Проба на запоминание звуков и звукосочетаний
Методика направлена на изучение механической памяти, ее объема и способности к фиксации неструктурированного материала. ограничений на проведение методики нет.
Для проведения необходимо иметь список звуков и звукосочетаний, предлагаемых к запоминанию.
Примерные варианты :
1) звуки : на, ко, ля, ра, ту, ма, но, зи, ну, ла.
2) звукосочетания : салам, доли, козим, рами, нулим, кирям, вокар, торик, сиза, вича.
Фиксируется : количество предъявлений потребовавшихся для полного запоминания звуков (звукосочетаний).
Следует обратить внимание на количество звуков и звукосочетаний, воспроизведенных в первые два воспроизведения.
Инструкция : “Сейчас я буду зачитывать тебе звуки (звукосочетания). Твоя задача запомнить все эти звуки и воспроизвести. запоминай.”
Обработка : В норме дети 7 лет запоминают 10 звуков (и звукосочетаний) после 5-6 повторений.
Количество воспроизведенных звуков в первых двух случаях говорит об объеме кратковременной памяти школьника. Обычно он составляет 5-7 единиц.
Большое количество повторений необходимых для полного запоминания должно говорить о слабой способности ребенка к механическому запоминанию материала. Следует выяснить наличие способности таких детей к запоминанию смыслового материала, или материала, у которого можно установить смысловые связи. Вполне нормальным вариантом будет лучшие способности к смысловому запоминанию, особенно с увеличением возраста школьника. У младших школьников преобладает механический вид памяти.