На предыдущую страницу

Исключения

Методика направлена на исследование способности к обобщению, к выделению существенных признаков. существует два варианта методики : предметный и словесный.

Для предметного варианта необходимо иметь карточки с изображением 4 предметов. рисунки могут быть черно-белыми или цветными. Испытуемый должен из 4-х предметов выбрать 3, объединенные одним признаком. Первый вариант учитель может выполнить с испытуемым.

Для исследования детей в возрасте старше 12 лет целесообразно применять словесный вариант методики. Для его проведения необходимо иметь 5 слов. испытуемому предлагается исключить 1 слово, которое не входит в одну группу с 4-мя другими.

Инструкция : “Посмотри внимательно на эти рисунки. Здесь изображены 4 предмета. Тебе необходимо найти 3 предмета, которые объединяются в одну группу и сказать как называется эта группа”.

“Посмотри, на листе напечатаны слова. в каждой строчке находится по 5 слов. Тебе необходимо, найти, вычеркнуть или подчеркнуть от слово, которое не подходит к остальным 4-м. назови в какую группу объединились 4 оставшихся предмета”.

Обработка и интерпретация : подсчитывается число правильно проведенных исключений.