На предыдущую страницу

Корректурная проба Бурдона

Для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости используется корректурная проба Бурдона. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости, упражняемость школьников по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики практически нет. Необходимо чтобы школьник знал алфавит.

Для проведения необходимо иметь спецбланк и секундомер.

Бланк представляет собой лист бумаги, на котором по строчкам, в произвольном порядке расположены буквы русского алфавита. Ученику предлагается вычеркивать в строчках либо 2, либо 4 буквы /на усмотрение учителя/. Засекается время. Через каждые 30 или 60 с /опять же по усмотрению учителя/ ребенка просят чертой отметить то место на листе, на котором он находился в данный момент. Общее время выполнения задания 5 мин.

Для вычеркивания предлагаются 4 буквы А, М, К и З. Какие выберет учитель - это уже вопрос его творчества.

Инструкция: “Перед тобой находится лист, на котором напечатаны буквы. Твоя задача - просматривая построчно буквы зачеркивать буквы /учитель должен назвать какие буквы должен зачеркивать ученик; например, А и З, или А, М, К и З. Можно назвать любой вариант, который больше нравиться/. Через каждые 30 с /можно через 60 с/ я буду говорить тебе: “Отметка”. Ты должен пометить чертой то место, на котором находишься в этот момент. После этого продолжай просматривать строчки дальше. Пока я не скажу тебе: “Стоп!” Постарайся работать быстро и точно. Начинай.”

Обработка: обработка производится путем наложения ключа. Подсчитывается количество правильно зачеркнутых букв и количество пропущенных. Подсчет можно производить как по отдельной минуте, так и по всему заданию в целом. В результате можно количественно выразить:

1. Уровень концентрации внимания

 

К= (П1 - П2 3 ) : П х 100%, где

 

П1 - сумма правильно зачеркнутых букв,

П2 - сумма пропущенных букв,

П3 - сумма ошибочно зачеркнутых букв,

П - общее количество букв в просмотренных строчках, подлежащих

зачеркиванию.

Для оценки концентрации внимания в психотехнике принята следующая шкала:

очень хорошая - 81 -100%

хорошая - 61 - 80%

средняя - 41 - 60%

плохая - 21 - 40%

очень плохая - 0 - 20%

2. Показатель скорости выполнения задания

А= S : t, где

S - количество знаков в проработанной части задания,

t - время затраченное на эту часть.

 

3. Переключаемость внимания

 

C= S0 : S x 100%, где

S0 - количество ошибочно проработанных строк,

S - общее количество строк проработанных испытуемым.

 

Переключаемость внимания требует несколько иной инструкции, поэтому если возникает желание исследовать это свойство данной методикой необходимо проведение отдельного эксперимента. В инструкции ребенку следует сказать, что ему необходимо в четных строках вычеркивать /например, А и К/, а в четных

М и З.

Благодаря возможности количественного выражения свойств внимания, можно нарисовать графики, которые будут наглядно показывать изменение за единицу времени /30 с или 60 с/

- скорости работы,
- количества ошибок.

Наличие графиков облегчает анализ процессов утомляемости, колебаний внимания.

Нарастание количества ошибок по мере выполнения в сочетании с уменьшением скорости выполнения говорит об ослаблении внимания, снижении работоспособности, вследствие утомления. Отсутствие ошибок свидетельствует о врабатываемости и достаточной устойчивости внимания, о его малой истощаемости.