Задания к областной олимпиаде
по русскому языку для учащихся 10-11 классов (1996 год)



1. Найдите среди предложенных вам слов, в которых буквы Е,Я,Ю,И имеют необычное для русского языка значение или отсутствуют вопреки норме; напишите эти слова неправильно с точки зрения орфографии, но в соответствии с слоговым принципом русской графики:

Чучело, пчеловод, машина, железо, чайник, ежик, пятачок, йод, бульон.

2. Определите принадлежность следующих существительных к одушевленным или неодушевленным; назовите те из них, которые могут быть одушевленными или неодушевленными в зависимости от контекста, докажите это, составив с ним предложения:

робот, паук, компьютер, привидение, мертвец, кукла, леший, автомат, контролер, устрица.

3. Найдите в предложениях слова, употребленные в переносных значениях; объясните, что лежит в основе переноса; придумайте несколько аналогичных примеров:

1/ Десятый класс уехал на экскурсию.

2/ Это был мой любимый сок, и я выпил два стакана.

4. Определите, какое слово из каждой пары послужило базой для образования второго, определите способы словообразования производных слов:

Мороз - морозить, мена - менять, ход - ходить, пыль -пылить, пар - парить, зелень - зеленеть, глушь - глухой, золото - золотой, пересказ -пересказывать, полет - полетать.

5. Разделите данные существительные, не имеющие формы единственного числа, на несколько тематических групп; дополните каждую группу своими примерами:

Сливки, чернила, ворота, каникулы, щи, сутки, белила,

сумерки, часы, очки.

6. Определите, в каких временах и наклонениях употреблены глаголы в тексте; отметьте случаи несовпадения формальных показателей времени и наклонения и их значение:

"Был я вчера в гостях у Петьки. Прихожу и вижу: целый дом родственников. Знай я заранее - ни за что бы не пошел. Лучше бы в кино сходить! Пошли завтра вместе: гово- рят, фильм стоящий".

7. Вспомните русские пословицы, синтаксическая структура которых соответствует следующим схемам:

1. Обобщенно-личное предложение - обобщенно-личное предложение

2. Неполное двусоставное предложение - обобщенно-личное предложение

3. Обобщенно-личное предложение - двусоставное предложение

8. Найдите "четвертое лишнее" в группах слов:

а/ читающий, читать, читая, перечитать;

б/ слон, слоненок, слоны, слонов;

в/ хороший, хорошая, лучше, хорошенький.

9. Найдите как можно больше синонимичных синтаксических конструкций, которые могут заменить предложение:

"Я посмотрел в окно и увидел, что сидевшие на дереве птицы уже улетели".

10. Объясните происхождение вашей фамилии и название населенного пункта, где живете.


Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru