Вопросы и задания для второго (заключительного) тура
первой Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
10-11 классы 1996 год




1. Из каких звуков состоят слова:

       сбежать
       ежи
       статья
       ручеек
       счастливый

       2. Знаете ли вы слова, в которых наблюдается чередование  зву-
       ков с/т и з/т ?
        Укажите два - три слова.

       3. Определите, какая из указанных ниже форм  является  литера-
       турной, объясните сферу употребления остальных форм:

       [что]
       [што]
       [цо]
       [чо]

       4. Один ученик написал в слове водица букву а после в, а  дру-
       гой вместо городошник написал городочник. Какая ошибка грубее?
       Почему?

       5. Определите морфемный состав слов:

       приду
       розоватый
       встать ("подняться")
       встать ("поместиться", например встать в угол)
       лермонтовед
       пушкиновед

       В каких словах морфемы располагаются линейно (одна за другой),
       а в каких апплицированно (т.е. накладываясь одна на другую)?

       6. Какую роль выполняют окончания в словах:

       вода - раб - супруга - Саша;
       молодой - портной?

       7. Определите морфемный состав слов и способ их словообразова-
       ния:

       осточертеть
       бахвалиться
       разъехаться
       навсегда
       потусторонний
       поддакивать
       треволнение
       треножник

       8. Могут ли синонимы выступать как антонимы?
          Докажите ваше мнение двумя или тремя примерами.

       9. Приведите примеры разнокорневых и однокорневых антонимов.

       10. Укажите значение фразеологизмов и образующих их  компонен-
       тов:

       паче чаяния

       семо и овамо

       ничтоже сумняшеся

       альма матер

       погибоша аки обри

       нота бена

       11. Чем является -ся (-сь) в глагольных формах? Почему
       -ся (-сь) стоит в конце слова? Когда в слове употребляется
       -ся, а когда -сь?

       12. Одинаково ли значение -те в глаголе идите в предложениях:

       Ребята, идите домой!
            .
       Дорогой, идите домой!

       13. Чем является к а к  в следующих  предложениях:

       Твое лицо к а к маков цвет.
       Он все делал так, к а к она хотела.
       К а к ты прекрасен, белый свет!
       Журавли летели быстро и кричали, к а к будто звали с собой.

       14. Какое из предложений является неполным, а какое нет?

       Глеб, за доктором!
       Все знаю!
       Идет, идет!

       15. Можно ли вместо скобок употреблять двойное тире?
       Покажите это на примерах.

       16. Объясните, что обозначают выделенные словосочетания:

       Ни огня, ни ч е р н о й  ха т ы,
       Глушь и снег... Навстречу мне
       Только  в е р с т ы  п о л о с а т ы
       Попадаются одне...
                      (А.Пушкин)
       Какие грамматические особенности встречаются во втором предло-
       жении?

       17. Какими языковыми средствами в поэтическом тексте создается
       анафора и какова ее роль? Приведите примеры. Выделите анафору
       в стихотворных текстах.

       1. Какая ночь! Как воздух чист,
          Как серебристый дремлет лист,
          Как тень черна прибрежных ив,
          Как безмятежно спит залив,
          Как не вздохнет нигде волна,
          Как тишиною грудь полна!

          Полночный свет, ты тот же день:
          Белей лишь блеск, чернее тень,
          Лишь тоньше запах сочных трав,
          Лишь ум светлей, мирнее нрав,
          Да вместо страсти хочет грудь
          Вот этим воздухом вздохнуть.
                     (А.Фет)
       2. Брожу ли я вдоль улиц шумных,
          Вхожу ль во многолюдный храм,
          Сижу ль меж юношей безумных,
          Я предаюсь моим мечтам.
                     (А.Пушкин)
       3. За все, за все тебя благодарю я:
          За тайные мучения страстей,
          За горечь слез, отраву поцелуя,
          За месть врагов и клевету друзей;
          За жар души, растраченный в пустыне,
          За все, чем я обманут в жизни был...
          Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
          Недолго я еще благодарил.
                     (М.Лермонтов)

       18. Определите значение выделенных слов и словосочетаний.
       Как произносятся в данных отрывках подчеркнутые слова?
       Какие устаревшие грамматические явления наблюдаются в  отрывке
       из стихотворения "Зимнее утро"? Чем это у А.Пушкина
       объясняется?

       Увы, куда ни брошу взор -
       Везде бичи, везде ж е л е з ы,
       Законов гибельный п о з о р,
       Н е в о л и немощные слезы...
                           -------
                        ("Вольность")

       Но человека человек
       Послал к Анчару властным взглядом,
       И тот послушно в путь п о т е к,
                             ---------
       И к утру возвратился с ядром.
                          ("Анчар")

       Мороз и солнце: день чудесный!
       Еще ты дремлешь, друг прелестный -
       Пора, красавица, проснись:
       Открой сомкнуты н е г о й  в з о р ы
       Навстречу северной А в р о р ы,
       З в е з д о ю  с е в е р а  явись!

       В е ч о р, ты помнишь, вьюга злилась,
       На мутном небе м г л а  носилась;
                          ("Зимнее утро")

       19. В разных изданиях сочинений М.Лермонтова можно заметить
       разночтения в его поэтическом отклике на смерть А.Пушкина.
       В одних изданиях читаем:

       Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!
       Есть грозный судия: он ждет;
       Он не доступен звону злата,
       И мысли и дела он знает наперед.

       В других изданиях вместо с у д и я находим  с  у  д.  Автограф
       стихотворения не сохранился, и оно известно лишь в списках.
       Какой текст представляется вам правильным? Почему?

       20. Расскажите о новых словах в русском языке наших дней.

Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru