Задания к областной олимпиаде по литературе
для учащихся 11 классов / 1996 год /

Проанализируйте стихотворение М.Лермонтова по предложенным вопросам.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка,

Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль в утра час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой,
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
 

1. В чем состоит особенность строения каждой строфы? Что объединяет строфа. Какова художественная функция этого приема?

2. Какова логика развития лирической темы стихотворения от 1 к 3 строфе /как соотносятся между собой представленные в первых трех строфах действия, качества /определения/ предметов, зафиксированные временные и пространственные отрезки, точка зрения наблюдателя/. Как соотносятся последняя строфа с 1-й частью стихотворения?

3. Каким размером написано стихотворение? В каких строчках наблюдается отступление от строгого размера? Почему?

4. Определите использованный поэтом способ рифмовки строк в строфах. Когда и почему он изменяется?

5. Как бы вы выразили поэтическую идею стихотворения /обязательно используя свои ответы на предыдущие вопросы/.


Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru