На предыдущую страницу

Написание характеристики по результатам обследования

Для того, чтобы получить представление о своеобразии школьника, о его индивидуальных особенностях, уровня развития его способностей, учителю нет необходимости проводить все предложенные нами методики. Вполне достаточно ограничится двумя - тремя по каждому из психологических процессов. Полученные данные, на наш взгляд, могут оказать большую помощь учителю в плане повышения эффективности его деятельности за счет индивидуального подхода к учащемуся, помогут избежать некоторых трудностей в организации учебного процесса.

На наш взгляд, целесообразнее написать характеристику на школьника отдельно по каждому процессу.
Примерный вариант характеристики.
Учащийся 6 класса Васечкин Коля.

Результаты :
1) Методика кодирования.
Количество набранных баллов - 46.

Характер выполнения задания : значки расставлены достаточно аккуратно, имеется небольшое количество ошибок с некоторым увеличением к концу задания. Во время выполнения не отвлекался.

2) Таблица Шульте.
Время выполнения : 45 сек., 47 сек., 50 сек., 54 сек.

Имеет место небольшое количество ошибок. При невыполнении задания двух первых таблиц отмечается некоторая излишняя торопливость (“суета”), которая несколько снизилась по мере проведения методики.

3) Методика А. Р.Лурия.
Полное запоминание 10 слов наступило после 8 повторений. Первоначально учащийся запомнил : гора, пила, диван, река, бумага, перо. Запоминание производилось чисто механически. Через 30 мин., при повторном воспроизведении вспомнились слова : пила, роза, очки, диван.

4) Воспроизведение рассказа.
Было предложено 3 рассказа. В целом можно сказать, что Коля хорошо выделяет смысловые части рассказа, улавливает отношения между ними. Процент пропущенных смысловых единиц - 10%.

5) Классификация.
После первого предъявления карточек, Коля разбил их на 7 групп. После второго предъявления они объединились в 4 группы с названиями :”растения”, “люди”, “животные”, “механизмы”.

6) Складывание картинок по частям.
Количество набранных баллов - 30.

Ошибок не было. Характер картинок угадывался довольно быстро.

Интерпретация полученных данных

Исходя из полученных данных о коле можно сказать следующее :

- Коля обладает способностью к достаточно высокой концентрацией внимания произвольного. слабая истощаемость позволяет ему поддерживать уровень концентрации продолжительное время.
Мелкая моторика развита хорошо.

- объем кратковременной памяти у Коли средний (В пределах 5-6 единиц). Способность к механическому запоминанию в пределах нормы. Смысловая память развита хорошо. Однако следует отметить, что Коля или не владеет приемами запоминания, не вызывающей у него интереса информации, или еще не в полной мере научился устанавливать (самостоятельно) смысловые связи в слабо структурированном материале.

- у Коли хорошо выражена способность к абстрагированию. Он довольно легко выделяет общие признаки у понятий, что может говорить нам о достаточно хорошем уровне развития процессов анализа и синтеза (как операции мышления). Вероятнее всего, что Коле легче всего оперировать понятиями достаточно высокой степени обобщенности, нежели конкретными частными категориями. Его понятийный аппарат сформирован достаточно хорошо и коля умело им пользуется.

Общие выводы : Коля Васечкин, показав средние результаты по проведенным методикам, являет собой тип ученика с хорошим уровнем развития способностей, достаточным для освоения школьной программы нормальной средней школы, индивидуальный подход может потребоваться только в том случае, если у Коли “пропадет желание” учиться, т.е. в качестве мотивирующего к учебе средства.
На наш взгляд, у Коли особых трудностей при усвоении школьной программы быть не должно.