На предыдущую страницу

Воспроизведение рассказа

Изучить особенности смысловой (логической) памяти можно с помощью методики “Воспроизведение рассказа”. При этом выявляются особенности не только к пониманию и запоминанию текстов, но и особенности к восприятию устной и письменной речи. Для проведения методики необходимо заготовить рассказы, различной степени сложности и небольшие по объему. Лучше эти рассказы отпечатать на машинке. Рассказы можно зачитывать вслух, а можно давать ребенку для самостоятельного прочтения.

В каждом рассказе заранее следует определить количество смысловых единиц, что позволит проводить и количественную оценку.

Для детей младшего возраста подбирают рассказы попроще. Для более старших - это могут быть и басни и рассказы, имеющие подтекст, иносказательный смысл.

Следует заметить, что от способа предъявления рассказа зависит и сложность его восприятия. Чтение рассказа учителем облегчает понимание смысла рассказа, но для восприятия “на слух” необходимо большое напряжение, большая устойчивость внимания.

Еще большие трудности возникают при необходимости воспроизвести рассказ письменно.

При проведении методики можно обсудить с ребенком прочитанный ему рассказ, выяснить как он понял его содержание, может ли выделить главные и второстепенные детали сюжета.

Инструкция : “Я прочитаю тебе сейчас рассказ. (Прочитай вот этот рассказ). Постарайся его запомнить и попробуй повторить как можно точнее”.

Обработка : норм на эту методику не существует, поэтому учителю предлагается самому оценить способности каждого конкретного ученика к пониманию отношений между смысловыми единицами рассказа, и способность выделять эти единицы. при оценке следует учитывать возраст ученика, а не то в каком классе он учится.