На предыдущую страницу

Методики для изучения внимания и сенсомоторных реакций

Методика кодирования
( данная методика входит в качестве одного из субтестов в методику Векслера)

Методика направлена на исследование особенностей мелкой моторики (движений) школьника, возможности целенаправленного приобретения навыков, возможности концентрации внимания, его устойчивости и объема.

Методика может проводиться на школьниках в возрасте от 8 до 16 лет.

Для проведения методики необходимо иметь: спецбланк, секундомер. При обработке и анализе данных следует учитывать как время проведения / на выполнение задания отводится 120 секунд после чего школьника просят прекратить выполнять задание/, так и качество ошибок, и характер выполнения методики.

Методика заключается в следующем: ученику выдают специальный бланк, вверху на бланке имеется ключ, который представляет собой два ряда расположенных друг над другом прямоугольников. В верхнем ряду расположены арабские цифры, а в нижнем - различные значки, которые соответствуют определенной цифре. Школьнику дается инструкция нарисовать под соответствующей цифрой значок. Перед контрольным выполнением ученику предлагается выполнить тренировочное задание. Во время выполнения тренировочного задания учитель может помогать, подсказывать ребенку что и как должен делать. контрольное задание школьник выполняет самостоятельно, без подсказок.

Инструкция: “Посмотри на эти прямоугольники, Видишь, в верхних прямоугольниках имеется номер, а в нижних - особый значок. Каждому номеру соответствует определенный знак. Я хочу, чтобы ты, пользуясь ключом, расставил знаки в нижних прямоугольниках. Можешь попробовать. /После тренировочного задания берется секундомер, который включается с момента начала выполнения контрольного задания/. А сейчас вот отсюда начинай расставлять соответствующие знаки и постарайся запомнить как можно больше квадратиков. Продолжай работу пока не закончишь или пока я тебя не остановлю. Начинай.”

Оценивание: На выполнение задания школьнику отводится 120 с. Если по истечению этого времени он не закончит выполнять задание - его необходимо остановить. Подсчитывается количество правильно заполненных прямоугольников. За каждый правильно заполненный прямоугольник приписывается 1 балл. Подсчитывается общая сумма баллов и по таблице смотрится уровень развития способностей школьника в соответствии с его возрастом. Максимальное количество баллов -93.

 

Возраст школьника Уровень развития способностей
  ниже среднего средний выше среднего
8 лет -8лет 7 мес до 18 баллов 18-35 36-93
8 лет 8 мес - 8 лет 11 мес до 19 баллов 20-37 38-93
9 лет - 9 лет 3 мес до 20 баллов 21-37 38-93
9 лет 4 мес - 9 лет 7 мес до 21 22-40 41-93
9 лет 8 мес - 9 лет 11 мес до 23 24-42 43-93
10 лет - 10 лет 3 мес до 24 25-43 44-93
10 лет 4 мес - 10 л. 7 мес до 26 26-45 46-93
10л. 8 мес- 10л. 11 мес до27 27-47 48-93
11л. - 11л. 3 мес до 28 29-48 49-93
11л. 4 мес - 11 л. 7 мес до 30 31-51 52-93
11л. 8 мес - 11 л.11мес до 30 31-52 53-93
12 лет - 12л. 3 мес до 33 34-55 56-93
12л. 4 мес - 12л. 11 мес до 34 35-56 57-93
13л. - 13 л. 7 мес до 37 38-60 61-93
13л. 8 мес - 13л. 11мес до 37 38-62 63-93
14 л. - 14л. 11 мес до 40 41-66 67-93
15л. - 15л. 11 мес до 41 42-69 70-93

Кроме формального подсчета баллов при анализе выполнения задания следует обратить внимание на характер его выполнения: как нарисованы значки / небрежно или наоборот - тщательно/, какое количество ошибок и их место наибольшего расположения / начало задания - конец задания/, как вел себя испытуемый во время выполнения /отвлекался или нет, был напряжен или расслаблен/.

Так если небрежно расставленные знаки в прямоугольниках сочетаются с увеличением количества ошибок к концу задания, то это скорее всего говорит о том, что школьник не способен к длительной устойчивой концентрации произвольного внимания.

Увеличение количества ошибок к концу задания говорит об утомляемости и быстрой истощаемости внимания /эти показатели для более уверенного вывода можно сопоставить с корректурной пробой/.

Изменение качества прорисовки знаков может говорить как об истощаемости произвольного внимания, так и о более высокой подвижности /переключаемости/ психических процессов.

Тщательное выполнение задания в сочетании с напряженностью при выполнении вероятнее всего говорит о малой подвижности психических процессов, способности к поддержанию высокой концентрации внимания продолжительное время.