Примерное планирование по русскому языку для ХI класса
общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля
на 2002/2003 учебный год
(на основе учебного комплекса А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой
*)

* Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – В кн.: Программно-методические материалы. Русский язык 10-11 классы. – М., 1998; Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений. –7-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 2001; Методические рекомендации к учебнику “Русский язык:Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.”: Кн.для учителя. – 4-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 2001; Дидактический материал к учебнику “Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы” – М.: Просвещение, 2002.

Предлагаемое примерное планирование рассчитано на один час русского языка в неделю и предназначено для классов общеобразовательного, естественного, физико-математического и технологического профилей.

Особенностью данного курса (10-11 классы) является то, что основное внимание в нем уделяется тексту, работе с текстом и стилями речи, анализу стилистических особенностей текста, использованию стилистических средств в собственной речи учащихся. Через все разделы курса проходят две содержательные линии – овладение учащимися нормами русского языка (произносительными, словообразовательными, словоупотребления, синтаксическими, стилистическими, правописными) и овладение изобразительно-выразительными возможностями единиц русского языка разных уровней – фонетического, морфологического, синтаксического. Овладение языковой нормой и выразительными средствами языка в совокупности своей обеспечивают овладение коммуникативным компонентом культуры речи. Параллельно продолжается работа по стабилизации и обогащению орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся.

Работа по правописанию носит попутный характер, в форме записей текстов, необходимых для овладения стилями речи и анализируемых не только сточки зрения их орфографического и пунктуационного оформления, а следовательно, и словообразовательной, морфологической, синтаксической структуры речевых единиц.

Важное место должны занять виды письменных работ, положительно влияющих на грамотность учащихся и усиливающих общеобразовательную роль русского языка: составление плана, тезисов, аннотации, выписок, конспекта, рецензии, реферата – с использованием не только текстов, помещенных в учебнике русского языка, но и текстов изучаемых литературных произведений, школьных учебников, научно-популярных текстов по избранному учащимися данного класса профилю. Уместными окажутся виды работ по правописанию обогащающего характера: анализ орфограмм с точки зрения принципов русской орфографии, выделение типов орфограмм, группировка слов и словосочетаний по орфографическому признаку, анализ пунктограмм с учетом принципов русской пунктуации и функций знаков препинания, ознакомление с факультативными, альтернативными и авторскими знаками препинания, анализ пунктуации текста и стилистических возможностей знаков препинания.

Цели и задачи, связанные с правописанием, реализуются по преимуществу попутно, в ходе овладения стилями речи, вторым планом, на том же дидактическом материале.

В 10-м классе работа велась по разделам “Текст” и “Стили речи” – общее понятие о стилях, научный стиль и художественный. В 11-м классе внимание переключается на разговорный, официально-деловой и публицистический стили, а также на общие сведения о русском языке. Особую важность приобретает работа над публицистическим стилем речи, обслуживающим социальную сферу жизни каждого из выпускников учебного заведения, позволяющим личности усваивать нравственные ценности общества, выражать и утверждать себя в общественной сфере жизни.

Не прекращается работа и над художественным стилем, поскольку продолжается изучение курса литературы и обращение к художественному стилю способствует сближению двух родственных предметов, помогает учащимся овладевать и русским языком и литературой.

Формами контроля знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку в 11-м классе явятся, во-первых, речеведческий и стилистический анализ текста в устной и письменной форме, во-вторых – подготовка и защита учащимися рефератов по русскому языку. Для анализа на этапе контроля могут быть использованы некоторые из следующих упражнений учебника: 528, 538, 540 – 542, 544-546, 549.

Для подготовки и защиты рефератов могут быть использованы темы, предложенные в учебнике на с. 143. Чтобы содержание реферативной работы учащихся не дублировалось, названный список целесообразно дополнить темами, охватывающими почти весь курс русского языка. Примерные темы для рефератов названы в сборнике “Итоговая аттестация по русскому языку в 11 классах общеобразовательных учреждений” (авторы-составители С.И.Львова, Л.М.Рыбченкова; М., “Дрофа”, 2001 г.). Кроме того, реферато может быть посвящен одному из ученых-русистов, таких как М.В.Ломоносов, В.И.Даль, И.И.Срезневский, Я.К.Грот, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, А.А.Шахматов, А.М.Пешковский, С.П.Обнорский, Л.И.Щерба, В.В.Виноградов и др.

ХI класс
(34 ч.)

Стилистика
(24)

Урок 1. Стили русской речи (с.196-197). Разговорный стиль (с.300 –302, 304). Упр. 477 – 481.

Урок 2. Использование элементов разговорного стиля в произведениях художественной литературы (с.305). Упр. 494, 487, 490, 489, 501.

Урок 3. Официально-деловой стиль речи (с.285-286). Упр. 457, 459-461.

Уроки 4, 5. Деловые бумаги (канцелярско-деловой подстиль) (с.289-291). Упр. 463, 467,471-474.

Урок 6. Язык рынка. Упр. 462, 468-470.

Урок 7. Характеристика (с.287). Упр.458.

Урок 8. Язык юридических текстов (юридический подстиль). Упр.457, 475, 476.

Урок 9. Публицистический стиль речи (с. 229 –230). Упр. 385.

Урок 10. Лексические особенности публицистического стиля (с.232). Упр. 386-390.

Урок 11. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле (с. 237, 239, 240). Упр. 402, 401, 400.

Урок 12. Синтаксические особенности публицистического стиля речи (с. 241). Упр. 407, 408, 405, 406.

Урок 13. Жанры публицистического стиля (с.248). Упр. 411, 413.

Уроки 14, 15. Портретный очерк (с. 255-256, 259). Упр. 416 –417, 422-426.

Уроки 16, 17. Проблемный очерк (с.262). Упр.428-436.

Уроки 18, 19. Устное выступление (с.265-267, 275). Упр. 437-446.

Уроки 20, 21. Доклад (с.276-277). Упр. 447- 451.

Уроки 22, 23. Дикуссия (с.278). Упр. 452-453.

Урок 24. Газетные жанры (с.282-283). Упр. 454-456.

Общие сведения о языке
(5)

Урок 25. Функции языка. Язык и история народа. Развитие русского языка на современном этапе. (С. 131- 137.) Упр. 267, 268, 270.

Урок 26. Четыре формы существования русского национального языка: русский литературный язык, территориальные и социальные диалекты, просторечие (с.131).

Урок 27. Система языка. Основные уровни и единицы языка (с.137).

Урок 28. Культура речи и языковая норма; качества хоршей речи (с.140-141). Упр. 274-276.

Урок 29. Экология слова (с.138). упр. 271.

Уроки контрольных работ
(5)

Речеведческий и стилистический анализ в устной и письменной форме, подготовка и защита рефератов. Учитывается также речевая, правописная и стилистическая грамотность учащихся, выявляемая в сочинениях по литературе.

Планирование подготовлено А.И. Власенковым.