина Т.Г. Семья как важнейший фактор социализации личности школьников: Творческая работа /социальный педагог СШ № 59 г. Ярославля. Ярославль, 2000. 41 с.

Работа посвящена семейной политике и роли государства по ее осуществлению. Представлен алгоритм работы социального педагога с семьями учащихся. Описан конкретный опыт реализации программы “Семья” в условиях современной школы.

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. П.Г. ДЕМИДОВА

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

21. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления /Монография. СПб.: Алетейя, 2000. 463 с.

В монографии обсуждаются теоретические и практические аспекты профессионального мышления учителя как процесса решения педагогической проблемной ситуации. Описаны функции, критерии и принципы ситуационного анализа педагогического мышления. Особое внимание обращено на функционально-уровневую характеристику процесса решения педагогической ситуации. Главная цель монографии - теоретическое обоснование технологии ситуационного подхода как средства исследования и совершенствования педагогического мышления.

Монография адресована студентам психологических и педагогических факультетов, практическим психологам, учителям, руководителям образования и всем интересующимся современными проблемами педагогической психологии.

22. Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации /Ярославский государственный университет. Ярославль, 1997. 100 с. ¬

В пособии обсуждаются теоретические и практические аспекты решения педагогической ситуации. На основе рассмотрения более 5 тысяч педагогических проблемных ситуаций описаны критерии и принципы ситуационного анализа. Особое внимание обращено на уровневую характеристику процесса решения педагогической ситуации. Главная цель пособия - помощь студентам специализации “Педагогическая психология” в овладении технологией ситуационного подхода как средства исследования и совершенствования педагогической деятельности.

Пособие адресовано студентам психологических и педагогических факультетов, практическим психологам, учителям, административным работникам школ и всем интересующимся современными проблемами педагогической психологии.

23. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. М.: ТЦ “Сфера”, 2000. 192 с. ¬

В работе предложены технологии работы психолога с педагогом, каждая из которых может быть использована в комплексе с другими методами или по отдельности. Специально рассматривается вопрос об улучшении взаимоотношений администрации и педагогического коллектива, даются рекомендации и методы создания атмосферы сотрудничества в образовательном учреждении.

Пособие рекомендуется школьным психологам, руководителям образовательных учреждений, методистам и экспертам.

24. Психолого-педагогическая культура: проблемы, поиски, решения: Тематический сборник /Под ред. С.Н. Батраковой, Ярославский государственный университет. Ярославль, 1999. 64 с.

Сборник посвящен некоторым психолого-педагогическим проблемам образования, взятым в культурологическом аспекте. В статьях раскрываются различные теоретические подходы к пониманию процесса обучения и методологические приемы приобщения студентов к педагогической культуре; уровни сформированности педагогического мышления и ценностно-рефлексивные подходы к осмыслению педагогической деятельности.

25. Психология педагогического мышления: Теория и практика: Сб. статей /Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. 149 с. ¬

В сборнике содержатся материалы психологических исследований, представленных на секцию “Психология педагогического мышления” (сопредседатели: Л.М. Митина, М.М. Кашапов) 11 съезда Российского психологического общества, проходившего в Ярославле в сентябре 1998 года. Различные по направленности статьи объединяет теоретическая позиция авторов: представление о преобразующей роли профессионального мышления учителя в контексте педагогической деятельности.

Сборник предназначен для всех интересующихся проблемами психологии профессионального мышления.

26. Ярославский психологический вестник. Выпуск 1 / Под редакцией Ю.К. Корнилова. Москва-Ярославль: Издательство “Российское психологическое общество”, 1999. 191 с.

Данный выпуск “Вестника” - первый в истории Ярославского отделения Российского психологического общества. Его выход приурочен к 60-летию В.Д. Шадрикова, известного Российского психолога, внесшего большой вклад в развитие психологии в регионе. В сборнике представлены научные статьи ярославских специалистов, работающих в области теоретической и прикладной психологии. Материалы представляют интерес для психологов, педагогов и руководителей образования.

27. Ярославский психологический вестник. Выпуск 2. Москва-Ярославль: Издательство “Российское психологическое общество”, 2000. 204 с.

Выпуск вестника посвящен памяти известного психолога Николая Павловича Ерастова, одного из основоположников и яркого представителя Ярославской психологической школы. Материалы вестника включают данные разнообразных методологических, теоретических и практических исследований. Они представляют интерес для психологов, педагогов и руководителей образования.

28. Ярославский психологический вестник. Выпуск 3. Москва-Ярославль: Издательство “Российское психологическое общество”, 2000. 212 с.

Выпуск вестника посвящен памяти крупного отечественного психолога М.С. Роговина, который много лет своей жизни отдал созданию и становлению психологического факультета в Ярославском государственном университете. В вестнике представлены разнообразные по тематике и теоретико-практическому содержанию материалы его коллег, учеников и последователей. Эти работы могут быть интересны широкому кругу читателей - психологов, педагогов, медиков и руководителей образовательных и медицинских учреждений.

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

29. Войнич М.В. Некоторые психологические детерминанты школьной тревожности на материале гимназии: Дипломная работа. Ярославль: ЯрГУ, 2000. 107 с.

Данная работа исследует связь школьной тревожности с мотивацией достижения и интеллектуальной успешностью. Экспериментальная часть работы проводилась в гимназии, где основой дифференциального обучения является профилизация образования в среднем звене и вузовская система обучения в старших классах. Работа характеризуется логичностью, конкретностью и доступностью. Она полностью ориентирована на практический запрос школы. Материалы исследования могут быть использованы психологами, работающими в специализированных школах.

30. Досугова Ю.В. Исследование эмоциональной направленности личности современного подростка и ее соотношение с кругом предпочитаемых профессий: Дипломная работа. Ярославль: ЯрГУ, 2000. 91 с.

В работе показана актуальность исследования эмоциональной направленности в развитии и воспитании подростка, выборе им профессии. Получено подтверждение тому, что каждая из эмоций удовлетворяется в своей, значимой для нее сфере: если у подростка возникают положительные чувства и эмоции к каким-то определенным видам деятельности, тогда он выполняет их с большей увлеченностью и интересом. Полученные данные могут быть полезны педагогу для более полного понимания эмоциональной жизни современного подростка.

31. Коровичева Ю.Р. Особенности полоролевых установок старших подростков и их влияние на межличностные отношения: Дипломная работа. Ярославль: ЯрГУ, 2000. 62 с.

Исследования автора работы подтвердили гипотезу о том, что полоролевые установки старших подростков в силу особенностей переходного возраста носят слабо дифференцированный характер. Кроме этого, выявлено влияние социальной ситуации в стране на специфичность формирования полоролевых установок. Также свое влияние оказывает отсутствие систематического полового воспитания в школе. Информация будет полезна для всех специалистов сферы образования, работающих с подростками.

32. Левашова С.А. Разработка и апробация двигательно-коммуникативного тренинга для подростков: Дипломная работа. Ярославль: ЯрГУ, 2000. 56 с. ¬

Работа выполнена на основе одной из программ подросткового клуба Ярославской областной молодежной общественной организации “ИМКА - Ярославль”. Авторский двигательно-коммуникативный тренинг - это не просто теоретико-методический конструкт, но и реально действующая и приносящая положительные результаты программа. Динамика изменений в группе дает основания для возможности использования предлагаемой программы тренинга в работе с подростками.

33. Ткаченко Г.А. Возрастная динамика стереотипов мужественности и женственности: Дипломная работа. Ярославль: ЯрГУ, 2000. 88 с. ¬

В работе дано содержание стереотипов мужественности и женственности в трех возрастных группах; выяснены статистически значимые различия по критериям пола и возраста; определена степень дифференцированности стереотипов мужественности и женственности во всех экспериментальных возрастных группах; стереотипы проанализированы на соотнесенность с действительностью. Данные могут быть полезны в сфере психологического консультирования по вопросам семьи и брака и в практике школьного и семейного воспитания.

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

34. Кряжева Н.Л. Готов ли ребенок к школе? Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 1999. 192 с. ¬

Книга представляет собой практическое руководство по психологической подготовке к обучению в школе детей и их родителей. Автор, детский психолог, отвечает на вопросы родителей будущих первоклассников, а для детей приготовлен сюрприз - оригинальные и занимательные игры на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, что, несомненно, поможет им подготовиться к школе. Рассчитана на широкий круг читателей.

35. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”, 2000. 176 с. ¬

В книге речь идет о кошках и собаках, сумевших войти не только в дом человека, но и в его душу. Рассматривается их психологическое предназначение: роль в развитии детей, формировании способности адаптироваться в обществе. Представлено много примеров из практической работы автора.
Книга предназначена для родителей, воспитателей, педагогов и психологов.

36. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: “Академия развития”, 1997. 208 с. ¬

В книге представлено свыше 130 игр и упражнений, которые помогут взрослым развить эмоциональную сферу дошкольников и младших школьников (с 4 до 10 лет) и исправить некоторые отклонения (страхи, робость, агрессия). Даны также специальные методы: анимотерапия, арттерапия, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные техники.

Данное пособие предназначено для родителей, педагогов, психологов.

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Д. УШИНСКОГО

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

37. Ансимова Н.П., Кузнецова И.В. Критерии эффективности центров реабилитации по работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в поведении: Методическое пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 1999. 48 с.¬

В методическом пособии дана структура центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, занимающихся профилактикой и коррекцией девиантного поведения детей и подростков, рассмотрены критерии эффективности деятельности профилактико-реабилитационных учреждений.

Методические рекомендации адресованы практическим работникам центров реабилитации по работе с детьми и подростками с отклоняющимся поведением.

38. Ковальчук М.А. Критерии эффективности деятельности общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков: Методические рекомендации. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 1999. 26 с. ¬

Данные методические рекомендации адресованы педагогам, классным руководителям, социальным педагогам, психологам, школьным медицинским работникам, администрации школ и посвящены проблеме эффективности организации профилактической и реабилитационной работы с детьми и подростками с девиантным поведением.

39. Лабораторный практикум по психологии человека. Часть 1. Диагностика познавательных способностей. Методические рекомендации. /Составители: Н.П. Ансимова, Е.Г. Заверткина, Н.Г. Рукавишникова. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2000. 50 с. ¬

Лабораторный практикум содержит описание процедуры проведения и обработки целого ряда психодиагностических методик, направленных на изучение познавательных способностей личности.

Методические рекомендации по данному лабораторному практикуму адресованы студентам педагогических вузов.

40. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999. 67 с.

Данное методическое пособие разработано и издано в рамках и на средства Федеральной целевой программы “Дети-сироты” Министерством образования Российской Федерации. В книге рассматривается сущность, особенности, критерии и показатели профессионального и личностного самоопределения детей-сирот, предлагаются методики диагностики и формирования способности к самоопределению.

Пособие адресовано руководителям, воспитателям, социальным педагогам и психологам учреждений интернатного типа.

41. Развитие личности сельского школьника: Сборник материалов международных педагогических чтений, посвященных К.Д. Ушинскому. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. 208 с.

В основу сборника положены материалы открытых педагогических чтений, посвященных К.Д. Ушинскому, которые прошли в марте 2000 года в Ярославском педагогическом университете. Наряду с результатами исследования зарубежных и отечественных ученых, в сборнике представлен опыт работы школьных учителей, преподавателей педагогических колледжей, руководящих работников образования.

42. Рукавишникова Н.Г. Опыт работы Красноборской спецшколы с детьми и подростками, имеющими отклонения в поведении: Методические рекомендации. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 1999. 26 с. ¬

Данные методические рекомендации адресованы педагогам, психологам, организаторам воспитательной работы, администрации школ и посвящены обобщению опыта работы Красноборской спецшколы для детей и подростков с девиантным поведением, а также анализу условий эффективности этой работы.

43. Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. 71 с. ¬

Сборник концепций воспитания предлагается как материал для обсуждения на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции “Воспитание в контексте современных концепций”.

44. Статистический анализ данных и способы представления результатов исследования: Учебно-методическое пособие к лекционно-практическому курсу “Психодиагностика” /Составители: Е.Г. Заверткина, Н.Г. Рукавишникова. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2000. 47 с. ¬

Учебно-методическое пособие адресовано студентам педагогических вузов. В нем раскрываются основные понятия математической статистики. Данное пособие может быть использовано как практическое руководство-справочник при математической обработке результатов исследований.

45. Юрасова Е.Н., Беломытцева М.А. Летний специализированный спортивный палаточный лагерь для трудных подростков “Спасатель”: Программа, получившая статус областного профильного лагеря на областном конкурсе вариативных программ в сфере отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в 2000 году //Первая областная ярмарка программ молодежных и детских объединений: Сборник информационно-методических материалов. Ярославль, 2000. С. 117-126. ¬

Программа лагеря “Спасатель” ориентирована на подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет не имеющих медицинских противопоказаний.

Целью программы является создание условий для конструктивного разрешения внутренних конфликтов подростками девиантно-деликвентного типа. Для реализации целей и задач программы лагеря “Спасатель” работа проходила по следующим направлениям:

- формирование навыков оказания помощи населению в экстремальных ситуациях;

- формирование здорового образа жизни;

- формирование спортивных навыков;

- диагностика профессиональных интересов и информирование о рынке труда;

- развитие навыков организации собственного досуга и общения.

Реализация программы осуществлялась на базе летнего палаточного лагеря полустационарного типа. Место расположения - Ярославский район, станция “Река”.

ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЯГПУ им. К.Д. УШИНСКОГО

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.

Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998. 240 с.¬

В книгу включены 375 игр для развития восприятия, которые организованы в Игровую Систему Сенсорного Обучения (ИССО). В этой системе используются приемы обучающего эксперимента, которые применялись в ходе научных исследований, и закономерности развития восприятия, исследованные выдающимися советскими психологами под руководством А.В. Запорожца.

ИССО обеспечивает поэтапное формирование процесса восприятия с учетом возрастных особенностей детей. Также эта игровая система поможет определить уровень развития восприятия, обнаружить проблемы в восприятии ребенка и пути их устранения.

Книга предназначена для родителей, воспитателей детских садов, учителей начальной школы.

ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ “РЕСУРС”

47. Кузнецова И.В. Психологическая поддержка детей и подростков с отклонениями в поведении: Учебно-методическое пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 1999. 22 с. ¬

Данное пособие содержит методические рекомендации, которые помогут специалистам и родителям установить помогающие отношения при взаимодействии с детьми и подростками, имеющими отклонения в поведении; точнее определить собственную позицию, наметить тактику и стратегию взаимодействия, подобрать (выработать) необходимые и достаточные средства и способы помощи в каждом конкретном случае.

48. Профессии юридической группы: Комплект профессиографических карточек (2-е издание, дополненное) /Составители: К.В. Совина, О.В. Большакова. Ярославль: Центр “Ресурс”, 2000. 23 с. ¬

Данное издание содержит профессиографическое описание профессий юридической группы. Кроме этого, дан перечень высших учебных заведений России, где можно получить высшее юридическое образование, а также список литературы о профессиях юридической группы.

Издание предназначено для профконсультантов, специалистов службы занятости, специалистов по профориентации, школьников, студентов, педагогов и для широкого круга читателей.

49. Рынок труда Ярославской области: Периодическое издание. Выпуск 5 /Под ред. Кузнецовой И.В. Авторы-составители: Г.А. Белая, Ю.П. Жукова, О.Н. Петрова. Ярославль, 2000. 203 с. ¬

Пособие издано при поддержке Департамента образования Администрации Ярославской области, Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области, Департамента по делам молодежи Администрации Ярославской области. В выпуске приводится подробный анализ состояния рынка труда области, основные характеристики и тенденции рынка труда и причины их формирования. Большой акцент сделан на молодежном рынке труда. Кроме этого, отмечены изменения на рынке образовательных услуг Ярославской области, приводятся данные о структуре и тенденции Ярославского рынка профессий, а также отмечены перспективные виды деятельности и специальности.

Издание предназначено для специалистов по профориентации, обучению, учителей, выпускников профессиональных учебных заведений, школьников и др.

50. Справочник военных профессиональных образовательных учреждений Российской Федерации (2-е издание, дополненное) /Составитель: В.В. Тепляков. Ярославль: Центр “Ресурс”, 2000. 39 с. ¬

В справочнике содержится информация по образовательным учреждениям военного профессионального образования МО, МВД, МЧС, ФПС, ФАПСИ.

Справочник предназначен для выпускников средних школ, лицеев и учреждений начального и среднего профессионального образования; студентов учреждений высшего профессионального образования; педагогов и преподавателей; специалистов подразделений военных комиссариатов и МВД, занимающихся комплектованием ведомственных учебных заведений; психологов-профконсультантов, специалистов службы занятости и других заинтересованных организаций.

51. Справочник учебных заведений Ярославской области /Составитель: Т.Н Кузьмина. Ярославль: Центр “Ресурс”, 2000. 104 с. ¬

Справочник предназначен для поступающих в профессиональные учебные заведения Ярославской области и содержит современную и подробную информацию об условиях приема в различные учебные заведения в 2000 г. Справочник также может быть полезен для педагогов, психологов, специалистов службы занятости, родителей и других заинтересованных лиц.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ “ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ” г. ЯРОСЛАВЛЯ

52. Балуева Е.Б., Корикова И.А. Компьютерный вариант психодиагностического комплекса методик для определения уровня развития младших школьников. Пояснительная записка / специалисты Государственного образовательного учреждения “Центр помощи детям” г. Ярославля. Ярославль, 2000. ¬

Предлагаемая компьютерная программа включает набор методик психодиагностического комплекса для определения уровня развития младших школьников. Программа включает три методики:

- Методика исследования особенностей прогностической деятельности “Угадайка”;

- Цветные прогрессивные матрицы Дж. К. Равена в модификации Т.В. Розановой (1978) или методика исследования зрительного восприятия и наглядно-образного мышления;

- Методика диагностики словесно-логического мышления.

Данная компьютерная программа проста и доступна в применении, представляет безусловный интерес для самих обследуемых школьников. Психодиагностический комплекс методик ориентирован на обследование детей 6,5-10 лет и вне этих возрастных границ его использование нецелесообразно.

54. Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено: Методические указания / Составители: С.Б. Корнилова, В.К. Солондаев, Т.А. Иванова, Л.Н. Лисенкова, Р.А. Поваренкова. Ярославль: “Центр помощи детям”, 2000. 31 с. ¬

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками. Основой для предлагаемого набора послужил комплекс методик для определения готовности к обучению в средней звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А. В. Басовым. Возможны два направления интерпретации полученных результатов: педагогическая интерпретация, ориентированная на уровень комплексных достижений, требующихся для успешного обучения в среднем звене; и психологическая, ориентированная на выявление уровня развития тех психических функций, которые обеспечивают адекватное выполнение действий, необходимых в учебной деятельности.

55. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа /Государственное образовательное учреждение Ярославской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр помощи детям”. Ярославль, 2000. 24 с. ¬

В предлагаемой программе выделены следующие разделы:

- Развитие у ребенка общей моторики;

- Развитие у ребенка мелкой моторики:

- Сенсорное развитие детей.

Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. На каждом занятии решаются задачи всех трех разделов программы.

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

56. Приобщение подростков к здоровому образу жизни: Методические рекомендации специалистам образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Ярославль, 2000. 76 с. ¬

Брошюра обобщает восьмилетний опыт работы Ярославского городского Центра психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников по приобщению подростков к здоровому образу жизни. В ней рассматриваются различные аспекты решения этой проблемы:

- концепция сохранения психического, соматического и репродуктивного здоровья подростков;

- организационно-правовые аспекты деятельности Центра по приобщению подростков к здоровому образу жизни;

- психологическое сопровождение подростков в деятельности Центра;

- направление и методы медицинской деятельности Центра.

К брошюре имеется приложение с подробными конспектами нескольких уроков.

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ “ДОВЕРИЕ”

57. Киселева Ю.В. Психологические аспекты профилактики “вредных привычек” подростков: Творческая работа /педагог-психолог Центра ППМС помощи детям “Доверие” г. Ярославля. Ярославль, 2000. 34 с. ¬

Работа содержит обстоятельный анализ большого числа литературных источников по проблеме аддиктивного поведения. Подробно анализируются изученные факторы, оказывающие влияние на формирование этого вида девиаций, методы их профилактики и коррекции. Представляет интерес практическая часть работы, описывающая опыт автора в проведении профилактической работы с подростками в виде обучающей программы.

ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ “ГАРМОНИЯ” ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. ЯРОСЛАВЛЯ

58. Галлямова Л.З. Организация взаимодействия районного психологического центра с участниками образовательного процесса: Творческая работа /директор МОУ Центра диагностики и консультирования “Гармония” Ленинского района г. Ярославля. Ярославль, 2000. 43 с. ¬

В работе представлен опыт организации взаимодействия на ориентационном этапе развития районной психологической службы с другими учреждениями, имеющими отношение к обучению, воспитанию и развитию детей на территории Ленинского района г. Ярославля; раскрываются особенности этапа становления психологического Центра, предлагаются критерии эффективности деятельности службы на этом этапе.

В теоретической части даются краткие сведения об истории развития психологической службы в системе образования, предлагается ознакомление с ныне действующими моделями психологических служб.

Работа может быть интересна руководителям психологических служб, психологам и педагогам.

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ (ПРИЮТ)

59. Литченкова С.И. Коррекция агрессивного поведения детей со школьной дезадаптацией: Творческая работа /психолог центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям г. Ярославля. Ярославль, 2000. 43 с.¬

Данная работа посвящена детской агрессивности. В работе даны несколько определений понятий “агрессия”, “агрессивность”, “агрессивное поведение”; рассмотрены факторы, порождающие агрессивное поведение, а также пути и формы его коррекции.

Новизна работы заключается в том, что в ней делается акцент на коррекцию поведения детей, имеющих школьную дезадаптацию. Как показала практика, такие дети имеют ряд особенностей: они являются выходцами из неблагополучных или даже из асоциальных семей, имеют слаборазвитые психические процессы и рефлексию, низкую учебную мотивацию, базовое недоверие к миру. В то же время, существующие в литературе программы коррекции агрессивного поведения предполагают наличие у участвующих в них развитой рефлексии и высокой познавательной активности. В предложенной автором программе цели, задачи, формы коррекционной работы учитывают наличие вышеперечисленных особенностей у детей.

Программа включает разные направления работы: индивидуальное консультирование детей и родителей, психологические группы для детей, подростковый клуб.

Работа содержит достаточно подробный перечень методов коррекции, а также оценку эффективности предложенной программы.

60. Шимина А.В. Диагностика и коррекция минимальных мозговых дисфункций (психологический аспект) /психолог центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (приюта) г. Ярославля. Ярославль, 2000. 47 с. ¬

В работе освещены факторы, которые могут повлиять на развитие ребенка, провоцируя легкие нарушения сознания и функционирования мозга. Автор предлагает свою систему организации эффективного взаимодействия “психолог-родитель-учитель” для обеспечения психологического благополучия детей с синдромом ММД (минимальные мозговые дисфункции). Для диагностики на наличие синдрома ММД используется тест Тулуз-Пьерона. Разработка представляет интерес для учителей начальных классов и школьных психологов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА г. ГАВРИЛОВ-ЯМА

61. Киселева И.В. Из опыта работы практического психолога /психолог Стогинской средней школы г. Гаврилов-Яма. Гаврилов-Ям, 2000. 5 с. ¬

В работе представлены: программа адаптации первоклассников к школе (в табличном варианте), индивидуальная карта развития ребенка, анкета для родителей первоклассников и психолого-педагогическая характеристика класса (в табличном варианте), которые школьный психолог использует в своей практической деятельности.

62. Комарова С.Ю. Управление формированием социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения /заместитель директора, психолог школы № 2 г. Гаврилов-Яма. Ярославль: Ярославский институт повышения квалификации педагогических кадров. Кафедра руководящих работников, 2000. 88 с. ¬

Работа содержит систематизированный теоретический материал по вопросам формирования положительного микроклимата в учреждениях образования, коллективы которых призваны творчески решать проблемы обучения, воспитания.

Практические наработки рекомендованы психологам, а также администрации образовательных учреждений.

63. Соломатина Т.В. Молодежная субкультура: Творческая работа (занятие-практикум) /социальный педагог ППЦ г. Гаврилов-Яма. Гаврилов-Ям, 2000. 10 с.

Творческая работа содержит практический и методический материал по вопросам современных молодежных объединений. Рекомендована в 2-х вариантах: для педагогических коллективов (педагогов, родителей) и для подростков.

64. Соломатина Т.В. Преодоление страхов у детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста: Творческая работа (практикум) /социальный педагог ППЦ г. Гаврилов-Яма. Гаврилов-Ям, 2000. 10 с.

Предложена форма проведения родительского собрания с целью включения родительского коллектива в решение психолого-педагогических проблем. Для социальных педагогов, родителей, воспитателей ГПД.

65. Федорова Е.С. Роль психолого-педагогического центра в обеспечении образовательного процесса учебных учреждений района: Творческая работа /руководитель психолого-педагогического центра г. Гаврилов-Яма. Гаврилов-Ям, 2000. 40 с. ¬

Данная творческая работа раскрывает функции и направления деятельности психологической службы района. Подробно описан опыт работы психолога ППЦ и социального педагога в рамках психологического сопровождения участников образовательного процесса в личностно-ориентированном обучении.

Представленный материал будет интересен практическим психологам образования.

66. Шаломина Г.Д. Социальный статус воспитанника Детского дома, оставшегося без попечения родителей, как дополнительная гарантия правовой защиты ребенка /социальный педагог Детского дома-школы г. Гаврилов-Яма. Гаврилов-Ям, 2000. 22 с. ¬

Главным направлением деятельности социального педагога детского дома является социально-правовая защита ребенка, которая рассматривается как комплекс правовых, медицинских, психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное биологическое и социальное развитие, адаптацию воспитанника к существующим социально-экономическим условиям. Социальный педагог обязан знать основные правовые документы, направленные на защиту прав-сирот. Данная работа содержит практический набор документов, регламентирующих взаимоотношения: воспитанник (дети-сироты) -общество - учреждение образовательного и воспитательного статуса.

Материал представляет интерес для специалистов детских домов и школ-интернатов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА г. ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО

67. Адаптация ребенка к детском саду: Методические материалы для руководителей, воспитателей, психологов дошкольных учреждений /Автор-составитель: С.Ю. Южалкина, педагог-психолог Центра диагностики и консультирования “Доверие”. Переславль-Залесский, 2000. 30 с. ¬

“Адаптация ребенка к детскому саду” - методические материалы для руководителей, воспитателей, психологов по организации и содержанию работы по адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения. Данная разработка включает в себя теоретические, практические, конкретные методические и диагностические материалы для специалистов дошкольных образовательных учреждений.

68. Волкова О.В. Обучение счету в игре /учитель СКШИ. Переславль-Залесский: Переславская специальная коррекционная школа-интернат, 2000. 54 с. ¬

Данное пособие представляет опыт работы по обучению счету детей с умеренной умственной отсталостью. Обучение строится на игре как ведущей деятельности. Игры подобраны в соответствии с психофизическими особенностями детей и апробированы в группе “Особый ребенок” Переславской специальной коррекционной школы-интерната.

Данный опыт может представлять интерес для учителей-дефектологов, воспитателей дошкольных учреждений.

69. Коррекционно-развивающая направленность уроков обучения грамоте в группе “Особый ребенок” /Автор-составитель: Т.М. Головкина, учитель-дефектолог СКШИ. Переславль-Залесский: Переславская специальная коррекционная школа-интернат, 2000. 38 с. ¬

Методическое пособие составлено на основе опыта работы по обучению грамоте учащихся группы “Особый ребенок”. В пособии рассматриваются психологические механизмы чтения и письма, а также обозначаются пути их формирования у детей с умеренной умственной отсталостью. При этом подчеркивается роль комплексной коррекции.

Пособие может быть адресовано дефектологам, психологам, работающим с детьми, имеющими значительные проблемы в обучении.

70. Лофицкая Ю.Н. Программа курса “Психология общения”: Аттестационная работа /психолог СШ № 4 г. Переславля-Залесского. Переславль-Залесский, Центр диагностики и консультирования “Доверие”, 2000. 72 с. ¬

Предлагаемый курс психологии общения рекомендуется вводить в 10-11 классах средней школы, также он может быть использован и при проведении факультативных занятий. Занятия по данному курсу проводятся еженедельно в течение полугодия по одному часу (уроку) в неделю. Предлагаемый тематический план носит приблизительный характер, по усмотрению преподавателя он может быть скорректирован.

71. Моя НЕзависимость: Программа занятий по профилактике наркотизации среди подростков /Автор-составитель: М.А. Басалаева, педагог-психолог, директор Центра диагностики и консультирования “Доверие”. Переславль-Залесский, 2000. 24 с. ¬

“Моя НЕзависимость” - программа занятий по профилактике наркотизации среди подростков (13-16 летнего возраста). Рассчитана на 7 занятий, всего 16-18 часов. Программа направлена на формирование когнитивной, ценностно-мотивационной и деятельностной готовности подростков не употреблять наркотики. Программа основана на активных методах социально-психологического обучения (в т.ч. ролевого тренинга), позволяет актуализировать личностный потенциал развития подростка, сделать осознанный выбор. Программа может быть использована психологами образовательных учреждений и стать частью целевой программы школы по профилактике наркомании.

72. Развитие групповой сплоченности: Программа практических занятий для учащихся 6-7 классов /Автор-составитель: О.А. Глазнева, педагог-психолог Центра диагностики и консультирования “Доверие”. Переславль-Залесский, 2000. 20 с. ¬

“Развитие групповой сплоченности” - программа практических занятий для учащихся 6-7 классов. Методическое пособие для психологов образовательных учреждений. Рассчитана на 8 занятий, всего 8 часов. В программу включены элементы социально-психологического тренинга. Программа направлена на развитие навыков конструктивного межличностного взаимодействия, повышение уровня взаимного доверия подростков, формирование коллектива.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА г. РОСТОВА

73. Влияние стиля взаимодействия педагогов и учащихся на процесс адаптации: Материал семинара для педагогов. Ростов: Ростовский муниципальный центр психолого-медико-социального сопровождения, 2000. 15 с.

В материале представлены результаты исследования, проведенного в школах г. Ростова с целью выявления особенностей взаимодействия педагогов и учащихся школ. В анкетировании приняли участие 49 педагогов и 36 учащихся 11 классов.

Материал может быть использован педагогами для выстраивания оптимальных отношений с учащимися, для осознания влияния своего поведения на психологический климат в ученическом коллективе.

74. Дувакина О.В., Дойкова С.В. Программа коррекции эмоциональной сферы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста /Ростовский муниципальный центр психолого-медико-социального сопровождения. Ростов, 2000. 19 с. ¬

Данная программа имеет целью развитие у детей навыков эмоционального самоконтроля и построения полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Программа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.

Диагностический этап представляет собой предварительное обследование детей с целью выявления симптомов эмоционального неблагополучия и проблем в сфере общения.

Коррекционный этап проводится в форме групповых занятий с детьми. Количество занятий - 10. Длительность занятия - 45 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Рекомендуемое количество детей в группе - 8-10 человек.

Контрольный этап представляет собой заключительное обследование детей по окончании работы группы с использованием того же набора психодиагностических методик, что и при первичной диагностике.

Данная разработка представляет интерес для дошкольных психологов и для специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста.

75. Кольцова И.А. Особенности социализации учащейся молодежи в условиях малого города: Творческая работа /социальный педагог ОСОШ № 5 г. Ростова. Ростов, 2000. 80 с. ¬

Работа посвящена проблемам социализации молодежи в условиях малого города и роли школы в решении этих проблем. Предназначена для социальных педагогов, заместителей по воспитательной работе.

76. Программа “Особый ребенок”. Ростов: Ростовский муниципальный центр психолого-медико-социального сопровождения, 2000. 45 с.

Целью программы является создание благоприятных условий для своевременного выявления и преодоления отклонений в развитии детей. Основными направлениями реализации данной программы являются:

- работа с аномальными детьми;

- работа с детьми, имеющими речевые нарушения;

- работа с детьми, имеющими нарушения в эмоциональной сфере;

- работа с дисгармоничным развитием подструктур личности;

- работа с девиантным поведением.

В представленном материале показан опыт работы по некоторым из названных направлений. Он будет интересен для специалистов, работающих с проблемными детьми разных возрастов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА г. РЫБИНСКА

77. Быстрова Е. А. Направления работы детского психолога /руководитель МО дошкольных психологов г. Рыбинска. Рыбинск, 2000. 5 с.

В данной разработке представлена таблица, в которой показаны направления деятельности дошкольных психологов г. Рыбинска. Выделяются два вида деятельности, которые условно называются “профилактика” и “развитие”. Автор считает, что нужно заниматься профилактикой и развитием всех потенциальных возможностей данного возрастного периода с попутным формированием предпосылок перехода на следующий этап. Содержание работы вытекает из взаимосвязи психического развития и социально-педагогической ситуации, в которой находится ребенок в разные возрастные периоды.

За основу разработки была взята таблица, разработанная М.Битяновой “Направления работы школьного психолога” и опубликованная в газете “Школьный психолог” № 36, 1999.

78. Добина Н.И. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста как средство становления личности ребенка - субъекта общественных межличностных отношений: Творческая работа /педагог-психолог базового дошкольного учреждения Рыбинского педагогического колледжа ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Рыбинск, 2000. 43 с. ¬

Существующие программы коррекции личностной сферы предназначены, в основном, для детей с девиантным поведением или отставанием в развитии. Автор считает актуальным создание аналогичных программ для детей с нормальными показателями психического развития, посещающих обычный детский сад. В работе представлена авторская программа развития коммуникативных способностей детей 6-7 лет, апробированная в подготовительной группе базового детского сада РПК ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Программа включает следующие разделы:

1.Работа с детьми (сюда входят развивающие занятия с детьми и недельный цикл занятий в режиме тренинга в конце учебного года);

2. Работа со взрослыми (информирование педагогов и родителей о целях и задачах программы, о результатах ее внедрения).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА г. УГЛИЧА

79. Из опыта работы по диагностике учебно-воспитательного процесса /СШ №7 г. Углича. Углич, 2000. 5 с.

В материале представлены результаты диагностики учебно-воспитательного процесса в СШ № 7 по следующим направлениям:

- состояние здоровья учащихся;

- интеллектуальное развитие учащихся на разных ступенях обучения;

- психологический климат в школьном коллективе;

- уровни познавательной активности учащихся;

- причины, лежащие в основе школьной дезадаптации первоклассников.

80. Кожохина Л.В. Изучение и коррекция эффективных индивидуальных способов деятельности и поведения педагогов: Творческая, научно-методическая работа /психолог СШ № 5 г. Углича. Ярославль, 2000. 54 с. ¬

Данная работа дает обоснование перспективности применения системного подхода к анализу педагогической деятельности, а также построения модели этой деятельности. Автор описывает применение данного подхода в практической деятельности школьного психолога, а также делится своим личным опытом в оказании психологической помощи педагогам по коррекции педагогической деятельности и поведения.

81. Пименова А.Н. Система работы социального педагога /социальный педагог СШ № 5 г. Углича. Углич, 2000. 7 с.

Автор представляет свою систему работы социального педагога в средней школе. В табличном варианте показаны направления деятельности и система взаимодействия социального педагога с другими участниками учебно-образовательного процесса. Кроме того, дан социально-психологический паспорт школы на 1999-2000 учебный год, также представлены данные о психологическом климате в классах и по школе в целом и результаты деятельности социального педагога по некоторым направлениям работы за последние 3 года.

82. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /Управление образования Угличского муниципального округа, СШ № 5. Углич, 1999. 32 с.

В данном сборнике проанализирован опыт работы психолого-педагогического центра СШ № 5, который может быть использован при организации психологической службы в образовательных учреждениях округа.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ:

г. ЯРОСЛАВЛЬ

83. Белкова Е.А. Нарушения общения с родителями и способы их коррекции в подростковом и раннем юношеском возрасте: Творческая работа /педагог-психолог Центра ППМС помощи детям “Доверие” г. Ярославля. Ярославль, 2000. 51 с. ¬

В работе представлен один из возможных вариантов работы с детьми подросткового возраста, имеющих проблемы во взаимоотношениях с родителями. Автору представляется целесообразным использование активных методов обучения, позволяющих сгладить большую часть возникающих проблем.

Занятие в основном рассчитано на психологов, но возможен вариант его использования и другими специалистами, при условии, что они обладают достаточной подготовкой для проведения активных методов обучения, а также имеют соответствующий уровень знаний по данной проблематике.

84. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: ТЦ “Сфера”, 2000. 80 с. ¬

Книга предназначена работникам дошкольно-образовательных учреждений, работникам домов детского творчества, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям. Представленные разработки занятий по изобразительному искусству направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей. Они могут быть как самостоятельным учебным курсом, так и вписываться в традиционный курс “Изобразительное искусство в детском саду”.

85. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. М.: АРКТИ, 1999. 64 с. ¬

В пособии подробно изложены проблемы психического и физического развития детей от одного года до трех лет, приведены нормы физического развития. В каждом разделе дано подробное описание рекомендуемых игр для развития зрительной и слуховой системы, внимания, памяти, воображения, воли. В конце пособия - примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей данного возраста. В приложениях рекомендованы методы оценки психофизического развития ребенка, а также лечебно-профилактические мероприятия.

86. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет. М.: Рольф, 2000. 160 с. ¬

В пособии представлена система занятий по изобразительному искусству с детьми от 5 до 9 лет, которая может использоваться как самостоятельный учебный курс и как составляющая часть традиционного курса “Изобразительное искусство в детском саду”. Авторы предлагают разнообразные и нетрадиционные техники: создание аппликаций и витражей, коллажей и купажей, лепка из пластилина и глины, создание бумажных скульптур, рисование акварельными и гуашевыми красками, пастельными и восковыми мелками, тушью и углем.

Книга предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений, домов детского творчества, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям.

87. Малахова С.Ю. Технология работы по формированию графического навыка в комплексе “детский сад - школа” /психолог начальной школы-сада № 99 г. Ярославля. Ярославль, 2000. 98 с.

В данной работе автор рассматривает причины, признаки и методы коррекции тех трудностей письма, которые наиболее часто встречаются в начальных классах; также предложены практические наработки для педагогов и психологов в этой области в единой системе “детский сад - школа”. Особый акцент автор делает на слаженном взаимодействии психолога с другими участниками педагогического процесса.

88. Монахова А.Ю., Полянко М.А. Методический материал для родительских собраний. Психология - практике /психолог СШ № 15 г. Ярославля. Ярославль, 2000. 40 с. ¬

Цель данной работы - ознакомить педагогов, психологов, социальных педагогов со своим опытом проведения родительских собраний. Автор предлагает активную форму проведения родительских собраний, которая способна вызвать у родителей доверие и желание сотрудничать со школой.

В работе предложены сценарии родительских собраний в форме лекций и психологических практикумов, разработанных для родителей учеников разного возраста.

Материал будет интересен и полезен как для школьных психологов, так и для творчески работающих педагогов.

89. Муравьева Т.В. Система психологической работы с тревожными детьми в условиях детского сада: Творческая работа / психолог МДОУ д /с № 69

г. Ярославля. Ярославль, 1996. 41 с. ¬

В работе представлен интересный опыт взаимодействия педагогов разных специальностей и медицинского персонала при работе с тревожными детьми в условиях дошкольного учреждения. Автором разработаны схемы структурной модели взаимодействия специалистов для организации работы с детьми и логические схемы работы психолога с разными категориями специалистов детского сада и с воспитателями. Этот опыт может быть полезен психологам, воспитателям, администрации дошкольных образовательных учреждений.

90. Пушина О.В. Психологическое сопровождение психосоциального развития подростка в условиях гимназического обучения: Творческая работа / психолог гимназии № 1 г. Ярославля. Ярославль, 2000. 47 с.

В работе представлена программа факультативных занятий по психологии “Школа общения” для учащихся 8-10 классов. Обозначены основные этапы курса с подробным описанием их целей и методическим обеспечением.

Работа может быть полезна психологам, педагогам, другим специалистам, занимающимся проблемами подросткового возраста.

ВЕЛИКОСЕЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ ( Гаврилов-Ямский район Ярославской области)

91. Бурова А.С. Преодоление трудностей социализации детей-сирот /Социальный педагог Великосельского детского дома. Гаврилов-Ямский район, с. Великое, 2000. 10 с. ¬

В данной работе собран материал по социализации детей-сирот. В ней рассмотрены особенности социально-эмоционального развития, причины нарушения социализации, трудности социализации детей-сирот, также раскрыты пути преодоления этих трудностей при помощи социально-педагогической службы. Показана работа социального педагога по подготовке детей к социальной защите, оказание помощи в жизненном и профессиональном самоопределении.

В приложении даны некоторые психологические тесты для определения личностных качеств детей-сирот, а также справка о выпускниках Великосельского детского дома.

г. ВОЛОГДА

92. Васильев Н.Н. Преодоление конфликта. Практикум /доцент кафедры психологии ВИРО Вологодского государственного педагогического университета. Вологда: Издательско-производственный центр “Легия”, 2000. 72 с. ¬

Практикум содержит ряд методических приемов, направленных на эффективное преодоление конфликта. Рассматриваются вопросы управления эмоциями в конфликте, алгоритмы анализа конфликтной ситуации и психотехнические приемы, позволяющие уверенно вести переговоры по спорным вопросам. Каждое практическое занятие содержит необходимые пояснения по изучаемой теме, пошаговые инструкции по выполнению работы и интерпретации результатов, необходимые раздаточные материалы.

Практикум предназначен для студентов факультетов и спецфакультетов, осуществяющих подготовку социальных педагогов, практических психологов и иных специалистов “помогающих” профессий.

г. КИРОВ

93. Методические указания по организации самостоятельной работы по общей психологии. Для студентов очного и заочного отделений социально-психологического факультета /составитель: Н.Л. Росина, зав. кафедрой общей психологии социально-психологического факультета Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института, кандидат психологических наук. Киров: издание Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института, 2000. 47 с. ¬

В методические указания включены тематика и планы семинаров-практикумов по общей психологии, списки литературы, даны задания для упражнений и самоконтроля. Методические указания предназначены для студентов 1 курса дневного и заочного отделений социально-психологического факультета, обучающихся по специальности 020400 - “Психология”.

г. МОСКВА

94. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов /кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО. Москва: Педагогическое общество России, 2000. 220 с. ¬

В книге представлена поурочная система заданий для психологического развития учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Задания подобраны в соответствии с принципом системной дифференциации и по своей сути направлены на всестороннее развитие разных форм и видов мыслительных операций анализа и синтеза. Книга предназначена для учителей начальных классов, а также для школьных психологов и родителей.

95. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов /кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО. Москва: Педагогическое общество России, 2000. 140 с. ¬

Наглядные материалы к урокам, содержащиеся в данном альбоме, представляет собой вторую часть комплекта к развивающей программе “120 уроков психологического развития младших школьников”. Материалы предназначены для индивидуальной работы на уроках психологического развития учащихся с 1 по 4 классы.

96. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике /кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО. Москва: Издательство “Ось-89”, 1997. 80 с. ¬

В книге представлены психодиагностические таблицы как средство выявления психологических причин трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике; также приведены задания для их диагностики и коррекции.

Книга адресована учителям начальных классов, школьным психологам, а также родителям, желающим помочь своим детям в учении.

г. МУРМАНСК

97. Мельницкий В.Е., Цылев В.Р. Инструкция по обработке материалов анкетирования с применением программного пакета “OPINION” /Гимназия № 6 г. Мурманска. Мурманск, 2000. 15 с. ¬

Представляемая методика позволяет получить целый ряд психологических характеристик детей и социометрические характеристики классного коллектива - в оценке самих учащихся. В этот ряд входит уровень самооценки детей, степень ее адекватности, уровень сформированности у детей определенных личностных качеств (по мнению одноклассников), степень их популярности в классе, уровень позитивности учащихся в отношении к мальчикам, девочкам и классу в целом, особенности взаимоотношений между учащимися, а также между мальчиками и девочками. Анализ результатов данной методики дает педагогам и психологам много материала для последующей работы с детьми.

Содержание методики составляют анкетный опрос, обработка полученных данных на компьютере и последующий анализ результатов обработки по различным направлениям.

. ЧЕЛЯБИНСК

98. Молочкова И.В. Личностно-ориентированная педагогика и психология профессионализма учителя: Учебное пособие. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, факультет психологии, 2000. 85 с. ¬

В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы психологии учителя, связанные с определением критериев профессионализма и условий повышения эффективности педагогической деятельности. Представленный материал используется в рамках вузовского курса “Педагогическая психология”.

Пособие предназначено для студентов факультетов психологии, аспирантов, практических психологов, работающих в сфере образования.

г. ХАБАРОВСК

99. Платонова А.А. Курс “Мир профессий” /педагог-психолог Хурбинской СШ № 2 Комсомольского района, Хабаровского края. Хабаровск, 2000. 49 с. ¬

Предлагаемый курс “Мир профессий” проводится в течении года с периодичностью встреч - 1раз в неделю, включает в себя 34 занятия и 21 практическую работу. Программа включает три равнозначных части:

- классификация профессий Климова Е.А.;

- исследование особенностей личности, развития познавательных процессов;

- методы улучшения мышления, памяти, внимания, координации движений, советы по самовоспитанию и саморазвитию.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

  1. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста:

№№ 14, 15, 18, 34, 35, 36, 46, 55, 64, 67, 68, 74, 76, 78, 84, 85, 86, 87, 89.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей младшего школьного возраста:

№№ 9, 10, 12, 14, 46, 47, 52, 54, 59, 60, 61, 64, 68, 69, 74, 76, 79, 86, 87, 88, 94, 95, 96.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение развития подростков и детей старшего школьного возраста:

№№ 5, 7, 8, 10, 11, 12, 16, 29, 30, 31, 32, 40, 45, 47, 56, 57, 59, 63, 70, 71, 72, 76, 83, 88, 90, 91, 99.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей со специальными потребностями:

№№ 1, 2, 37, 38, 40, 42, 47, 57, 59, 68, 69, 76, 91.

  1. Научно-методическое обеспечение работы психолога, социального педагога, учителя:

№№ 4, 8, 9, 10, 12, 13, 17, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 33, 39, 41, 43, 44, 58, 60, 61, 65, 66, 73, 75, 77, 80, 81, 82, 88, 92, 93, 97, 98.

  1. Информационное обеспечение образовательного процесса:

№№ 48, 49, 50, 51, 99.

  1. Организационный и управленческий аспекты социально-педагогической, психологической и воспитательной работы в образовании:

№№ 3, 5, 6, 10, 12, 17, 19, 20, 37, 38, 40, 41, 42, 49, 56, 58, 62, 64, 65, 66, 75, 79, 81, 82.