На предыдущую страницу

Таблицы Шульте

Данная методика рассчитана на измерение темпа сенсорных реакций, свойств распределения и переключения внимания. Методика может быть использована для исследования как детей, так и взрослых. Единственное ограничение к проведению методики - знание ребенком цифр и умения считать в пределах нескольких десятков.

Для проведения необходимо иметь 5 таблиц, на которых в произвольном порядке расположены цифры от 1 до 25 и секундомер.

Ребенку предлагается отыскать числа в таблице по порядку от 1 до 25, называя их вслух и показывая. При этом фиксируется время, затраченное на каждую таблицу.

Для детей старше 7 лет норой считается время, затраченное на отыскивание чисел в одной таблице, от 45 с до 1 мин.

Инструкция: “Перед тобой находится таблица с цифрами. Твоя задача найти, назвать вслух и показать число. Числа показывать необходимо по порядку, от 1 до 25. Постарайся не делать ошибок и работать быстро. Начинай.”

После команды “Начинай” включается секундомер, который выключается после того , как ребенок произнес “двадцать пять” и показал эту цифру. Результат / показания секундомера/ записывается. После этого учащемуся предлагается следующая таблица.

По окончании эксперимента у проводящего методику должны быть записаны результаты /время/, которое показал школьник для 5 таблиц.

Обработка: Как уже было сказано: для детей старше 7 лет нормой считается время, затраченное на одну таблицу до 1 мин.

Если время превышает 1 мин /даже для первых 2-х таблиц/, есть основания предполагать небольшую задержку развития, которая связана с малой подвижностью психических процессов, ригидностью, это может быть обусловлено и типом темперамента.

Следует обратить внимание на то, как испытуемый называл цифры. Если цифры назывались как бы группами, которые были разделены более длительными интервалами времени, чем внутри группы, то это может говорить о том, что учащийся склонен к группировке ответных реакций с периодами отдыха, т.е. какой-то период времени он активно работает, затем - отдыхает. Это можно учитывать и во время проведения урока, давая такому ученику время “отдохнуть”, “отвлечься”.

Если увеличивается время выполнения каждой последующей таблицы ( по отношению к предыдущей), то есть вероятность наличия повышенной утомляемости и истощаемости активного внимания.