На предыдущую страницу

Модифицированная таблица Шульте

Предложенный Ф.Д. Горбовым вариант таблицы Шульте, направлен на исследование переключаемости и распределения внимания. Эта таблица представляет собой аналогичную таблицу Шульте матрицу, в которой расположены цифры от 1 до 25, двух разных цветов, обычно черные и красные. Оба ряда цифр расположены произвольным образом. Школьнику предлагается отыскать, называя и показывая цифры одного цвета ( например, черного) в прямом порядке ( от 1), а цифры другого цвета в обратном. Причем от школьника требуется, чтобы он чередовал ряды, т.е. через одну цифру называл и отыскивал числа. Например: один черная, двадцать пять красная, два черная, двадцать четыре красная и т. д. Засекается время затраченное на выполнение, характер выполнения.

Для проведения методики необходимо иметь: таблицу с двумя разноцветными рядами цифр, расположенных случайным образом и секундомер.

Ограничением к проведению методики, как и в предыдущем варианте, Является знание ребенком чисел и умение считать в пределах 3-х десятков. Возраст не ограничен.

Инструкция: “Перед тобой находится таблица с числами от 1 до 25. Видишь, здесь одни цифры нарисованы красным цветом, а другие - черным. От тебя требуется найти, показать и назвать полностью цифры нарисованные красным в порядке возрастания, т. е. от 1 до 25, а цифры нарисованные черным - в порядке убывания (от 25 до 1). Причем тебе необходимо чередовать через каждую цифру цвет ряда. Например: 1 красная, 25 черная и т. д. Постарайтесь работать быстро и без ошибок. Начинай”

Обработка: к сожалению норм на время выполнения этой методики нет. Педагогу рекомендуется просто зафиксировать результат ученика и сравнить этот результат с результатами других ребят, учитывая возраст школьников.

Следует особое внимание обратить на характер выполнения.

Если ребенок делает большое количество ошибок / ошибки предлагается исправлять по ходу выполнения/, то это может говорить о слабой распределяемости внимания, о низкой способности к концентрации внимания на 2 х - деятельностях одновременно. Вместе с тем это может говорить о низкой переключаемости внимания, поскольку оба эти свойства достаточно трудно отделить друг от друга для отдельного рассмотрения.

Изменение скорости отыскания чисел по ходу выполнения - говорит об истощаемости активного внимания. Если увеличение времени на отыскание чисел не происходит, то это говорит об автоматизированности навыка, т.е. ученик достаточно хорошо владеет “счетными” операциями как в прямом, так и в обратном порядке и способен к устойчивому распределению внимания на 2-х деятельностях одновременно. Соответственно на уроке такой ученик может получать массу замечаний, касающихся того, что он “занимается не тем чем надо”, и вместе с тем успевает по предмету.