Корректурная проба Бурдона
Для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости используется корректурная проба Бурдона. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости, упражняемость школьников по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики практически нет. Необходимо чтобы школьник знал алфавит.
Для проведения необходимо иметь спецбланк и секундомер.
Бланк представляет собой лист бумаги, на котором по строчкам, в произвольном порядке расположены буквы русского алфавита. Ученику предлагается вычеркивать в строчках либо 2, либо 4 буквы /на усмотрение учителя/. Засекается время. Через каждые 30 или 60 с /опять же по усмотрению учителя/ ребенка просят чертой отметить то место на листе, на котором он находился в данный момент. Общее время выполнения задания 5 мин.
Для вычеркивания предлагаются 4 буквы А, М, К и З. Какие выберет учитель - это уже вопрос его творчества.
Инструкция: “Перед тобой находится лист, на котором напечатаны буквы. Твоя задача - просматривая построчно буквы зачеркивать буквы /учитель должен назвать какие буквы должен зачеркивать ученик; например, А и З, или А, М, К и З. Можно назвать любой вариант, который больше нравиться/. Через каждые 30 с /можно через 60 с/ я буду говорить тебе: “Отметка”. Ты должен пометить чертой то место, на котором находишься в этот момент. После этого продолжай просматривать строчки дальше. Пока я не скажу тебе: “Стоп!” Постарайся работать быстро и точно. Начинай.”
Обработка: обработка производится путем наложения ключа. Подсчитывается количество правильно зачеркнутых букв и количество пропущенных. Подсчет можно производить как по отдельной минуте, так и по всему заданию в целом. В результате можно количественно выразить:
1. Уровень концентрации внимания
К= (П1 - П2 -П3 ) : П х 100%, где
П1 - сумма правильно зачеркнутых букв,
П2 - сумма пропущенных букв,
П3 - сумма ошибочно зачеркнутых букв,
П - общее количество букв в просмотренных строчках, подлежащих
зачеркиванию.
Для оценки концентрации внимания в психотехнике принята следующая шкала:
очень хорошая - 81 -100%
хорошая - 61 - 80%
средняя - 41 - 60%
плохая - 21 - 40%
очень плохая - 0 - 20%
2. Показатель скорости выполнения задания
А= S : t, где
S - количество знаков в проработанной части задания,
t - время затраченное на эту часть.
3. Переключаемость внимания
C= S0 : S x 100%, где
S0 - количество ошибочно проработанных строк,
S - общее количество строк проработанных испытуемым.
Переключаемость внимания требует несколько иной инструкции, поэтому если возникает желание исследовать это свойство данной методикой необходимо проведение отдельного эксперимента. В инструкции ребенку следует сказать, что ему необходимо в четных строках вычеркивать /например, А и К/, а в четных
М и З.
Благодаря возможности количественного выражения свойств внимания, можно нарисовать графики, которые будут наглядно показывать изменение за единицу времени /30 с или 60 с/
- скорости работы,
- количества ошибок.Наличие графиков облегчает анализ процессов утомляемости, колебаний внимания.
Нарастание количества ошибок по мере выполнения в сочетании с уменьшением скорости выполнения говорит об ослаблении внимания, снижении работоспособности, вследствие утомления. Отсутствие ошибок свидетельствует о врабатываемости и достаточной устойчивости внимания, о его малой истощаемости.