Счет по Крепелину
Настоящая методика используется для изучения работоспособности, выявления истощаемости и устойчивости произвольного внимания.
Применение методики предполагает умение школьника производить математические операции сложения и вычитания в пределах 2-х десятков. Других ограничений на проведение методики нет.
Для проведения методики необходимо иметь спецбланк и секундомер.
Бланк представляет собой лист бумаги, на котором напечатаны строчками цифры, таким образом. что два ряда /строчки/ находятся друг к другу ближе, чем к двум следующим, т.е. строчки попарно объединены. Эти парные ряды предлагается испытуемому либо складывать, либо вычитать, либо чередовать через пару строк эти операции.
Замеряется время /можно отводить на выполнение задания от 1 до 5 мин/ выполнения задания и фиксируется количество ошибок, сделанных школьником за это время.
Инструкция: “Перед тобой находится листок, на котором имеются различные цифры. Видишь, строчки этих цифр объединяются в шары. Твоя задача складывать /вычитать/ цифры, находящиеся друг под другом и сообщать мне результат и так по порядку до тех пор пока я тебя не остановлю. “Начинай!”
Обработка: При обработке результатов оценивается: какое количество операций сложения /вычитания/ произвел ученик за отведенное ему время /для всех время должно быть одинаково/ и какое количество ошибок он при этом допустил.
Если попросить школьника первые две строчки складывать между собой, а две последующие вычитать /и так чередовать/, то вместе с изучением устойчивости, истощаемости и степени способности к автоматизации интеллектуального навыка, можно изучить переключаемость внимания и узнать какая из операций /сложение или вычитание/ у школьника более автоматизирована.
Сокращение количества выполненных заданий, увеличение временных пауз между заданиями, говорит о явлениях неустойчивости активного /произвольного/ внимания, склонности к психической истощаемости.
Если количество производимых операций за единицу времени не уменьшается, то это говорит об отсутствии склонности к быстрой истощаемости внимания, об автоматизации интеллектуального навыка.
В варианте, когда ученику предлагается чередовать операции, можно выяснить какая из операций - сложение или вычитание - более автоматизирована, сравнив количество ошибок, особенно число случаев когда были “перепутаны” операции. Это еще может говорить о невысокой подвижности психических процессов, низкой переключаемости внимания.
К сожалению норм на данную методику нет. Поэтому учителю предлагается сравнить результаты по методике между собой /между школьниками/, учитывая возраст учеников. выбрав самый низкий показатель и самый высокий для школьников одного года рождения, можно остальных школьников внутри этого интервала. Сам интервал можно разбить на 3 /можно на 5/ равных частей, которые будут говорить о выраженности качества у каждого конкретного школьника этого возраста.
Аналогичную процедуру следует проделать и с результатами ребят других возрастов. Затем можно сопоставить эти ряды между собой.
Хочется особо отметить, что учитывать следует не класс, в котором учится ребенок, а его календарный возраст.
Как было уже отмечено выше, не следует на основании результатов какой-либо одной методики делать окончательные выводы. Желательно провести две, лучше три методики. Желательно с некоторым интервалом, от 3 до 5 дней.
Данные полученные с помощью методик, направленных на изучение особенностей внимания и сенсомоторных реакций, можно использовать непосредственно при проведении уроков.
Например, можно учитывать, что школьник с высокой подвижностью психических процессов и высокой переключаемостью внимания будет “непоседлив”, часто отвлекается.
Ученику с повышенной истощаемостью активного внимания необходимо дать “отдохнуть”, восстановиться.