На предыдущую страницу

Классификация

Впервые методика была предложена К. Голдштейном, в дальнейшем была модифицирована
Л. С. Выгодами и Б. В. Зейгарник. Она применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения.

Для проведения опыта необходимо иметь набор карточек с изображением различных предметов, растений, животных. Желательно, чтобы рисунки были выполнены в цвете, а также предусматривать возможность разных степеней обобщения. (другой вариант методики для детей старшего возраста, может быть представлен в виде карточек, на которых написаны названия предметов, растений, животных).

Таким образом, первый вариант первый вариант методики представляет собой предметную классификацию, второй - словесную, но тот и другой выявляет способность детей к общению, формированию понятий, абстрагированию.

Опыты по классификации выполняются в 3 этапа. На первом этапе испытуемый выполняет задания по инструкции. Экспериментатор фиксирует действия испытуемого, особенности раскладки. Когда все карточки разложены по группам, переходят ко второму этапу. Дается инструкция о том, что карточки следует объединить в более крупные группы по каким - либо однородным признакам. по ходу выполнения выясняется мотивировка раскладки карточек. Выясняется не только то, почему(те или иные карточки оказались в одной группе, но и способность испытуемого к обобщению понятий (например, “мебель”, “домашние животные”).

на третьем этапе испытуемого просят объединить карточки в еще большие группы и попытаться обобщить их каким-либо понятием. Иногда можно указать конечное количество групп, подразумевая “растения”, “животные”, “люди” и “неодушевленные предметы”.

Инструкция : “Сейчас ты получишь пачку карточек, на которых изображены различные предметы (написаны разные слова). Тебе необходимо разложить карточки по группам (на кучки) в зависимости от того, что к чему подходит. какой предмет (слово) к какому ближе”.

Обработка и интерпретация : норм на данную методику нет, т.к. она может показать только качественное своеобразие процессов мышления.

В результате проведения можно выяснить с какими по составу (большими или малыми) группами (категориями) “работает” школьник. Для этого необходимо подсчитать количество групп (кучек), на которые были разбиты карточки в первый раз.

По результатам второго и третьего разбиения можно судить о том, насколько легко ученик может проводить процессы обобщений и насколько он склонен мыслить в более общих терминах. (чем больше групп карточек получилось после первого разбиения - тем более склонен ребенок мыслить в категориях малой степени обобщенности (конкретные категории), если при этом ему трудно перейти к общим категориям типа “животные”, “люди”, то это скорее всего говорит о его склонности к мышлению “узкими”, конкретными категориями, о более низкой способности к абстрагированию.

И наоборот, если ребенок разбивает карточки на малое количество групп, легко переходит к более общим категориям, то у него большая способность к абстрагированию, к “отвлечению” от конкретных деталей. Как правило таких детей мало интересует конкретные детали, механизмы. они стремятся понять общий принцип. Иногда может показаться, что такие дети поверхностны, не стремятся ни в чем разобраться, что не соответствует действительности. Уяснив общий принцип, ему просто не интересно разбираться с частностями.