На предыдущую страницу

Методики для исследования памяти
Методика А. Р. Лурни
(проба на запоминание 10 слов)

Методика направлена на изучение особенностей механической памяти, ее тренированности. С помощью ее также можно судить об устойчивости и концентрации внимания. Использование этой методики дает информацию о способности ребенка к поддержанию относительно продолжительной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него зрительным материалом или игровой ситуацией.

Методика рассчитана на проведение как со взрослыми так и со школьниками. Ограничений на проведение методики нет.

Для проведения необходимо иметь написанные на отдельном листе 10 слов, желательно 2-3 набора. Слова подбираются таким образом, чтобы между ними было трудно установить какие-нибудь смысловые отношения.

Школьнику зачитывается 10 слов, затем просят их воспроизвести. Учитель фиксирует, какие слова были воспроизведены правильно, какие были лишние. Затем снова зачитывают эти слова и снова просят их воспроизвести. Так до тех пор пока ученик не воспроизведет все 10 слов (последовательность не важна).

Через 30-60 мин. проводят контрольное воспроизведение, т.е. школьника просят воспроизвести те слова, которые он заучивал.

Инструкция : "Сейчас я хочу проверить как ты умеешь запоминать слова. Я зачитаю тебе 10 слов, а ты постарайся их запомнить... Сейчас я еще раз зачитываю тебе эти слова, запоминай".

Примерные наборы слов :

1) гора, пила, роза, мыло, нога, бумага, перо, очки, диван, река;

2) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, рука, мед, каша;

3) игла, конь, сено, кошка, часы, кино, пальто, книга, дом, пика.

Обработка : При обработке подсчитывается количество повторений слов, которое потребовалось для того, чтобы ученик запомнил весь список. Следует обратить на особенности запоминания, как то: какие группы слов ученик запоминал быстрее, есть ли какая-либо связь между этими словами; какие слова были привнесены в список, есть ли между этими словами и словами из списка какая-либо связь. Такой анализ может показать характерные особенности, используемые школьником при запоминании, заучивании : устанавливает ли школьник (пытается установить) смысловые связи, или старается запомнить чисто механически.

К сожалению тестовых норм на эту методику не разработано, поэтому учителю предлагается оценить результаты по своей выборке (т. е. по результатам своих учеников определить низкую, среднюю и высокую запоминаемость детей одной возрастной категории, например - для 8 лет, или 13 лет. Обычно нормальный средний школьник запоминает 10 слов после 8-9 повторений.

Следует также обратить внимание на повторное воспроизведение : какие слова воспроизведены, сколько, какие забылись.