Задания к
областной олимпиаде по литературе
для учащихся 11 классов / 1996 год /
Проанализируйте стихотворение
М.Лермонтова по предложенным
вопросам.
- Когда волнуется желтеющая нива,
- И свежий лес шумит при звуке ветерка,
- И прячется в саду малиновая слива
- Под тенью сладостной зеленого листка,
- Когда, росой обрызганный душистой,
- Румяным вечером иль в утра час златой
- Из-под куста мне ландыш серебристый
- Приветливо кивает головой,
- Когда студеный ключ играет по оврагу
- И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
- Лепечет мне таинственную сагу
- Про мирный край, откуда мчится он, -
- Тогда смиряется души моей тревога,
- Тогда расходятся морщины на челе, -
- И счастье я могу постигнуть на земле,
- И в небесах я вижу бога.
1. В чем состоит особенность строения каждой строфы? Что объединяет строфа. Какова художественная функция этого приема?
2. Какова логика развития лирической темы стихотворения от 1 к 3 строфе /как соотносятся между собой представленные в первых трех строфах действия, качества /определения/ предметов, зафиксированные временные и пространственные отрезки, точка зрения наблюдателя/. Как соотносятся последняя строфа с 1-й частью стихотворения?
3. Каким размером написано стихотворение? В каких строчках наблюдается отступление от строгого размера? Почему?
4. Определите использованный поэтом способ рифмовки строк в строфах. Когда и почему он изменяется?
5. Как бы вы выразили поэтическую идею стихотворения /обязательно используя свои ответы на предыдущие вопросы/.